Религиозные реформы Петра I и их влияние на культурную жизнь эпохи Елизаветы Петровны

Известный русский историк культуры XVIII в. М.И. Пыляев отмечает, что “…православие Елизаветы Петровны было искренно, и наружные проявления религиозности были в обычае у придворных”. Все подчеркивали глубокую религиозность императрицы в отличие от своего отца, она не пропускала ни одной службы в придворной церкви, содержала строжайший пост и т.д. К. Валишевский также констатирует религиозное рвение Елизаветы: “…действительно, Елизавета значительно и довольно глубоко видоизменила нравственное и материальное положение национальной церкви… Если с точки зрения экономической и социальной, она в самом начале своего царствования, под влиянием внутреннего чувства, и склонна была разрушить дело секуляризации, начатое Петром Великим, то под давлением внутренней и внешней необходимости она вынуждена была вскоре вернуться к этому плану и ускорить его исполнение”.

Петр I отнял у монастырей управление их обширными владениями, подчинив их светскому учреждению, называвшемуся сперва Монастырским приказом, а впоследствии Коллегией Экономии. Сосредоточенные этой администрацией доходы с конфискованных имуществ должны были быть распределены между монастырями соразмерно их потребностям, с оставлением остатка на основание и содержание светских благотворительных учреждений. Елизавета же, как набожная женщина стала предоставлять монастырям милости: уничтожение некоторых обязанностей (постой войск и сторожевая служба у городских ворот); упразднение в 1744 г. Коллегии Экономии, что дало церкви возможность вступить в прямое управление своим имуществом.

Однако уже в 1757 г. в связи с начавшейся Семилетней войной отношение к имущественному положению церкви и монастырей меняется. Управление монастырским имуществом сосредоточилось в руках Синода, но он должен был уступить часть своих полномочий гражданским чиновникам, отставным офицерам, удерживавшим из доходов часть, следуемую государству, и не поступавшую до сих пор в его распоряжение. Эти меры знаменовали собой совершенно определенное возвращение к программе Петра Великого, и развитие ее уже не встречало препятствий на своем пути.

“С точки зрения духовной, - отмечает К. Валишевский, - набожность Елизаветы и ее благоволение к духовенству точно также склоняли ее к разрыву с руководящими идеями ее отца, и, не встречая здесь на своем пути преград…Елизавета создала совершенно новый режим воинствующего православия”.

В этой связи не лишним будет, отметить, что созданная после упразднения патриаршества все тем же Петром I синодальная система как и прежде подвергается достаточно резкой оценке историков Русской православной церкви. По их мнению самодержавие, прикрывалось своими сакральными привилегиями, постоянно и грубо вмешивалось в церковные дела и даже в вероучительные, богословские дискуссии. Это вносило в церковную жизнь казенно-бюрократический дух, роняло авторитет пастырей в глазах народа. Не было более верного способа дискредитировать церковь, чем заставлять священнослужителей нарушать по требованию властей в политических целях тайну исповеди, или исполнять инструкцию о выдаче справки о причастии как гарантии благонадежности. Следует добавить, что всех наиболее способных кандидатов в священники государство намеренно направляло только на светскую службу, чем ослабляло “кадровый потенциал” церкви и профессионализм ее служителей.

Разработка положений о церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжким преступлением и наказывались смертной казнью.

Православный статус других вероисповеданий и церкви полагался ограниченным, их проповедь (не вероисповедание) запрещались. Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего мусульманства.

На это указывает ряд мероприятий правительства Елизаветы Петровны. Усилилась борьба с безнравственным, аморальным поведением священнослужителей. Дочь Петра I постепенно усилила и развила все ее формы, не исключая самых крайних проявлений религиозной пропаганды в борьбе с ересями. Вновь вошла в силу книга Яворского “Камень веры”, направленная против религиозного свободомыслия. Синод приобрел полную свободу в деле преследования и конфискации произведений религиозной полемики, написанных в либеральном духе, и в запрещении ввоза в Россию подобных изданий. Одновременно на границах государства поощрялось и поддерживалось мерами административного порядка обращение в православие мусульманских или языческих народностей. Но с другой стороны, внутри империи усилилось давление на раскольников-старообрядцев и различных сектантов. Церковь в борьбе с ними часто вновь прибегала к силе светской власти: фискальные меры двойных податей, прямые репрессии по отношению к отступникам.  

Говоря словами К. Валишевского и как бы подытоживая все вышесказанное мы можем отметить тот факт, что существование воинствующей религиозности “…встречается в истории всех народов в известные эпохи их существования и соответствует большой интенсивности религиозного чувства, торжествующего в своей внутренней мощи над причинами внешних недочетов, поражающих лишь выражения этого чувства, но бессильных пошатнуть его основы. Если вера вынуждена опираться на внешний престиж культа, то это уже является доказательством того, что она сама по себе глубоко поколеблена”. 

 

Литература и искусство эпохи Елизаветы Петровны

Во второй четверти XVIII в. русская художественная культура вступила в стадию классицизма, что было свойственно в целом и всей западной цивилизации. В первую очередь классицистские тенденции коснулись литературы, представленной произведениями А.Д.Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. Литература теряет прежний анонимный и рукописный характер, появляются профессиональные писатели, печатным словом оказывающие активное влияние на развитие общественной мысли.

Новым явлениям в области литературы способствовали перемены в настроениях российского образованного общества. Идеи просветителей стали достаточно быстро проникать в Россию. Значительно повысились умственные запросы русского общества, чему способствовал подъем книжного дела. Целый ряд положительных изменений произошел в области культуры; целенаправленными государственными мерами последовательно стимулировалось развитие искусства, науки и образования, сама императрица Елизавета Петровна уделяла вопросам культуры большое внимание.

Идя навстречу интеллектуальному спросу читающей публики президент Академии наук К. Разумовский 27 января 1748 г. получил устный указ императрицы, гласивший о необходимости организовать при Академии перевод и печатание на русском языке иностранных книг для чего должны приглашаться все желающие, способные это делать. Со временем издательская деятельность так возросла, что старая академическая типография не в состоянии была выполнять всех заказов. Академия наук не ограничилась только изданием переводных книг, а попыталась выпускать в свет и самостоятельные произведения русского пера. С 1753 г. при Академии наук стал издаваться журнал “Ежемесячные сочинения” под редакцией Миллера.

Классицизм является общеевропейским литературным направлением XVII – XVIII вв. Его характерные особенности состояли в гражданской тематике произведений, в воспевании разума, считавшегося мерилом ценности человека, в проповеди просвещенного абсолютизма, что было созвучно некоторым представлениям Елизаветы Петровны. Классицисты изображали не конкретного человека, а абстракцию, воплощавшую сумму пороков или добродетелей: невежество и образованность, скупость и щедрость, жестокость и человеколюбие и т.п.

Русский классицизм, зародившийся позже западноевропейского, наряду с общими с ним чертами имел и ряд особенностей. Представители русского классицизма в меньшей мере обращались к античным сюжетам, отдавая предпочтение национальной тематике, стояли ближе к современной им жизни и делали попытки отражать ее проявления в своих произведениях, теснее были связаны с традициями устного народного творчества. Наиболее распространенной формой произведений русских классицистов была стихотворная: сатиры, оды, лирические песни, басни.

Таким образом, можно утверждать, что в XVIII в. зарождается иная система взглядов на природу и общество – рационализм. “Так, в истории русской литературы и общественной мысли просматриваются три господствующие мировоззренческие системы: религиозный символизм (XI – XV вв.), наивный прагматизм (XVI – XVII вв.) и рационализм (первые две трети XVIII в.)”. 

А.Д. Кантемир (1709 – 1744 гг.) по праву являлся первым светским поэтом в России. Он был образованнейшим человеком своего времени, превосходным знатоком древних и западноевропейских языков. Первоначально он занимался переводами, но широкую известность получил в качестве автора сатирических произведений, проникнутых горячей защитой петровских преобразований и высмеивающих невежество, взяточничество, ханжество. Кантемир перевел с французского и издал в 1740 г. книгу академика Фонтенеля “Разговоры о множестве миров”, популяризирующую гелиоцентрическое учение Коперника. Синод признав эту книгу противной вере, приказал ее отовсюду изъять. Антиклерикальный характер творчества Кантемира выразился в том, что он в одной из своих сатир вывел мракобеса, противника просвещения Г. Дашкова. Сатиры Кантемира приобретали общественное значение именно потому, что сюжеты для них были взяты из российской действительности.

Первый профессиональный писатель России В.К. Тредиаковский (1703 – 1769 гг.) прошел тяжелый жизненный путь. Литературная деятельность Тредиаковского началась с перевода романа французского писателя Поля Тальмана “Езда в остров Любви” – первого печатного художественного произведения на светскую тему, появившегося в России. Перу Тредиаковского принадлежит большое количество од, пышно и торжественно воспевавших добродетели и величие императриц. Однако он заслужил признательность потомков не своим поэтическим творчеством, в котором он уступал многим своим современникам, а теоретическими изысканиями в области совершенствования русского языка и приемов стихосложения. Он написал учебник по теории поэзии “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”, ряд критических и историко-филологических работ: “Рассуждение об оде вообще”, “Рассуждение о комедии вообще” и др. Утверждению новых форм русская литература обязана не Тредиаковскому, не имевшему значительного поэтического дарования, а его более талантливым современникам, и, прежде всего Ломоносову.

Ломоносов вошел в литературу в 1739 г., когда написал знаменитую оду “На взятие Хотина”. Вслед за этой одой последовали другие не менее талантливо написанные, в которых Михаил Васильевич достиг своих поэтических высот. В его дальнейшем творчестве русский классицизм достиг наивысшего расцвета. Поэзию Ломоносова отличали оптимизм, высокая гражданственность, глубокая вера в будущее России, гордость за победы русского оружия. Он твердо верил в творческие способности русского народа и был убежден, что может “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать”.

Непосредственно с развитием литературы оказались связанными и другие виды искусств. Все они в большинстве своем находились под сильным влиянием франко-итальянского культурного элемента. Широкую известность приобрела итальянская опера под управлением Арайя, которая имела многочисленную труппу. В 1754 г. во время пребывания императрицы в Москве, ввиду явного предпочтения, отдаваемого публикой французскому театру, был закрыт немецкий театр, существовавший в этом городе. Как определяет этот факт К.Валишевский: “Не трудно объяснить быстрое усвоение этой формы искусства. Но вне ее, в области пластики России, история искусства времен Елизаветы сливается … с историей французских и итальянских артистов… Петр Великий набирал главным образом инженеров, архитекторов и ремесленников; его дочь имела другие заботы и добивалась иного, хотя она и смотрела на знаменитых художников и скульпторов, которыми она старалась себя окружить, лишь как на украшение своего двора…”

Однако вскоре произошло событие, оказавшее большое влияние на будущность русского искусства в этом направлении. В 1747 г. воспитанник Кадетского корпуса А.П.Сумароков поставил русскую трагедию своего сочинения “Хорев”; сюжет ее был заимствован из русских былин. В 1750 г. Сумароков набрал труппу русских актеров положил начало созданию в России национального театра. Сумароков жил исключительно театром и печатью. Он управлял первой русской сценой, затем стал редактором первого литературного обозрения, появившегося в России: “Трудолюбивая Пчела”. Здесь он печатает свои театральные пьесы, критические статьи, оды, элегии, эпилоги, басни и эпиграммы.

Итало-французское влияние в еще большей степени ощущалось в живописи. В 1756 г. Елизавета Петровна велела написать свой портрет французу Токе и итальянцу Ротари, а 1758 г. выписала Луи-Франсуа Лагренэ, оставшегося в России до 1780 г. Лагренэ стал директором Академии художеств, а Луи Жозеф Ле Лоррэн – профессором. Но эти мастера не воспитали русских учеников и петербургские красавицы, желавшие передать свои черты потомству, после отъезда Токе, были вынуждены прибегать к кисти Ван-Лоо. Национальное искусство медлило расцветать при этих условиях, тем не менее, сила общего увлечения всеми формами местной культуры была такова, что немец Штелин, живший в России с 1735 г., взял на себя инициативу по сбору редких образцов национальных русских произведений, портретов, картин, гравюр. В 1743 г. Иван Вешняков написал портрет Елизаветы для Сената, а француз Каравак написал двенадцать портретов для русских посольств в иностранных государствах. В 1747 г. Вешняков занялся копией портрета Екатерины I с немецкого оригинала. Среди художников-граверов, работавших над воспроизведением портретов Елизаветы известен один русский Иван Соколов.

Время императрицы Елизаветы Петровны оставило на память потомкам много прекрасных дворцов, храмов и сооружений с роскошным декоративным оформлением, с парками, садами и скульптурными украшениями, ошеломляющих своей грандиозностью, масштабностью и подчеркивающих величие этой эпохи и лично императрицы. Поражают своей красотой творения Б.К. Растрелли: Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец В Петергофе, Царскосельский дворец, Екатерининский Дворец, Собор Смольного монастыря, дворцы елизаветинских вельмож Воронцова, Строганова Штагельмана в Петербурге. В 1755 г. В Царскосельском дворце была смонтирована знаменитая Янтарная комната, подаренная когда-то Петру I прусским королем Фридрихом I. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: