1.Половозрастная пирамида (ПВП) состоит из координатной сетки, координатных осей: абсцисс (в обе стороны от нуля – зеркальная), ординат (только над нулем) и собственно пирамиды (нескольких рядов положенных друг на друга четырехугольников.
2. Для построения ПВП три ряда показателей: промежутки возрастных групп, количество (в тыс. чел. или % от общего числа населения данной возрастной группы) населения мужского и женского пола соответственно по каждой группе.
3. На вертикальной оси, которая имеет вид столбца, отмечают последовательно возрастные группы (обычно через каждые 5 или 10 лет), толщина оси для каждой группы произвольна (обычно 5мм). На горизонтальной оси справа и слева от нуля зеркально отмечают тыс. чел. или % ориентируясь на масштабный показатель в одной из групп одного из полов.
4. Построение ПВП осуществляется следующим образом: берутся показатели обоих полов самого младшего возраста и на осях (для мужчин на правой для женщин на левой) находятся соответствующие отметки, затем от них восстанавливается перпендикуляр в толщину доли вертикального столба отведенного для этой возрастной группы, после проводится линия параллельная горизонтальной оси, в результате получается вытянутый прямоугольник. После строятся прямоугольники для всех последующих возрастных групп, лежащие на более низком ряду.
|
|
5. Название половозрастной пирамиды подписывается обычно под самой пирамидой.
выводы
Исследования в области изучения карты и ее элементов многосторонни и имеют большие перспективы. Изучение элементов дополнительной характеристики относится к небольшой их части, но это не снижает их важности. В результате нашего исследования были получены следующие выводы:
1.Широта тематических мелкомасштабных карт позволяет использовать различные элементы дополнительной характеристики (графики, диаграммы и т. д.)
2. Различные элементы дополнительной характеристики способствуют получению качественных и количественных картируемых явлений.
3. Элементы дополнительной характеристики способствуют характеристики явлений во времени.
4. Наличие элементов дополнительной характеристики делают карту более информативно емкой и позволяют получать по ней более глубокие и разнообразные выводы.
5.Вшкольном курсе не выявлено возможности использования элементов дополнительной характеристики с картографическим изображением.
6. Имеются методические разработки для практических работ по составлению элементов дополнительной характеристики на уроках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Салищев К.А. Картография. – М., 1982.
2. Вахрамеева Л.А. Картография. – М. 1981.
|
|
3. Звонарев К.А. Картография. – М.- Л. 1951.
4. Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. – Л., 1974.
5. Поспелов Е.М. Топонимика и картография. – М.,1971.
6. Салищев К.А. Картоведение. – М., 1976.
7. Итоги науки и техники. Серия «Картография». – Т.2. – М.,1986.
8. Математические методы в географии / Ю.Р. Архипов, Н.И. Блажко, С.В. Григорьев. – Казань: Изд-во КПУ, 1976.
9. Атлас СССР. – М.: ГУГК, 1983.
10. Граур А.М. Математическая картография. – Л.,1956.
11. Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. – Л. 1974.
12. Берлянт А.М. Образ пространства: Карта и информация. – М.: Мысль,1986.
13. Трешников А.Ф. Географический энциклопедический словарь. – М., 1989.
14. Советская энциклопедия. – М., 1988.
15. География в школе. – М., 1999.
16. Герасимов Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. География. М.: Просвещение, 1994.
17. Давыдова М.И. Самостоятельные работы учащихся по физической географии СССР. М.: Просвещение, 1982.
18. Крылова О.В. Рабочая тетрадь по географии. 8класс. М.: Просвещение, 1996.