V. Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры

   Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит к более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

   В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

   Э.Кассирер утверждает «.. из всех явлений человеческой культуры, миф и религия хуже всего поддается чисто логическому анализу». Греческое слово «миф» имеет множество смыслов. Это и «сказание», и «речь», и «разговор», и «замысел», и «известие». В традиционном понимании миф – это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке миф это исторически обусловленная разновидность общественного сознания; древнейшая форма коллективного сознания, которая объединяла людей, давала представление об устройстве мира. Особенностью мифа является конкретно образное отражение действительности, построенное на ассоциативных, а не логических понятиях. Образность проявляется и в том, что абстрактные понятия выражаются через чувственно-наглядные, зримые образы. Важно отметить, что подобного рода зримые образы глубоко символичны, а значит предполагают самые разные толкования.

   Историки, философы, культурологи пришли к выводу, что миф лучше всего соответствует особенностям практического освоения действительности, беря на себя мировоззренческие, воспитательные и культово-регулятивные функции, осуществляемые через религиозную, художественную, магическую практику. Исходя из этого, ученые выделяли следующую типологию мифов:

· космогонические, в которых в символической форме описывается происхождение мира, его генезис и смысл развития;

· этнологические, посвященные выяснению процессов происхождения рода, племени, его институтов и норм;

· этиологические, объясняющие происхождение вещей, орудий, природных предметов и явлений;

· антропологические: мифы о происхождении человека;

· эсхатологические: мифы о предстоящем конце мира.

   Современная мифология отличается от древней. Она не является фундаментом всей культуры, более подвержена изменениям под влиянием перемен в общественной жизни. Современные мифы заимствуют элементы из других культурных форм, в том числе и из науки. Многие мифы XX века выступают в облике рационального знания, а иногда даже строятся по образцу теоретических концепций.

    В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

· «Старые» мифы - дожившие до наших дней «преданья старины глубокой»: о колдовстве и сглазе, об общении с душами на спиритических сеансах и т.п.

· «Новые» мифы – это так называемые паранаучные (т.е. «околонаучные», от греч. para – около, возле) мифы: о летающих тарелках и пришельцах, о снежном человеке, о Бермудском треугольнике и пр. В эту группу мифов входит астрология, парапсихология, «нетрадиционная» медицина и пр.

· Мифологемы – это мифы, обычно воспринимаемые как суждения здравого смысла, стереотипные представления, которые кажутся настолько само собою разумеющимися, что их необоснованность попросту не замечается. Мифологемами являются, например, народные пословицы («Бьет – значит любит» и т.п.)а также утверждения типа: «высокий лоб – свидетельство большого ума»; «все дети талантливы». К мифологемам можно отнести и этнокультурные стереотипы вроде следующих: «итальянцы страстны», «евреи умные и хитрые», «русский человек талантлив и простодушен».

· Идеологические мифы отчасти складываются стихийно, а отчасти специально разрабатываются и распространяются идеологами. Большинство идеологических мифов рождается и умирает вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы. Бурная история России XX века дает немало тому примеров: большевичкам хватило пары десятилетий, чтобы в сознании советских людей прочно укоренились коммунистические мифы о великом «вожде народов», о «полной и окончательной победе социализма» и др.  

   Религия стала доминировать в культуре вслед за мифологией. Основные элементы религии:

- Вера в Бога (или в богов). Это главный признак религии. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых, бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо: а)разумное, б)бессмертное, в)обладающее сверхъестественными способностями; г) непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. Все это свойства, которые имеются у человека, но взятые в преувеличенном, абсолютизированном виде. С точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства. 

По мысли Л.Фейербаха, религиозное представление о Боге- это зеркало, в котором отражается мечта человека о том, каким он хотел бы стать. А Вольтер со свойственным ему остроумием выразился по этому поводу так: «Бог создал человека, а человек отплатил ему тем же».

- Эмоциональное отношение к Богу.

- Вероучение. Во всякой религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран).

- Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Важной стороной религиозного культа является символика.

- Организация верующих. Религия по природе своей коллективна. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Великие основатели религий – Будда, Христос, Мухаммед – проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. Типичной формой организации верующих является церковь.

Функции религии

1. «Душеспасительная» функция (по отношению к личности). Религия служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни. Она утешает слабых, помогает им пережить трудности жизни.

2. «Духовная» функция (по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.

3. «Мирская» функция (по отношению к обществу). Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Включенность в религиозную общину, коллективное отправление обрядов, страх перед наказанием Божьим за грехи дисциплинируют верующих. Выполнение требований религиозной морали делает поведение верующих стабильным и предсказуемым.

        Роль религии по отношению к личности, культуре, и обществу нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Эта роль двояка.

   Религия играет позитивную роль когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой.

   Три мировые религии – буддизм, христианство и ислам – охватывают почти две трети человечества.

 

Основные религиозные направления:

1. Мировые религии:

· Буддизм (Основатель – Сиддхартха Гаутама, вырос из древнеиндийского брахманизма и распространился далеко за пределы Индии);

· Христианство (Учение Иисуса Христа выделилось из иудаизма и превратилось в межнациональную, мировую религию);

· Ислам (Основатель - Мухаммед).

2. Региональные религии:

· Иудаизм (Израиль);

· Индуизм (Индия);

· Зороастризм (Иран);

· Даосизм (Китай);

· Конфуцианство (Китай);

· Синтоизм (Япония).

   Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство.  Искусство – это сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.

Функции искусства

1. Рекреативная – искусствокак   средство развлечения.

2. Воспитательная – средство нравственного совершенствования человека.

3. Идеологическая – в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на жизнь.

4. Познавательная – отражение исторических событий, описаний жизни разных эпох и народов, представлений об идеалах красоты.

5. Эмотивная – искусство затрагивает наши чувства, заставляет сопереживать, вызывает интерес.

   Художественные произведения становятся фактами культуры тогда, когда они доходят до публики. Они должны быть не только созданы, но и восприняты людьми.

Восприятие произведения искусства может происходить на нескольких уровнях.

   Уровень первый – установочный. Исходный пункт, с которого начинается восприятие произведения искусства, состоит в самом элементарном условии: в том, чтобы человек понимал, что перед ним произведение искусства, а не просто некая реальная жизненная ситуация.

   Уровень второй – ориентировочный. Если начальная установка на художественное восприятие присутствует, следующий шаг заключается в том, чтобы сориентироваться в содержании произведения искусства. Ведь когда мы, например, держим в руках книгу на неизвестном нам языке, мы можем понимать, что это за роман, но иметь никакого представления, о чем в нем речь. Точно так же для ориентировки в музыкальном или изобразительном произведении необходимо понимать тот художественный язык, в котором оно выполнено.

   Уровень третий – созерцательно-эмоциональный. На созерцательно-эмоциональном уровне складывается эмоциональное восприятие содержащихся в произведении художественных образов.

Уровень четвертый – интеллектуально-эмоциональный. Он связан с осмыслением идейного содержания произведения. Чем более глубоким является это осмысление, тем богаче палитра эмоций, которые он вызывает.

Уровень пятый – аналитический. На этом уровне как художественное произведение в целом, так и его отдельные элементы – содержание, форма, образы, идеи, язык, стиль, композиция, сюжет, замысел автора, особенности его творческой манеры – подвергаются анализу. Это требует знаний в области истории и теории искусства. В развитой форме аналитический подход к произведениям искусства осуществляется в художественно-критических работах.

ВИДЫ ИСКУССТВА

I Временные виды: художественная литература и музыка.

II Пространственные виды: изобразительное искусства (живопись, скульптура, графика, художественная фотография) и прикладные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство).

III Пространственно- временные виды (хореография, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство).

Художественные стили

    В произведениях искусства выражаются различные эстетические идеалы, по-разному ставятся задачи художественного творчества, используются разные средства, приемы, правила создания художественных образов. Характерные для отдельного автора особенности творчества составляют его индивидуальный стиль. Но существуют и общие черты, объединяющие творения целой группы авторов и типичные для искусства в течение достаточно долгого исторического периода. Художественный стиль есть единство эстетических идеалов и творческих методов, определяющее типичные черты многих произведений искусства в определенную эпоху.

           Вплоть до эпохи Возрождения в обществах прошлого художественные стили были едиными для всей культуры. Древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская культуры были «многостильными». В них господствовали каноны, определявшие общие характерные черты художественных произведений в различных видах искусства и очень медленно изменявшиеся. К концу Средневековья уже наметилось в рамках единого для всей культуры художественного стиля сосуществования двух архитектурных стилей – романского и готического. Однако лишь в эпоху Возрождения начала складываться разностильность искусства. Стиль барокко стал стилем переходного периода от Возрождения к Новому времени. Классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм  возникают и сосуществуют в искусстве Нового времени. В преддверии XX века наступает время, получившее название «эпохи модернизма», в котором отсутствует стержневой художественный стиль, появляется множество стилей, быстро сменяющих друг друга (импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и т.п.). В настоящее время искусствоведы говорят о постмодернизме как о художественном направлении, задающем тон в искусстве наших дней, с его новыми течениями (гипперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, неоклассицизм и т.д.)

Наука – это особая совокупность знаний; особый вид деятельности; отрасль общественного труда.

                Важнейшие отличительные черты научного знания следующие:

· Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт.

· Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.

· Воспроизводимость проверяемость: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.

· Логическая строгость, точность и однозначность.

· Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.

 

 

                      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: