1. I век до н.э. – XVI век н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.
2. XVI – XVII – эпоха научной революции. Формирования основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества.
3.XVIII – XIX века – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.
4. XX век – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX – XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX века – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращения сроков от открытий до применений.
Наука – один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила!» - утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.
|
|
Гуманистическая ценность науки неоднозначна. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек.
VI. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Типология культуры. Основания и дифференциация культур
Изучение единства и многообразия культур, анализ специфики их развития и изменения обусловили необходимость в их классификации. Эти классификации возникают на основе повторяющихся особенностей характерных черт определенной культуры. Система подобных классификаций и определяют типологию культур.
Выделяют три основных принципа выделения различий культур:
1) географический – локализация культур в географическом пространстве;
2) хронологический – выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, то есть локализация во времени;
3) национальный – изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития.
Основания дифференциации культур
· Согласно определяющей логики типов мышления:
а) синкретическая (нерасчлененное сознание);
б) бинарная (двойственное);
· Согласно базисным элементам культуры:
а) материальная культура;
б) духовная культура.
· По социобиологическим признакам (женское, мужское начало в культуре; этапы жизненного цикла человека: детская, молодежная, пожилого возраста).
· По вероисповедальному основанию (христианская, мусульманская и др.).
· По расовому и этническому признакам.
· По социальному основанию (касты, сословия, классы).
· По типу поселения (городские, сельские, поселковые).
· Историческая типология (исторические типы культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества).