Анализ исполнения федерального бюджета за I квартал 2008 года

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета", Минфином России представлен отчет об исполнении федерального бюджета за I квартал 2008 г.[8]

Доходы федерального бюджета (с учетом ЕСН) за отчетный период сложились в сумме 1932,7 млрд. руб. (22,0% к предварительной оценке объема ВВП за I квартал 2008 г. - 8796,0 млрд. руб.). Доходы федерального бюджета (без учета ЕСН) составили 1826,1 млрд. руб. (20,7% к ВВП).

Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 1332,7 млрд. руб. (15,2% к ВВП) или 18,3% к уточненной бюджетной росписи.

Профицит федерального бюджета за I квартал 2008 г. составил 600,0 млрд. руб. (6,8% к ВВП).

Объем поступления доходов в федеральный бюджет выше сумм, предусмотренных в прогнозе на I квартал 2008 г. на 6,4% (или 115,4 млрд. руб.).

Основными источниками доходов федерального бюджета в отчетном периоде стали: вывозная таможенная пошлина (33,5%), налог на добавленную стоимость (16,4%), налог на добычу полезных ископаемых (19,1%) и налог на прибыль организаций (8,7%).

Доля налоговых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета за отчетный период составила 52,3%, неналоговых - 47,7%.

Налоговые доходы федерального бюджета за I квартал 2008 г. составили 1010,9 млрд. руб. (11,5% к ВВП), что на 34,5 млрд. руб. или 3,5% выше, чем предусмотрено прогнозом на I квартал 2008 г. Большая часть налоговых доходов федерального бюджета была сформирована за счет поступлений налога на добавленную стоимость (31,1% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (36,5%) и налога на прибыль организаций (16,7%).

Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в объеме 921,8 млрд. рублей (10,5% к ВВП), что на 9,6% выше сумм, предусмотренных в прогнозе на I квартал 2008 г. и были сформированы, в основном, за счет доходов от внешнеэкономической деятельности. Около 83,4% неналоговых доходов было обеспечено поступлениями от уплаты таможенных пошлин.

Кассовые непроцентные расходы федерального бюджета за I квартал 2008 г. составили 1279,5 млрд. руб. или 18,0% к уточненной бюджетной росписи.

Кассовые процентные расходы федерального бюджета за отчетный период составили 53,2 млрд.руб. или 28,3% к уточненной бюджетной росписи на 2008 г. При этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 25,9 млрд. руб., а расходы на обслуживание государственного внешнего долга – 27,3 млрд. руб.

В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 1332,7 млрд. руб. (18,3% к уточненной бюджетной росписи на 2008 г.).

Общая сумма бюджетных ассигнований на 2008 год на реализацию приоритетных национальных проектов, с учетом остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2008 г. (37,4 млрд. руб.) предусмотрена в объеме 238,4 млрд. руб., в том числе: "Развитие агропромышленного комплекса" – 2,6 млрд. руб., "Здоровье" – 109,9 млрд. руб., "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" – 80,4 млрд. руб., "Образование" – 45,5 млрд. руб. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 23,1 млрд. руб. (9,7% к уточненной росписи), в том числе "Здоровье" – 11,9 млрд. руб., "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" – 3,1 млрд. руб., "Образование" – 8,1 млрд. руб.

Кассовое исполнение расходов на реализацию федеральных целевых программ в I квартале 2008 года составило 44,3 млрд. руб. или 6,3% от уточненной бюджетной годовой росписи.

Кассовое исполнение расходов на государственные капитальные вложения в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 год за отчетный период составило 6,5 млрд. руб. или 2,9% от уточненной годовой росписи.

По итогам I квартала 2008 г. доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов составили 3334,2 млрд. руб. (37,9% к ВВП), по расходам – 2335,9 млрд. руб. (26,6% к ВВП), в том числе по непроцентным расходам - в сумме 2276,4 млрд. руб. и по процентным расходам - в сумме 59,5 млрд. руб. Профицит консолидированного бюджета составил 998,4 млрд. руб.

В структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов наибольшая доля приходится на налог на прибыль (26,8%), доходы от внешнеэкономической деятельности (23,7%), налоги и взносы на социальные нужды (13,5%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (12%).

В отчетном периоде объем государственного долга на 1 апреля 2008 г. составил 2392,0 млрд. руб. и уменьшился с 1 января 2008 г. на 10,8 млрд. руб.

При общем уменьшении объема государственного долга в отчетном периоде происходило увеличение размера государственного внутреннего долга и уменьшение размера государственного внешнего долга. На 1 апреля т.г. доля внешнего долга в структуре обязательств составляла 43,4%, внутреннего – 56,6%.

В I квартал 2008 года произошло увеличение доли рыночного долга в общем объеме государственного внешнего долга Российской Федерации (государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте) с 73,7% до 74,0%.

По состоянию на 31 января 2008 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 3 069,0 млрд. руб., совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 782,8 млрд. руб.

В феврале т.г. в Резервный фонд зачислены поступившие в 2008 г. доходы от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в сумме 28,6 млрд. руб.

В марте 2008 г. операции со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не производились.

По состоянию на 1 апреля 2008 г. совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 3 068,4 млрд. руб., Фонда национального благосостояния - 773,6 млрд. руб.

2.3.1. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" подготовлен на основе отчета об исполнении федерального бюджета за I квартал 2008 года, ожидаемой оценки исполнения федерального бюджета на 2008 год и уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в плановом периоде 2009 и 2010 годов.

В соответствии с законопроектом доходы федерального бюджета в 2008 году составят 8 965,7 млрд. руб. (21,23% к ВВП), в 2009 году - 9 518,3 млрд. руб. (19,58% к ВВП), в 2010 году - 10 402,4 млрд. руб. (18,68% к ВВП).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета составят в 2008 году 4 249,0 млрд. руб. (10,06% к ВВП), в 2009 году - 3 640,2 млрд. руб. (7,49% к ВВП), в 2010 году - 3 630,9 млрд. руб. (6,52% к ВВП), что соответственно на 778,3 млрд. руб., 531,7 млрд. руб., 639,9 млрд. руб. больше суммы, учтенной в основных характеристиках федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" (в ред. Федерального закона от 3 марта 2008 года № 19-ФЗ).

Увеличение доходов без учета нефтегазовых доходов в 2008 году составит 130,5 млрд. руб., в 2009 году - 280,4 млрд. руб., в 2010 году - 354,3 млрд. руб.

Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2008 году составит 170,3 млрд. руб., что на 10,1 млрд. руб. меньше показателей, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в редакции Федерального закона от 03.03.2008 № 19-ФЗ).

Законопроектом предлагается увеличить общий объем расходов федерального бюджета в 2008 году по сравнению с утвержденным объемом на 120,4 млрд. руб. (1,7%), в 2009 году - на 463,9 млрд. руб. (5,6%), в 2010 году - на 632,7 млрд. руб. (7,0%).

При этом согласно пункту 2 статьи 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета (в случае его утверждения с дефицитом) либо на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов.

Соответственно, законопроектом предусматривается увеличение условно утвержденных расходов в 2009 году с 1 017,6 млрд. руб. (12,3% от общего объема расходов федерального бюджета) до 1 481,5 млрд. руб. (16,9%) и в 2010 году - с 1 349,2 млрд. руб. (14,9%) до 1 981,9 млрд. руб. (20,5%).

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные финансовые ресурсы будут распределены при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". При этом на 2010 год условно утвержденные (не распределенные) расходы должны будут в соответствии со статьей 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации составить не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета (не менее 241,7 млрд. руб.).

С учетом изложенного, законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований в 2008 году в сумме 287,8 млрд. руб., в том числе за счет:

· увеличения ненефтегазовыхдоходов федерального бюджета в сумме 120,4 млрд. руб. (с учетом уменьшения сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2008 году);

· перераспределения бюджетных ассигнований между 2008 годом и плановым периодом 2009 и 2010 годов в сумме 77,8 млрд. руб., в том числе за счет перераспределения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 43,0 млрд. руб.;

· экономии (сокращения) бюджетных ассигнований в 2008 году в сумме 59,6 млрд. руб.;

· сокращения бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 30,0 млрд. руб.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: