Придворная жизнь эпохи Елизаветы Петровны

Став императрицей, Елизавета сразу же увеличила штат придворных слуг: фурьеров, камер-юнкеров, камердинеров, фрейлин, гувернанток, музыкантов, песенников-бандуристов и многочисленных лакеев.

“Ассамблеи”, введенные Петром I, были оставлены его ближайшими преемниками. Елизавета воскресила этот обычай, наряду с другими, но от прежних собраний, где московский аскетизм, германская тяжеловесность и грубые или страшные шутки хозяина создавали невыносимо тягостную атмосферу, осталось одно их название. Теперь же законом стали французские образцы и французская грация. По словам К. Валишевского: “После государственного переворота совершилась еще и другая революция; как сущность, так и форму ее создали торговцы модных товаров, “мадамы” и учителя танцев, и западная цивилизация, поскольку Елизавета и ее современники были способны ее понять, не выходила из рамок, созданных этими цивилизаторами. Зато рамки эти были чрезвычайно блестящими”. 

Елизавета прививала вкус к развлечениям, к некоторым утонченным удовольствиям. В частности, это были маскированные балы с танцами и игрой в карты, сопровождавшиеся зваными ужинами. Жесткого этикета разработано не было. Все виды изящества и роскоши быстро развились при дворе Елизаветы. Она навсегда изгнала из своего дворца грубые оргии в духе ее отца. Она пожелала иметь хороший стол.

На время своего коронования Елизавета выстроила в Москве оперный театр, вмещавший пять тысяч зрителей. Оперные представления, где рядом с итальянскими певцами выступали молодые придворные, обученные в местной консерватории, чередовались с интермедиями и аллегорическими балетами.

Во всем Елизавета в своей придворной жизни пыталась копировать нравы французского королевского двора, особенно в роскоши обстановки. Главным своеобразием придворной жизни дочери Петра были ее частые поездки из Петербурга в Москву со всем своим двором.

Зимой государыня наслаждалась другими национальными увеселениями: посиделками, святочными играми и подблюдными песнями.

Но, пожалуй, самым важным моментом придворной жизни российской императрицы являлся фаворитизм в духе французских королей XVIII в. К. Валишевский утверждает, что фаворитизм в России не был скандалом; это было государственное учреждение, которое в силу своей публичности, последовательности и приобретенного авторитета переставало быть скандальным и поднималось до уровня других элементов, составлявших двор, общество, государство.   

 

Народное творчество и народные обычаи эпохи Елизаветы

В эпоху Елизаветы Петровны быт широких слоев населения, особенно крестьянства, характеризовался традиционностью. Основной ячейкой сельского и городского населения оставалась семья. Отношения между ее членами строились на обычном праве. Старший по возрасту мужчина, как и раньше, являлся главой семьи. Он руководил ее производственной деятельностью, распоряжался ресурсами и семейно-брачными отношениями.

Ритм крестьянской жизни определялся циклом сельскохозяйственных работ. Самым напряженным считалось время весеннего сева, сенокоса и жатвы. Зимой объем работ значительно сокращался – шел ремонт инвентаря, телег, саней, изготовлялись колеса, а также выполнялись всякого рода мирские работы. Женская половина семьи зимние месяцы проводила более напряженно: с утра до вечера они пряли и ткали полотно, шили белье. Девушки готовили для себя приданое: вышивали полотенца, платки, подолы рубашек.

После ужина начиналось веселье: пение песен, отгадывание загадок, катание на качелях, а также с горок, покрытых льдом. Деревня знала множество песен: хороводных, свадебных, величальных, предназначаемых для стариков, для женатых и замужних, для вдовых мужчин и женщин, по случаю свиданий и расставаний и т. д.

Семейно-брачные отношения оставались почти неизменными с XVII в. Хотя указ Петра I отдавал вопрос о создании семьи в руки вступающих в брак, практически он, как и раньше, в большинстве случаев решался без их участия родителями брачующихся.

Подавляющее большинство селян и работных людей в городах, как и в предшествующих столетиях, жило в курных избах. В XVIII в. в конструкции изб произошло несколько существенных изменений. Одно из них состояло в том, что в избах, сооружаемых в центральных районах страны, появились деревянные полы. Появление пола означало шаг вперед как в гигиеническом отношении, так и для сохранения тепла. Другим новшеством было появление потолка, вызвавшее изменения в расположении окон. В связи с устройством потолка дым теперь стелился равномерно по всей избе и надобность в устройстве окна на высоком месте фронтона в качестве дымохода отпадала. В зажиточных семьях стали появляться “косящатые окна” – застекленные рамы, прикрепляемые к срубу при помощи косяков.

Новое прослеживается и в конструкции печи, которую стали использовать не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку – поверх глиняного остова печи сооружались дощатые настилы, на которых, как правило, спали старики. Интерьер избы помимо печи составляли полати – помост для сна, сооружаемый на уровне печи. По периметру стен закреплялись лавки, предназначавшиеся как для сиденья, так и сна. Над лавками крепились полки для хранения мелких предметов.

 

III. Изучение темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» в школьном курсе истории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: