Основные принципы казначейского исполнения бюджетов

 

Бюджетным кодексом Российской Федерации определяются принципы исполнения бюджетов бюджетной системы в современных условиях.

Статья 38.2 устанавливает отличительный признак казначейской системы исполнения бюджета – принцип единства кассы.

Он означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ, органов местного самоуправления) за пределами территории Российской Федерации (соответственно – субъекта РФ, муниципального образования), а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Бюджетные средства можно расходовать только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям Бюджетного кодекса РФ, утвержденным сметам и лимитам бюджетных обязательств.

При этом появляется возможность предварительного и текущего контроля за целевым расходованием государственных денежных ресурсов, а также минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных организаций и органов казначейства.

Следующий принцип – принцип учета финансирования в разрезе лицевых счетов. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Учетный регистр – это документ определенной формы, предназначенный для накопительных записей проверенных и обработанных данных бухгалтерского учета.

На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе располагать владелец лицевого счета.

Принцип прозрачности бюджета устанавливает статья 36 Бюджетного кодекса РФ. Для действенного контроля исполнения бюджетов необходимо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджета и само расходование бюджетных средств. Иными словами бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ должны быть более подробными и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным.

В России доходы и расходы бюджетов всех уровней рассматриваются в разрезе единой бюджетной классификации Российской Федерации. Эта классификация носит многоуровневый характер и охватывает функциональную, экономическую и ведомственную структуру доходов и расходов бюджетов РФ, классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов и классификацию операций публично-правовых образований.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Под сводной бюджетной росписью понимается документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Согласно статье 219.1. Бюджетного кодекса РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств главные распорядители средств составляют бюджетные росписи для распорядителей ресурсов.

Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: