Характерный тип культурного деятеля эпохи

Российская императрица Елизавета Петровна родилась в селе Коломенском 19 декабря 1709 г. Она была дочерью Петра Великого и Екатерины I, второй его официальной жены. Воспитание Елизаветы началось еще смолоду. Из нее пытались сделать благовоспитанную принцессу на западноевропейский манер. Но за исключением учителей французского языка и учителей танцев, воспитание цесаревны было предоставлено ее собственному усмотрению. “Неудивительно”, - подмечает К. Валишевский, - “что оно не было особенно мудро направлено. Елизавета не любила ни читать, ни учиться. Она заполняла время верховой ездой, охотой, греблей и уходом за своей несомненной, хотя и не очень тонкой красотой”. 

Скорее Елизавета получила легкое, беззаботное “развлекающееся” франко – итальянское образование, а не то тяжеловесное, несколько грубоватое, строгое “наукообразие” немецкого воспитания, господствовавшее при ее родителях, что впоследствии сильно сказалось в годы ее царствования на культурной ориентации страны. В первой молодости, в костюме итальянской рыбачки, в бархатном лифте, красной коротенькой юбке, с маленькой шапочкой на голове, а затем в мужском костюме она чаровала всех своей живостью, веселостью, резвостью. “Всегда легкая на подъем”, как говорил про нее саксонский агент Лефорт, она была легкомысленна, шаловлива, насмешлива. “Она как будто создана для Франции, - писал он, - и любит лишь блеск остроумия”.  

Будущая императрица попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий благочестивой отечественной старины. В стремлении научить царевну светским манерам и иностранным языкам, родителями были привлечены гувернантки из Франции и Италии, учителя немецкого и французского языков, а также француз-танцмейстер Рамбур. Возможно, именно поэтому, ей не привились те грубые нравы, которые царили в то время при петербургском дворе, и ее собственное царствование имело в себе гораздо больше европейской галантности и утонченности, чем все предыдущие. Не чуралась Елизавета и общения с простолюдинами, окружавшими ее повседневно, тем самым, подчеркивая свою предрасположенность к национальным русским основам жизни, желание быть ближе к народу. Это особенно ярко проявлялось во время ее пребывания в Александровской слободе, где она обходилась с крестьянскими девушками как с равными. В Петербурге же она наполнила свой дом гвардейскими солдатами, демонстрируя единение с ними в качестве дочери величайшего правителя России, овеянная его немеркнущей славой.

Еще с юношеских лет Елизавета Петровна не только образованная и элегантная, но очень милая во внешности, притягивала к себе внимание людей. “Принцесса Елизавета, -писала о ней леди Рондо в 1733 г., - красавица. Она очень бела, у нее слишком темные волосы, большие и живые голубые глаза, прекрасные зубы и хорошенький рот. Она расположена к полноте, но очень мила и танцует так хорошо, как я еще никогда не видывала. Ко всему прочему она отличалась находчивостью и изобретательностью. По характеру Елизавета была вспыльчивой, и не умела сдерживать себя минуты раздражения. Обладала виртуозной способностью браниться. При этом была приятна в общении, остроумна, весела.” Отчасти с этим связан тот факт, что в елизаветинскую эпоху дворянству привился вкус к развлечениям и утонченным удовольствиям. Все виды изящества и роскоши получили быстрое распространение при русском дворе.

“Веселая, беззаботная, страстная к утехам жизни в ранней молодости, Елизавета должна была пройти через тяжкую школу испытаний и прошла ее с пользой. Крайняя осторожность, сдержанность, внимание, умение проходить между толкающими друг друга людьми, не толкая их, - эти качества, приобретенные Елизаветой в царствование Анны, когда безопасность и свобода ее постоянно висели на волоске, эти качества Елизавета принесла на престол не потеряв добродушия, снисходительности, так называемых патриархальных привычек, любви к искренности, простоте отношений. Наследовав от отца умение выбирать и сохранять способных людей, она призвала к деятельности новое поколение русских людей, знаменитых при ней и после нее и умела примирять их деятельность”.

Главная слабость Елизаветы заключалась в том, что она не получила должного образования и в силу своей некомпетентности не могла в необходимой степени направлять деятельность своих сподвижников, коим вынуждена была перепоручить дела государства. При этом со свойственным ей легкомыслием и расточительностью она не стеснялась осыпать милостями своих фаворитов, не считаясь с тем, насколько они действительно их заслуживали. При ней императорский двор утопал в роскоши, расходы на его содержание были довольно высоки. Часто на первом плане у императрицы стояли развлечения и отдых, а не дела государственного управления, даже в ущерб последним. Вот почему В.О. Ключевский называл Елизавету “умной, доброй, но беспорядочной и своенравной русской барыней”, которая сочетала в себе “новые европейский веяния с благочестивой отечественной стариной”. 

Среди ближайшего окружения императрицы первое место занимал Алексей Разумовский. В первый же день своего восшествия на престол Елизавета Петровна сделала его действительным камергером, а затем – обер-егермейстером. Он стал кавалером всех русских орденов, графом Российской империи и даже фельдмаршалом, хотя не принимал участия ни в одном сражении и никогда не предводительствовал войсками. Благодушный по характеру, он избегал правительственных дел и по своим привычкам и вкусам оставался больше простым украинцем, чем высокопоставленным русским вельможей. Русские историки считают достоверным факт тайного обручения Елизаветы с Алексеем Разумовским, приблизительно называя дату 15 июня 1744 г. в Москве в церкви Воскресения в Барашах, что на Покровской улице. Высокое положение при дворе Елизаветы занимал младший брат ее фаворита, Кирилл Разумовский, который в детстве тоже пас отцовский скот. В 1743 г. в возрасте 15 лет он инкогнито был отправлен в Западную Европу для получения образования. В Берлине Кирилл учился у знаменитого математика Эйлера, потом слушал лекции в Геттингене, после чего объехал Францию и Италию. В 16 лет был возведен в графы Российской империи. В 1745 г. юноша вернулся в Петербург и сразу же получил должность действительного камергера. В 1746 г. когда ему минуло всего лишь 18 лет, его назначили президентом Императорской Академии наук. В 1750 г. Кирилл Разумовский получил звание гетмана Малороссии. С 1751 г. молодой гетман царьком обосновался в Глухове и попеременно жил либо в Петербурге, либо в своем гетманском дворце, давая пышные балы, роскошные обеды и французские комедии.

При Елизавете наряду с Разумовскими возвысились мелкопоместные дворяне, составлявшие “малый двор” цесаревны и активно помогавшие ей занять престол, - братья Шуваловы, Михаил Воронцов и лейб-хирург Лесток. Среди них особенно выделялась незаурядная фигура младшего Шувалова – Петра Ивановича.

Он начал свою карьеру с действительного камергера, стал сенатором, а в 1746 г. ему было пожаловано достоинство графа Российской империи. Сначала командовал дивизией, потом сформировал обсервационный корпус. В 1756 г. занял должность генерал-фельдцейхмейстера, а в 1757 г. – начальника Оружейной канцелярии. В 1761г. получил звание генерал-фельдмаршала. Под его непосредственным руководством осуществлялись реорганизация армии и подготовка ее резервов накануне Семилетней войны (1756 – 1763гг.). Он был инициатором и автором разработки нескольких новых образцов артиллерийских орудий, в том числе знаменитых “единорогов”, хорошо зарекомендовавших себя во время войны с Пруссией (они могли стрелять разрывными снарядами и оставались на вооружении русской армии более 100 лет – до введения нарезных орудий).

Петр Шувалов ведал не только военными делами. Он был конференц-министром и с середины 50-х годов стал фактическим руководителем правительства. Авторитет его и власть оставались почти неограниченными во время всего царствования Елизаветы Петровны.

Старший из Шуваловых, Александр Иванович, не отличался умом и выдающимися способностями. С 1746 г. по 1763 г. был начальником Тайной канцелярии, деятельность которой при Елизавете не имела прежнего размаха. Однако и он был пожалован графским достоинством и в 1760 г. получил высокое звание генерал-фельдмаршала, хотя к армейским делам не имел прямого отношения.

Светлой личностью в близком окружении Елизаветы был Иван Иванович Шувалов – двоюродный брат двух предыдущих Шуваловых. После событий 1741 г. он получил звание камер-пажа. Хорошо образованный, знавший несколько языков, к тому же красивый и обаятельный, юноша быстро выдвинулся и стал играть заметную роль при дворе. Уже к 1749 г. он становится очередным фаворитом Елизаветы, назначается действительным камергером. В 1757 г. он получил чин генерал-поручика, а в 1760г. – генерал-адъютанта, после чего стал членом Конференции. Императрица оказывала особое внимание своему новому своему новому фавориту. Теперь через его руки проходили все важные дела государства.

Главная заслуга Ивана Ивановича состояла в его активном покровительстве науке, просвещению и искусству. Он решительно поддерживал Михаила Ломоносова, старался примирить его в частых ссорах с академиками пронемецкой ориентации. Вместе с Ломоносовым им был составлен проект создания Московского университета, открытие которого последовало 26 апреля 1755 г. Как первый куратор этого университета, он ревностно заботился о его научных кадрах и качестве преподавания. Ради успешного распространения знаний была организована университетская типография, в которой кроме книг печатались им же учрежденные “Московские ведомости” – первая общественная газета в России. И.И. Шувалову обязаны своим появлением Академия художеств в Петербурге в 1757 г. и гимназия в Казани в 1758 г.

Состоя в переписке с французскими деятелями Просвещения Гельвецием и Вольтером, Шувалов заручился согласием императрицы заказать последнему написание книги о Петре I. Вольтер принял заказ, получил 50 тыс. руб. золотом, но не оправдал надежд русского двора. Его история Петра I была далека от серьезной научной работы и больше походила на высокопарную сказку.

Но самой выдающейся личностью, оказавшей бесспорно огромное влияние на развитие русской науки и культуры XVIII в., был М. В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – сын крестьянина-помора из-под города Холмогоры. По сути дела, пробившись в большую науку с самых низов общества исключительно благодаря своей настойчивости, трудолюбию и невероятной работоспособности. Имя Ломоносова по праву стоит первым в ряду выдающихся русских естествоиспытателей. Его научная и практическая деятельность отличалась удивительной широтой и разносторонностью и, именно, в годы царствования Елизаветы Петровны достигла своей вершины, “апогея” результативности. Это был творец новой мысли, энтузиаст и труженик знания, которому приходилось почти, что в одиночку, среди суеверий и псевдонаучных идей прокладывать новые дороги в науке. Ломоносов явился первым русским ученым, который сумел не только стать на один уровень с иностранными корифеями науки, но даже превзойти их. Он своего рода символ эпохи Елизаветы Петровны, когда выдвинулись русские люди, прошедшие хорошую “выучку” у иноземцев и теперь сами ставшие определять дальнейшее развитие российской науки и культуры. Михайло Васильевич был первым русским ученым-энциклопедистом, просветителем, поэтом-новатором, подобным великим французским деятелям эпохи Просвещения. Мировоззрение М.В. Ломоносова оказало огромное воздействие на развитие научной мысли в России и за рубежом, а его работы способствовали созданию многих важных научных направлений. Все свои силы М.В. Ломоносов отдал служению науке; вопрос о науке и об отношении ее к различным сферам общественной жизни был главным в его творчестве. Однако уровень знаний того времени не был готов к восприятию большинства научных идей Ломоносова, в результате он не имел достойных последователей.

И человек, созданный, чтобы совершить в науке переворот, лишь промелькнул в ней ярким метеором. Теории Ломоносова оказались, по выражению В.И. Астафурова, “блестящими страницами, вырванными из книги”. Многие из них по достоинству были оценены позже, уже потомками.

Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова прошли на Беломорском Севере - в крае с богатыми культурными традициями, среди отважных и предприимчивых людей, наделенных большим чувством собственного достоинства и обладающих значительными по тем временам познаниями в области мореплавания, судостроения, сельского хозяйства и торговли.

В конце 1730 г. М.В. Ломоносов уходит из дома и отправляется на свой страх и риск в Москву. Здесь он начал свое обучение различным наукам. Сначала он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, старейшее высшее учебное заведение в Москве. В декабре 1735г Ломоносов, как один из лучших учеников, был отправлен продолжать учебу в Петербургский академический университет. В 1736г. в составе группы русских студентов Ломоносов был отправлен на учебу в Германию в город Марбург. Здесь он познакомился с известным немецким ученым Христианом Вольфом. С особым удовольствием Ломоносов изучал математику, механику, оптику, хотя Христиан Вольф читал лекции по 16 предметам: всеобщей математике, алгебре, астрономии, физике, оптике, механике, военной и гражданской архитектуре, логике, метафизике, нравственной философии, политике, естественному праву, географии, хронологии, о сочинениях Гуго Гроция. В январе 1737г. Ломоносов начал заниматься у профессора Дуйзинга по теоретической химии, что послужило началом интереса Михаила Васильевича к химии и физике.

В 1739г. Ломоносов продолжил свое обучение во Фрейбурге у нового учителя И.Ф. Генкеля, который был знаменит своими трудами в области металлургии, химии и минералогии. В 1740г. Ломоносов посетил рудники в Гессене и Гарце, чтобы усовершенствовать себя в горном деле и металлургии. 

8 июня 1741г. М.В. Ломоносов прибыл в Петербург и начал свою деятельность в Академии наук, где и создал свои замечательные труды по атомно-молекулярному учению, по основам химии, по физико-химическим исследованиям (устройство первой научной химической лаборатории), по исследованию атмосферного электричества, по исследованиям в области химии и технологии стекла.

Параллельно Ломоносов занимался исследованиями в гуманитарных областях: в области языкознания, литературы, стихосложения, философии, истории. Ломоносов был известен как один из крупнейших русских поэтов, слагателей од.

Также известен Ломоносов как исследователь многих важных проблем геологии, почвоведения, растениеводства, лесоводства, географии. Как руководитель географического департамента Академии наук М. В. Ломоносов предпринимал много усилий для составления Российского атласа и других карт российского государства. Он непосредственно участвовал в организации экспедиции, возглавлявшейся адмиралом Чичаговым с целью поиска Северного морского пути в 1765 и 1766гг.

При Академии наук заиграл всеми гранями своего таланта М.В.Ломоносов, которого первым из русских ученых императрица Елизавета Петровна назначила профессором Академии. Таким образом, в России удачно соединились созданный Петром I научный институт и величайший ум российского интеллигента.

Теоретические работы Ломоносова были тесно связаны с практикой, он сконструировал многочисленные приборы, приспособления и инструменты: самопишущие метеорологические приборы, перископ, ночезрительную трубу, с помощью которой можно было ночью лучше различать скалы и корабли.

Как великий русский патриот Ломоносов все свои силы отдал развитию русской науки, в частности, организации высшего образования и подготовки научных кадров из числа русской молодежи. Во многом благодаря стараниям М.В. Ломоносова и И.И.Шувалова при их совместном участии в 1755г. в Москве был открыт первый российский университет с тремя факультетами (медицинским, юридическим и философским). О ведущем участии в этом деле Ломоносова свидетельствует его письмо Шувалову о проекте будущего университета (июнь-июль 1754г.).

В этом письме Ломоносов определяет цель создания университета: “Полученным от Вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести в действо намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества “. Согласно проекту Ломоносова предполагалось набрать число профессоров и студентов, находящихся на жаловании государства, а так же на остаток бюджетной суммы должна была быть образована университетская библиотека. На всех трех факультетах должно было быть не меньше двенадцати профессоров: на юридическом (профессор всей юриспруденции вообще, профессор юриспруденции российской, профессор политики); на медицинском (доктор и профессор химии, доктор и профессор натуральной истории, доктор и профессор анатомии); и на философском (профессор философии, профессор физики, профессор оратории, профессор поэзии, профессор истории, профессор древности и критики). При университете Ломоносов предполагал создание гимназии для первичной подготовки желающих поступить в университет.

Можно сказать, что личность М.В. Ломоносова явилась тем характерным типом культурного деятеля эпохи, своего рода эталоном российского интеллигента середины XVIII в. В истории умственного развития России Ломоносов представляется с первого взгляда исключительным явлением. После его смерти, последовавшей в 1765 году, самые просвещенные из его соотечественников смотрели на него, как лишь на поэта и оратора. Его труды в области естественных наук, философии, даже русской истории оставались неизвестными или непонятыми; некоторые его научные идеи, упав на бесплодную почву и встретив равнодушное к себе отношение, приобрели известность лишь позднее и под видом новшеств иностранного происхождения.

В общем научные теории Ломоносова не особенно отличались от круга идей и понятий, присущих его времени, и когда он в них расходился со своими немецкими учителями, то чаще всего впадал в парадокс или схоластику. Его общий взгляд на природу был в гармонии с духом его века и даже с общим умственным направлением его отечества, т. е. по преимуществу философским или физико-богословским. Немецкие ученые, в частности Шлецер, упрекали его в том, что он был натуралистом в истории и философии. Действительно, некоторые его попытки к истории и филологии аналитический метод естественных наук, противопоставив результаты, полученные таким путем, современному догматизму и знаменитому афоризму: “Посредством наблюдения приходить к теории, посредством теории направлять наблюдения” – вполне определяют труды Ломоносова на этом пути. Но он никогда не был сознательным и последовательным материалистом, будучи для этого слишком великим поэтом и слишком большим врагом скептического рационализма Вольтера.

Он был сыном своего времени, той эпохи, когда в Германии даже Эйлер называл себя спиритуалистом и верующим. Но достаточно и того, что он был захвачен научным течением и если не стоящим выше своих западных соперников, то по крайней мере на одном уровне с ними, учитывая его происхождение и окружавших его современников. Будучи головой выше своих немецких учителей в умственном отношении, он уступал им в характере и поведении; во внешних приемах он был не только неучтив и непристоен, но груб и до дикости раздражителен. Не следует, однако, забывать, какова была среда, где он жил, и сколько она заключала в себе действительно раздражающих черт. В итоге, очень ценимый как поэт, Ломоносов, как ученый, был вообще не понят. Он обращался к публике, которой были недоступны теоретические формы мысли и которая была упорно привязана к поверхностному, чувственному и суеверному понятию о мире. В поэзии, литературе и науке Ломоносов не является более или менее славным соперником какой либо русской или иностранной знаменитости. Он прежде всего – предок, предшественник и инициатор. Его стихотворения не могут сравниться произведениями Пушкина, но, не будь его, автор “Евгения Онегина” не мог бы написать своих. Ломоносов не художник слова; он был сын своего времени, а тогда новое искусство еще пробивало себе дорогу, делало первые шаги на русской почве. Ему недоставало изящества формы и тонкости чувства; но он обладал вдохновением, героической ширью и мужественной силой и вмещал в себе всю душу великого прошлого своего народа, родившего его, и его великого будущего, возвещенного им. Он заключал в себе несколько веков истории, где без него царствование Елизаветы не заняло бы столь видного места. В целом, в личности М.В. Ломоносова зримо воплотились все специфические черты этого переходного в культурной истории времени.   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: