Реализация проекта модернизации казначейской системы исполнения бюджета

Процесс развития казначейской системы, учитывая значимость решаемых органами федерального казначейства задач, и в настоящее время остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы.

Работы по проекту «Модернизация казначейской системы Российской Федерации» (далее – Проект) начаты в 2000 году.

Целью проводимой модернизации казначейской системы Российской Федерации является создание условий для:

- полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств;

- эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюджетов и целевым характером расходов федерального бюджета, а так же субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

- эффективного кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- эффективного управления государственными бюджетными средствами на едином счете Федерального казначейства.

Стратегия развития казначейской системы, принятая в Проекте, предусматривает поэтапный подход. В процессе его реализации, за прошедшие годы, проведен значительный комплекс мероприятий, направленных на развитие казначейской системы, в целях повышения эффективности кассового обслуживания исполнения федерального бюджета и контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2002 г. № 573 для финансирования Проекта привлечён адаптационный программный заём Международного банка реконструкции и развития (далее – МБРР).

Реализация Проекта осуществляется в два основных этапа.

На первом этапе осуществляются мероприятия по разработке и внедрению новых процедур кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, которые обеспечивают проведение через казначейство всех федеральных выплат и поступлений, консолидацию всех средств федерального бюджета на счетах казначейства, а также расширение сферы применения этих процедур за счет включения в бюджет целевых бюджетных фондов и внебюджетных средств. Кроме того, в рамках этого этапа необходимо завершить разработку законодательной и нормативной базы, формирующей правовые основы деятельности казначейской системы.

В рамках первого этапа планируется закончить проектирование автоматизированной системы (далее – АС ФК) и осуществить её внедрение на нескольких выбранных пилотных площадках (в управлениях Федерального казначейства по Самарской, Саратовской и Ульяновской областях) и распространение ее основных (первоочередных) функций в территориальных органах Федерального казначейства, с тем, чтобы кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета обеспечивалось преимущественно с использованием основных казначейских технологий.

Первый этап предполагает апробирование АС ФК в экспериментальном порядке и развертывание ее основных элементов в выбранных субъектах Российской Федерации, позволив тем самым большую часть федерального бюджета исполнять по новым процедурам. По завершении первого этапа будет реализована значительная часть преимуществ, связанных с внедрением полнофункциональной АС ФК.

В ходе второго этапа Проекта планируется завершить внедрение (полнофункциональной) системы на всей территории Российской Федерации, включая все органы Федерального казначейства.

В целях создания АС ФК выполняются работы по проектированию и внедрению прикладного программного обеспечения (далее – ППО), а также следующих систем инфраструктурного обеспечения:

- платформенной инфраструктуры (системное программное обеспечение и аппаратное обеспечение);

- сетевой инфраструктуры (ведомственная транспортная сеть (далее – ВТС));

- систем инженерного обеспечения (далее – СИО);

- систем эксплуатации и управления корпоративной вычислительной сетью. 

Проектирование АС ФК осуществлялось в течение 2001-2004 годов в рамках Государственного контракта на консультационные услуги по разработке и внедрению АС ФК, который был заключен по результатам открытого конкурса в середине 2001 года. В рамках этого контракта, исполнителем данных работ (далее – Интегратором) на этапе проектирования были подготовлены следующие отчеты:

- требования к АС ФК;

- описание АС ФК;

- методика анализа прикладного программного обеспечения и анализ существующего и готового ППО;

- стратегия создания прикладного программного обеспечения АС ФК, включающая определение состава работ по настройке и разработке ППО, а также необходимых интерфейсов между его компонентами, стратегию перехода на АС ФК, стратегию обучения персонала, а также определение общего плана дальнейших стадий проекта, сроков, требуемых ресурсов;

- описание общей аппаратной, программной, телекоммуникационной и информационной архитектуры АС ФК;

- пакет предложений по изменению действующей, а так же созданию новой законодательной и нормативной базы для работы органов ФК, плана ввода ее в действие;

- частное техническое задание на создание сети ведомственных удостоверяющих центров, включающее разработку технических решений для обеспечения обмена юридически значимыми электронными документами, технических требований к средствам реализации, необходимым для размещения заказа на их закупку.

Подготовка указанных отчетов позволила определить функциональные требования и концептуальный дизайн системы, её архитектуру, а также организовать закупку ППО, СИО, ВТС и систем информационной безопасности.

В числе основных задач в 2008 году:

- участие специалистов Федерального казначейства в работе по проектированию новой АС ФК;

- завершение согласования и начало во втором полугодии практической реализации концепции обучения специалистов Федерального казначейства;

- организация закупки необходимого оборудования (системного программного и аппаратного обеспечения), системы управления эксплуатацией;

- проведение мероприятий по подготовке к пилотному внедрению базовой системы.

В 2008 году планируется завершить мероприятия по разработке и тестированию ППО, а во втором квартале 2008 года приступить к его пилотному внедрению в центральном аппарате Федерального казначейства и 3 УФК. График выполнения работ по тиражированию базовой системы представлен на рис. 3.1.

 

Рис. 3.1. График выполнения работ по тиражированию базовой системы.

 

В 2008 году в рамках проведения работ по созданию СИО планируется завершить разработку и согласование ПСД на создание СИО в УФК и ОФК, находящихся в федеральной собственности, осуществить выбор подрядчика по монтажу оборудования для соответствующих ОФК и приступить к практическому созданию указанных систем. В этих целях, Федеральным казначейством завершается согласование с проектировщиком дополнительного соглашения к действующему государственному контракту, предусматривающего более активное его участие в работах по согласованию проектно-сметной документации в государственных надзорных органах, включая территориальные органы Главгосэкспертизы России и усиление ответственности за соблюдение сроков выполнения соответствующего этапа работ. Одновременно, Казначейством России проводится открытый конкурс на выполнение подрядных работ по созданию СИО объектов ОФК. Выборы генподрядчика ОФК и заключение государственного контракта планируется завершить в июне 2008 года.

Работы генподрядчика по созданию СИО ОФК, находящихся в федеральной собственности, планируется начать в июле 2008 года и завершить через 12 месяцев, - в середине 2009 года. Соответственно поставка оборудования в отделения Федерального казначейства начнется также уже в июле текущего года. Выполнение указанных работ напрямую зависит от качества ПСД на объекты уровня ОФК и эффективности организации этих работ в территориальных органах.

В планах Федерального казначейства в 2008 году завершить создание СИО практически на всех объектах УФК. Реализация этой сложной задачи возможна только при объединении усилий и слаженной работе руководства УФК, рабочих групп управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, подрядчиков, проектировщика и сотрудников центрального аппарата Федерального казначейства.

График выполнения работ по созданию СИО на объектах ОФК представлены на рис. 3.2.

 

Рис. 2. График выполнения работ по созданию систем инженерного обеспечения на объектах отделений Федерального казначейства.

 

К настоящему моменту выполнены все необходимые условия для начала реализации пилотного этапа создания ВТС, в рамках которого планируется спроектировать и построить элементы ВТС в центральном аппарате Федерального казначейства и на всех объектах территориальных органов Федерального казначейства в пилотных регионах – Ульяновской, Самарской и Саратовской областях.

Осенью 2008 года планируется провести тестовую эксплуатацию системы, по итогам которой, возможно, будут внесены соответствующие коррективы в разработанные технологические решения.

Кроме того, в 2008 году планируется согласовать порядок подключения к ВТС всех объектов УФК и ОФК (кроме пилотных), а также, в случае успешного проведения тестовой эксплуатации, – в декабре 2008 года начать полномасштабное создание ВТС.

В целях эффективной организации работ по созданию ВТС в территориальных органах Федерального казначейства с учетом новых технологических решений, отраженных в Системном проекте, в сентябре 2008 года планируется провести соответствующе межрегиональное совещание в УФК по Краснодарскому краю.

График выполнения работ по созданию ВТС представлен на рис. 3.3.

 

Рис. 3.3. График выполнения работ по созданию ведомственной транспортной сети на объектах территориальных органов Федерального казначейства.

 

Одна из основных задач Федерального казначейства, реализуемых в 2008 году, - это координация работ по всем основным направлениям работ, связанных с реализацией Проекта, обеспечивающая своевременное завершение всех подготовительных работ по внедрению ППО. График выполнения всех работ представлен на рис. 3.4.

 

Рис. 3.4. График выполнения работ по созданию ведомственной транспортной сети систем инженерного обеспечения и внедрения АС ФК на объектах территориальных органов Федерального казначейства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: