В ходе анализа школьных учебников и программ по данной теме нами было рассмотрено 5 учебников и 2 программы по истории.
Анализ программ по истории.
Тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» не входит в обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе (5 – 9 кл.), который утвержден в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94 г. № 174 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования».
1. Программа школьных курсов истории утверждена министерством образования в нескольких вариантах. Один из них – программа по истории для 5—9 классов составлена на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе (при учебной нагрузке 11ч и неделю с 5 по 9 класс).
В программе представлены курсы истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. В курсах отечественной истории предусматривается включение региональных компонентов исторического образования -истории края, населяющих его народов и т. д. (в пределах 15% учебного времени, составляющего инвариантную часть в Базисном учебном плане), содержательное наполнение которых осуществляется в регионах.
|
|
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:
· ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
· выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
· развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
· формирование ценностных ориентации и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
· развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
|
|
Содержание отечественной и всеобщей истории изложено в программе в виде двух курсов, что важно для целостного представления о каждом из них. Этому соответствует существующая ныне система раздельных учебников по истории России и истории зарубежных стран. В практике преподавания предлагается изучать оба курса синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для данной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение тем из курсов отечественной и всеобщей истории. Это, например, касается истории международных отношений и внешней политики России, истории первой и второй мировых войн, отдельных вопросов истории культуры и др.
В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной, в том числе региональной, и всеобщей истории, лучшей организации познавательной деятельности школьников.
По данной программе не предусмотрено рассмотрение темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы». Но изучение данного материала возможно в теме «Культура и быт России во второй половине XVIII в.», которая рассматривается в главе «Россия во второй половине XVIII в.» (14 ч) в 7 классе.
2. Программа «История государства и народов России с древнейших времен до наших дней. 6—9 классы». Авторский коллектив: А. А. Данилов (руководитель), Д. Д. Данилов, В. А. Клоков, С. В, Тырин.
Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации. Это в первую очередь относится к отечественной истории.
Перестройка структуры и содержания исторического образования в ходе реформы общей и профессиональной школы основана главным образом на идее концентрической системы обучения. И это отличает данную программу от большинства других, так как она рассчитана на изучение отечественной истории в первом концентре (6—9 классы).
Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образования. Ее отличительной чертой является органическое единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской исторической школы. Основное содержание программы не только не сковывает творческую инициативу учителя, но, наоборот, поощряет ее. Главным при этом остается лишь основная цель исторического образования школьников - формирование гражданского самосознания молодых россиян, воспитание патриотизма, приобщение их как к национальным, так и мировым культурным традициям.
Структура программы позволяет более успешно, чем прежде, выделить основные взаимосвязи исторического процесса, главное содержание исторического развития нашей Родины. В то же время она нацелена на дополнение основного материала многими сюжетами и позициями, необходимыми в школах с углубленным изучением социально-гуманитарных дисциплин, в том числе с историческим профилем.
Содержание настоящей программы является во многом новым. Авторы стремились преодолеть традиционную для прошлых лет доминирующую роль политической истории. Она сохранена здесь как системообразующая, но далеко не единственная. Главное внимание сосредоточено на истории народов нашей страны. Во все ключевые разделы программы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России как полиэтническую и поликонфессиональную, раскрывающие социально-экономическое развитие, особенности культурного процесса различных регионов страны. Центральное место в программе занимают проблемы человека: его быт, обычаи, интересы и заботы, способы достижения целей. Отдельные параграфы посвящены роли религии и церкви в истории народов России.
|
|
Программа содержит ряд новых научных подходов и выводов. Вместе с тем они не подменяют традиционных взглядов и оценок, а приглашают учителя и ученика к дискуссии по наиболее актуальным проблемам отечественной истории. Это позволит строить работу в рамках программы на разных уровнях, с учетом способностей конкретного учащегося.
В данной программе тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» также не рассматривается. Ее изучение возможно в параграфах: ««Век просвещения» в российской культуре середины – второй половины XVIII в.» и «Развитие художественной культуры в XVIII в.». Данные параграфы рассматриваются в теме 4. «Российская империя в 1725 – 1800 гг.» (11 ч) в 7 классе.
Анализ учебников.
Нами было рассмотрено 5 учебников, два из которых входят в рекомендованную Министерством образования РФ учебную литературу по истории для общеобразовательной школы.
Буланов В.И., Зырянов П.И. История России, конец XVII – XIX в.: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. / Под ред. Сахарова А.И. – М.: Просвещение, 1995.
Тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» в этом учебнике конкретно не рассматривается. Но культурные достижения этой эпохи прослеживаются в главе VI «Россия в конце XVII – XVIII в.», в параграфах: «Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.». Материал учебника иллюстрируется фотографиями дворцов, соборов и других зданий архитектуры того времени.
Рыбаков Б.А., Сахаров А.М., Преображенский А.А. История Отечества: Учебник для 8 кл. средней школы. – М.: «Антиква», 1996.
В этом учебнике также не присутствует тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы». Но более полно, чем в предыдущем учебнике рассматриваются особенности культуры России в XVIII в.: «Развитие науки и образования», «Развитие литературы и искусства», «Культура и национальное самосознание» в главе IX. «Развитие России во второй половине XVIII в.». Данный учебник насыщен разнообразными иллюстрациями, но далеко не лучшего качества.
|
|
3. Сахаров А.М., Зырянов А.И., Милов Л.В. История России с начала XVIII до конца XIX века. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Этот учебник в большей мере насыщен материалом по культуре России в XVIII в. – глава 16 «Культура России в XVIII в.»: «Просвещение», «Ломоносов и русская наука», «Литература и журналистика», «Искусство». В этих параграфах также упоминается Елизавета (имеется ее фотопортрет).
4. Зуев М.Н. История России IX – XIX вв.: Пособие по отечественной истории для 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.
В этом учебнике в главе VIII «Империя в период дворцовых переворотов» рассмотрена не просто культура XVIII века в общем, а конкретные ее периоды, связанные с каким-либо правителем. Материал по теме «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» рассмотрен в параграфе «Русская культура в 1725 – 1762 гг.».
5. Шмурло Е.Ф. История России 862 – 1917 гг. – М.: Аграф, 1999.
В данном учебнике культурной жизни России в эпоху Елизаветы просвещено несколько параграфов: «Характеристика елизаветовского царствования», «Правовая деятельность в царствование имп. Елизаветы». В этой книге становление русской культуры рассмотрено с точки зрения влияния личности Елизаветы, и в меньшей степени присутствует материал о выдающихся деятелях и достижениях данной эпохи («Памятники духовной культуры 1741 – 1796 гг.»).
Таким образом, из проведенного нами анализа учебно-методической литературы видно, что в курсе изучения истории России отсутствует как таковая тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы», материалы по данной эпохе рассмотрены всеми авторами, просто они не соотнесены с именем Елизаветы.