Анализ эффективности функционирования казначейской системы исполнения федерального бюджета

 

Основной целью функционирования совокупности систем исполнения бюджетов России является реализация заключительной части бюджетного процесса – исполнение бюджетов РФ. При этом государство стремится, чтобы бюджетный процесс по исполнению каждого конкретного бюджета не просто выполнялся, а эффективно реализовывался. Для решения этой задачи государство и реформирует бюджетную систему страны, помимо прочего проводя и структурные преобразования.

Естественно, что целесообразность применения той или иной системы исполнения бюджета, её структурно-функциональная организация зависят от эффективности её функционирования в тех или иных условиях. Комплексная оценка эффективности функционирования системы исполнения бюджета в свою очередь подразумевает наличие критериев оценки эффективности, методов и алгоритмов их измерения и расчета.

Однако в финансово-экономической литературе последних лет, посвященной процессу исполнения бюджета, в основном рассматриваются такие вопросы, как: система органов, обладающих бюджетными полномочиями; общие принципы и порядок исполнения бюджета по доходам и расходам; структура и функции органов федерального казначейства; опыт их работы; этапы организации работы по исполнению бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом, обстоятельные исследования в области оценки эффективности функционирования систем исполнения бюджетов в настоящее время отсутствуют. Такое положение дел ставит под вопрос наличие действенной системы комплексной оценки эффективности функционирования системы исполнения бюджета и наличие адекватных критериев для формирования данной оценки.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что задача системного исследования понятий, применяемых большинством экономистов и претендующих на роль критериальных показателей для комплексной оценки эффективности функционирования системы исполнения бюджета, является не просто актуальной, но и насущной задачей.

Для получения состоятельной комплексной оценки эффективности функционирования системы исполнения бюджета с точки зрения системного подхода требуется, как минимум, наличие адекватных критериальных составляющих для оценки эффективности ее функционирования. Из всего спектра понятий, применяемых экономистами как в практике, так и в теории исследования и оценки процесса исполнения бюджета и/или систем исполнения бюджета, выделено множество понятий, наиболее существенных и широко применяющихся. Перечислим их:

1. Время прохождения бюджетных средств до конечных получателей – это период времени от момента зачисления доходов на бюджетный счет, с которого осуществляется финансирование расходов, до момента зачисления бюджетных средств на счета конечных получателей. Под конечными получателями финансов подразумеваются контрагенты бюджетных организаций по договорам за оказанные работы и услуги, т.е. потребители бюджетных средств.

2. Контроль за целевым использованием бюджетных средств – деятельность органа, исполняющего бюджет, по проверке соответствия направлений использования бюджетных средств целям и условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

3. Маневрирование бюджетными средствами – оперативное управление бюджетными средствами в условиях их дефицита благодаря консолидации на едином счете бюджета доходных и расходных потоков и ликвидации многочисленных бюджетных счетов в финансово-кредитных учреждениях и, следовательно, остатков разобщенных бюджетных средств на них.

4. Наличие оперативной информации о финансовых потоках – возможность получения актуальных полных сведений и данных о движении финансовых средств в ходе исполнения бюджета в предельно короткие сроки, вплоть до «режима реального времени».

5. Наличие на счете бюджета временно свободных остатков бюджетных средств – это существование текущего остатка бюджетных средств как суммы превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, который образуется в результате консолидации средств на едином счете бюджета.

6. Наличие детального учета за движением бюджетных средств – осуществление подробной регистрации операций по приходу доходов и предоставлению бюджетных средств в соответствии с утвержденными ассигнованиями и в виде бюджетных кредитов в процессе перемещения финансовых средств в ходе исполнения бюджета.

7. Риск потерь бюджетных средств – вероятность потерь денежных средств доходной и расходной части бюджета вследствие ограниченной надежности банковской системы.

8. Своевременность прохождения финансовых средств в процессе исполнения бюджета – соблюдение установленных сроков перечисления денежных средств, т.е. их списания и зачисления, со счетов плательщиков на счета получателей бюджетных средств в ходе исполнения бюджета как по доходам, так и по расходам.

9. Оперативность зачисления доходов на бюджетный счет – соблюдение финансово-кредитными учреждениями установленных сроков списания денежных средств (налоговых и неналоговых платежей, уплачиваемых в соответствии с действующим налоговым законодательством, а также пени, штрафов и безвозмездных поступлений) со счетов юридических и физических лиц (плательщиков) в доход бюджета и своевременность зачисления указанных средств на бюджетный счет.

10. Своевременность и рациональность расходования бюджетных средств – обеспечение разумного, обоснованного, целесообразного и эффективного использования бюджетных средств по мере поступления их в распоряжение бюджетных учреждений.

11. Точность прогнозирования доходов и расходов – степень соответствия результатов прогнозирования фактическим данным.

12. Экономия бюджетных средств – понятие, отражающее результаты мероприятий по рациональному и бережному использованию бюджетных средств их получателями.

13. Затраты на создание и функционирование системы исполнения бюджета – это сумма единовременных затрат (начальные инвестиции или капитальные вложения) и текущих расходов (денежные средства на текущее содержание системы).

14. Детализация процесса исполнения бюджета по расходам – подробное разбиение процесса расходования бюджетных средств на элементарные операции для фиксирования и документирования бюджетных средств на трех стадиях – стадии бюджетного санкционирования, стадии финансирования и стадии кассового расхода.

15. Учет и контроль внебюджетных средств бюджетных организаций – это полный обособленный учет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными единицами, а также контроль за их получением и расходованием.

16. Распределение регулирующих доходов по бюджетам всех уровней – расщепление поступивших доходов согласно установленным нормативам и перечисление долей в бюджеты всех уровней своевременно и в полном объеме.

Как видно, существует множество понятий, которые могли бы применяться в качестве критериальной оценки эффективности исполнения бюджета. Однако не все они действительно соответствуют требованиям, предъявляемым к критериальным составляющим. Мы не будем подробно останавливаться на этих требованиях, приведем лишь таблицу, в которой представлены данные анализа понятий на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к критериальным составляющим.

Таблица 3.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: