Анализ школьных учебников и программ по теме «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы»

В ходе анализа школьных учебников и программ по данной теме нами было рассмотрено 5 учебников и 2 программы по истории.

Анализ программ по истории.

Тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» не входит в обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе (5 – 9 кл.), который утвержден в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94 г. № 174 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования».

1. Программа школьных курсов истории утверждена министерством образования в нескольких вариантах. Один из них – программа по истории для 5—9 клас­сов составлена на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания исторического обра­зования в основной школе (при учебной нагрузке 11ч и неделю с 5 по 9 класс).

В программе представлены курсы истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. В курсах отечественной истории предусматривается включение региональных компонентов исторического образования -истории края, населяющих его народов и т. д. (в пределах 15% учебного времени, составляющего инвариантную часть в Базисном учебном плане), содержательное на­полнение которых осуществляется в регионах.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:

· ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятель­ности людей в прошлом;

· выработка у школьников представлений об ос­новных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объясне­ния событий истории и современности;

· развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следствен­ных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), применять исторические знания при рассмотре­нии и оценке современных событий;

· формирование ценностных ориентации и убежде­ний школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

· развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохра­нять и приумножать культурное достояние своей стра­ны и всего человечества.

Содержание отечественной и всеобщей истории из­ложено в программе в виде двух курсов, что важно для целостного представления о каждом из них. Этому со­ответствует существующая ныне система раздельных учебников по истории России и истории зарубежных стран. В практике преподавания предлагается изучать оба курса синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам опреде­лить оптимальную для данной педагогической ситу­ации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение тем из курсов отечественной и всеобщей истории. Это, например, касается истории международных отноше­ний и внешней политики России, истории первой и второй мировых войн, отдельных вопросов истории культуры и др.

В программе предусмотрены вводные и повтори­тельно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изу­чении отечественной, в том числе региональной, и все­общей истории, лучшей организации познавательной деятельности школьников.

По данной программе не предусмотрено рассмотрение темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы». Но изучение данного материала возможно в теме «Культура и быт России во второй половине XVIII в.», которая рассматривается в главе «Россия во второй половине XVIII в.» (14 ч) в 7 классе.

2. Программа «История государства и народов России с древнейших времен до наших дней. 6—9 классы». Авторский коллектив: А. А. Данилов (руко­водитель), Д. Д. Данилов, В. А. Клоков, С. В, Тырин.

Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотиз­ма, личностной ориентации. Это в первую очередь от­носится к отечественной истории.

Перестройка структуры и содержания исторического образования в ходе реформы общей и профессиональ­ной школы основана главным образом на идее кон­центрической системы обучения. И это отличает дан­ную программу от большинства других, так как она рассчитана на изучение отечественной истории в пер­вом концентре (6—9 классы).

Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образо­вания. Ее отличительной чертой является органическое единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской ис­торической школы. Основное содержание программы не только не сковывает творческую инициативу учите­ля, но, наоборот, поощряет ее. Главным при этом оста­ется лишь основная цель исторического образования школьников - формирование гражданского самосоз­нания молодых россиян, воспитание патриотизма, при­общение их как к национальным, так и мировым куль­турным традициям.

Структура программы позволяет более успешно, чем прежде, выделить основные взаимосвязи исторического процесса, главное содержание исторического развития нашей Родины. В то же время она нацелена на допол­нение основного материала многими сюжетами и пози­циями, необходимыми в школах с углубленным изуче­нием социально-гуманитарных дисциплин, в том числе с историческим профилем.

Содержание настоящей программы является во мно­гом новым. Авторы стремились преодолеть традицион­ную для прошлых лет доминирующую роль политиче­ской истории. Она сохранена здесь как системообра­зующая, но далеко не единственная. Главное внимание сосредоточено на истории народов нашей страны. Во все ключевые разделы программы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России как полиэтническую и поликонфессиональную, раскрывающие социально-эко­номическое развитие, особенности культурного процес­са различных регионов страны. Центральное место в программе занимают проблемы человека: его быт, обы­чаи, интересы и заботы, способы достижения целей. От­дельные параграфы посвящены роли религии и церкви в истории народов России.

Программа содержит ряд новых научных подходов и выводов. Вместе с тем они не подменяют традицион­ных взглядов и оценок, а приглашают учителя и учени­ка к дискуссии по наиболее актуальным проблемам отечественной истории. Это позволит строить работу в рамках программы на разных уровнях, с учетом спо­собностей конкретного учащегося.

В данной программе тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» также не рассматривается. Ее изучение возможно в параграфах: ««Век просвещения» в российской культуре середины – второй половины XVIII в.» и «Развитие художественной культуры в XVIII в.». Данные параграфы рассматриваются в теме 4. «Российская империя в 1725 – 1800 гг.» (11 ч) в 7 классе.

Анализ учебников.

Нами было рассмотрено 5 учебников, два из которых входят в рекомендованную Министерством образования РФ учебную литературу по истории для общеобразовательной школы.

Буланов В.И., Зырянов П.И. История России, конец XVII – XIX в.: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. / Под ред. Сахарова А.И. – М.: Просвещение, 1995.

Тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» в этом учебнике конкретно не рассматривается. Но культурные достижения этой эпохи прослеживаются в главе VI «Россия в конце XVII – XVIII в.», в параграфах: «Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.». Материал учебника иллюстрируется фотографиями дворцов, соборов и других зданий архитектуры того времени.

Рыбаков Б.А., Сахаров А.М., Преображенский А.А. История Отечества: Учебник для 8 кл. средней школы. – М.: «Антиква», 1996.

В этом учебнике также не присутствует тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы». Но более полно, чем в предыдущем учебнике рассматриваются особенности культуры России в XVIII в.: «Развитие науки и образования», «Развитие литературы и искусства», «Культура и национальное самосознание» в главе IX. «Развитие России во второй половине XVIII в.». Данный учебник насыщен разнообразными иллюстрациями, но далеко не лучшего качества.

3. Сахаров А.М., Зырянов А.И., Милов Л.В. История России с начала XVIII до конца XIX века. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Этот учебник в большей мере насыщен материалом по культуре России в XVIII в. – глава 16 «Культура России в XVIII в.»: «Просвещение», «Ломоносов и русская наука», «Литература и журналистика», «Искусство». В этих параграфах также упоминается Елизавета (имеется ее фотопортрет).

4. Зуев М.Н. История России IX – XIX вв.: Пособие по отечественной истории для 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.

В этом учебнике в главе VIII «Империя в период дворцовых переворотов» рассмотрена не просто культура XVIII века в общем, а конкретные ее периоды, связанные с каким-либо правителем. Материал по теме «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» рассмотрен в параграфе «Русская культура в 1725 – 1762 гг.».

5. Шмурло Е.Ф. История России 862 – 1917 гг. – М.: Аграф, 1999.

В данном учебнике культурной жизни России в эпоху Елизаветы просвещено несколько параграфов: «Характеристика елизаветовского царствования», «Правовая деятельность в царствование имп. Елизаветы». В этой книге становление русской культуры рассмотрено с точки зрения влияния личности Елизаветы, и в меньшей степени присутствует материал о выдающихся деятелях и достижениях данной эпохи («Памятники духовной культуры 1741 – 1796 гг.»).

Таким образом, из проведенного нами анализа учебно-методической литературы видно, что в курсе изучения истории России отсутствует как таковая тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы», материалы по данной эпохе рассмотрены всеми авторами, просто они не соотнесены с именем Елизаветы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: