Механизм формирования и распределения доходов федерального бюджета

Доходы федерального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним.

Согласно ст.50 Бюджетного кодекса РФ основными налоговыми доходами федерального бюджета являются отчисления от следующих налогов и сборов:

· налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

· налога на добавленную стоимость – по нормативу 100 процентов;

· акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, а также акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50 процентов;

· акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, кроме пищевого, а также акцизов на табачную продукцию, акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100 процентов;

· акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла – по нормативу 40 процентов;

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100 процентов;

· налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных природных ископаемых) – по нормативу 40 процентов;

· сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 70 процентов;

· водного налога – по нормативу 100 процентов;

· единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет – по нормативу 100 процентов;

· государственной пошлины – по нормативу 100 процентов.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

· доходы от продажи или иного использования государственного или муниципального имущества;

· доходы от платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и др.

Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ. Не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов органы Федерального казначейства осуществляют перечисление доходов на единый счет федерального бюджета.

Таким образом, денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения Центральным банком операций по зачислению денежных средств на счет казначейства.

Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета являются:

· налогоплательщики, на которых законодательно возложена обязанность совершения обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

· коммерческие банки и учреждения Центрального банка РФ, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств;

· органы казначейства, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей;

· налоговые органы, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета по доходам можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои особенности.

1 этап. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.

Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме перечислять налоги и платежи в доход бюджета, предоставив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. При этом налогоплательщики имеют право обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.

Учреждения Центрального банка Российской Федерации и коммерческие банки независимо от состояния расчетного счета плательщика и корреспондентского счета самого банка должны принять платежные документы к исполнению.

Корреспондентский счет – счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого кредитного учреждения на основе заключенного корреспондентского договора.

Банки обязаны соблюдать сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Списание средств с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские счета банков-получателей осуществляются учреждениями Банка России. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов казначейства.

Зачисление доходов на лицевые счета казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных документов к ней. В функции казначейства при этом входит учет всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитывается вид и сумма налога.

2 этап. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом доходов между бюджетами различных уровней.

Все налоговые и неналоговые доходы бюджета систематизированы и имеют код в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Согласно коду, присвоенному налогу, сбору или неналоговому платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет.

Все доходы должны быть распределены в соответствии с утвержденными нормативами. Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты соответствующего уровня. Учреждение казначейства готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает само казначейство, а получателем – финансовый орган от лица исполняемого бюджета или казначейство от лица федерального бюджета.

Банк принимает платежные поручения органа казначейства и списывает средства в пределах остатка по лицевому счету.

При исполнении федерального бюджета по доходам казначейство готовит и передает территориальной налоговой инспекции сводный реестр поступлений доходов по налогам. Реестр заполняется по форме, и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета.

3 этап. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.

Операции по возврату и зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Для возврата налога физическому лицу оформляется денежный чек на его имя, по которому оно получает наличные денежные средства в банке, где открыт лицевой счет доходов казначейских органов. Все операции во возврату и зачету осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке по лицевому счету.

4 этап. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах федерального бюджета.

Органы казначейства ведут учет и составляют отчетность о доходах федерального бюджета. Порядок и сроки составления отчетности определяет вышестоящий орган казначейства. Учет доходов ведется в разрезе всех кодов бюджетной классификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: