Государственная политика в сфере занятости

 

Рынок труда формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Здесь взаимодействуют работодатели, наёмные работники и государство, при этом каждый из них реализует свои интересы.

С переходом России к рыночным отношениям не утихают споры относительно степени вмешательства государства в социально-экономические процессы. Чрезмерная опека со стороны государства ведёт к снижению эффективности производства, в то же время сокращение его присутствия в регулировании социально-экономических отношений неизбежно влечёт за собой социальную напряжённость.

В советский период считалось, что «в природе рынка социальная защищённость человека просто не заложена, поэтому чтобы её обеспечить, её нужно ввести извне» [10, c. 78]. Эту роль выполняло государство. Сегодня оно может предоставить возможность отношениям на рынке труда регулироваться с помощью рыночных механизмов, занять активную позицию, оказывая непосредственное воздействие (путём закрепления нормативными актами правового статуса субъектов трудовых отношений, защиты интересов работника и работодателя) либо опосредованное (путём разработки и реализации программ социально-экономического развития, осуществления организационно-правовой, инвестиционной и иной политики, направленной на развитие экономики).

При осуществлении государством своих социальных функций речь должна идти не о его вмешательстве в развитие экономических процессов, а о содействии, цель которого – обеспечить каждому человеку достаточный жизненный уровень. В соответствии с международными нормами [1] неотъемлемой частью экономической и социальной политики любого государства должно быть содействие полной занятости. [17, c. 45]

Конституция РФ (ст.37) устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, а также право на защиту от безработицы. В свою очередь, государство гарантирует гражданам соблюдение указанных прав.  Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Данная норма имеет большое значение, поскольку в истории российского государства есть примеры, когда согласно законодательству труд был строго обязательным, иначе предусматривалась ответственность, вплоть до уголовной.

Проведение активной государственной политики занятости (совокупность правовых, организационных и экономических мер, принимаемых государством в целях снижения уровня безработицы) должно осуществляться путём разработки и финансового обеспечения программ занятости, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включающих бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. (К сожалению, в настоящее время на федеральном уровне программа занятости не разработана.)

К числу пассивных мер относится обеспечение социальной поддержки безработных граждан (ст. 12 Закона о занятости), которая заключается в выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, возможности участия в оплачиваемых общественных работах, оказании материальной помощи. Основная её цель – не допустить резкого падения уровня жизни уволенного работника. [17, c. 46]

Организационное воздействие механизма занятости в РФ осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу и региональные центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости, отраженные в технологии организации работы центра занятости.

Важным направлением государственной политики в области защиты от безработицы является социальная поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Производится выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно.

В соответствии с международными нормами при осуществлении государственной политики занятости в России применяется дифференцированный подход. Это означает наличие норм, предусматривающих специальные меры для отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой государственной защите в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда (ст.5 Закона о занятости). Государство обеспечивает для них дополнительные гарантии путём разработки и реализации специальных программ содействия занятости, а также установления квоты для приёма на работу инвалидов (ст. 13 Закона о занятости).

Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу, подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

Создание новых рабочих мест – важная макроэк-ая мера, являющаяся индикатором процессов, происходящих на рынке труда, и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится более актуальной, т.к. современный уровень научно-технического прогресса обеспечивает экономический рост без увеличения занятости.

Значительное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда (это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы). Биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.

Также серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища и ВУЗы. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с большими практическими навыками. Среди безработных около 50% приходится на группу до 29 лет, 25% - на группу 30 - 39 лет. [15, c. 29]

Проблемы эффективной занятости, в первую очередь, компетенция работодателей, за государством должны оставаться функции регулирования общих правил и контроль за соблюдением трудового законодательства со стороны работодателей. Однако в условиях переходного периода к рыночным формам хозяйствования, когда далеко не все законы разработаны или приведены в соответствие с новыми условиями, работодатели могут игнорировать некоторые положения законов и нормативных документов. Поэтому государство должно:

1) Контролировать соблюдение государственных стандартов в области безопасности, условий охраны труда;

2) Поддерживать необходимые уровни оплаты труда;

3) Обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления плодотворных процессов согласования и регулирования социально-трудовых отношений. [11, c. 294]

В настоящее время порядок финансового обеспечения обязательств Федерации регламентирован Положением о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июля 2005 г. №485, и осуществляется за счёт средств федерального бюджета. [17, c. 47]

 



Заключение

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.

В России решение проблем занятости и безработицы осложняется недостаточно развитым организационным механизмом рынка труда, слабо поставленными статистикой трудовых ресурсов, сбором информации и ее распространением, отсутствием помощи трудоспособным в поисках рабочего места. Отмеченные процессы на рынке труда требуют активного государственного регулирования. Учитывая сложность ситуации, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных.

Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего, ведет к экономическим потерям, снижает уровень реального фактического выпуска национального продукта.

Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. До недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием “Программы социальных реформ в РФ на период с 1996 по 2000 г.”, в которой упор делался на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости. После принятия этой программы по нынешний день принимаются новые решения и программы в пользу работающих и ищущих работу людей.

 Оценивая деятельность государства в целом по сокращению безработицы, нельзя не отметить, что его действии практически направлены на ликвидацию безработицы, т.е. оно сегодня пытается "догнать" события. А это, как известно, всегда требует затрат больших, чем их предупреждение. Задача должна стоять в упреждении события - безработицы.



Библиография

 

1. Конвенция МОТ (Международная организация труда) №122 «О политике в области занятости» (п.1 ст. 1): 1964.

2. Рекомендация МОТ №169 (п.1)

3. Агапова И. И. История экономической мысли / Учебник. – Москва: 1998.

4. Булатова А. С. Экономика / Учебник. – Москва: «Юристъ», 2002.

5. Грязнова А. Г. Макроэкономическая теория и Российская практика / 4-ое издание / Учебник. – Москва: 2007.

6. Иохин В.Я. Экономическая теория/ Учебник.- М.: «Юристъ», 2000.

7. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда / Учебник. – Москва: ИНФРА-М, 2003.

8. Корнейчук Б. В. Рынок труда / Учебное пособие. – Москва: «Гардарики»: 2007.

9. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: Учеб. пособие. - М.: «Гардарики», 2004.

10. Лишвиц Р. З. Теория права / Учебник. – Москва: 1994.

11. Российская Академия Государственной службы при президенте РФ: Рынок труда / Учебник. – Москва: 2000.

12. Сорвина Г. Н. Экономическая мысль 20-ого столетия: страницы истории / Лекции. – Москва: 2000.

13. Экономическая теория [T. 1]/Учебник для вузов/под ред. А. И. Добрыниной – Питер: «Паблишинг»: 1997.

14.  Брагин В., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003 гг. Эмпирический анализ // Вопросы экономики, 2004, №3.

15.  Жуков А. Д. Глобальная безработица остается на беспрецедентно высоком уровне, несмотря на значительный экономический рост // Человек и труд, 2007, №3.

16.  Собченко О. Нестандартная занятость: российские особенности // Человек и труд, 2006, №6.

17. Государственная политика в сфере занятости // Человек и труд, 2006, №6.

18. Основные измерения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд, 2006, №12.

19. Экономические программы и прогнозы ЭКО, 2006, №4.

20. Эксперт, 2007, №33(сент).

21. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

 


[1] По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости: 1995 г. - на конец октября, 2000 - 2006 гг. - на конец ноября.

[2] По данным Роструда.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: