Экономическое, социальное и духовное развитие

Древнерусского государства.

Экономика Древнерусского государства развивалась достаточно медленно. Главной ценностью выступала земля, которая находилась в руках феодалов и сдавалась крестьянам на различных условиях. Постепенно складывалась система феодальной зависимости. Развивалась торговля. В государстве существовали свои меры веса, обмена, торговли. Мерой богатства в Древней Руси считался скот. До XIв. термин «скот» обозначал деньги; «скотница» обозначала казну; слово «скотник» подразумевало казначея. Первые упоминания о деньгах есть в Русской правде. Основной денежной единицей считалась гривна. Металла часто не хватало, и в обиходе были кожаные деньги с клеймом князя. Гораздо позднее появилось понятие «рубль».  На Руси рубль был слитком серебра от 100 до 200 граммов весом. Но к середине XVв. такие слитки вышли из обращения. Период с Х по XVв. был самым трудным для денежных преобразований: Русь формировалась как государство, в период феодальной раздробленности ослабились товарно-денежные отношения, отношения между княжествами и сами княжества, завоевания интервентов подрывали экономику.

В период Киевского государства нередкими были народные восстания, самое крупное из которых – восстание древлян в 945г., в ходе которого был убит князь Игорь. Княгиня Ольга жестоко отомстила за смерть мужа убийцам – древлянам. Ольга прославилась тем, что показала себя мудрой правительницей: она учредила административные центры – погосты, и упорядочила государственное управление. Кроме того, она одной из первых приняла в Русском государстве православную веру.

Укрепление государства требовало изменения религии, и в 980г. князь Владимир Красное Солнышко попытался создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но язычество не стало государственной религией, и страну укрепило принятие христианства. В 988г. князь Владимир крестил Русь в православие. Но уже до него православная религия была известна русичам. Есть археологические данные, свидетельствующие, что православие проникло на Русь в начале IXв.

Князь Владимир сделал свой выбор в пользу православного христианства, и это сблизило Русь с южными славянскими племенами, населяющими Балканский полуостров, но увеличило разрыв с западными славянами – поляками и чехами, выбравшими католичество. Этот выбор определил пути развития русской культуры, дипломатии на века. Русское общество объединилось на новой основе. Однако языческие верования, преобладавшие на Руси до принятия христианства, еще долго сохраняли свое влияние.

Принятие православия в этот период являлось скорее дипломатическим актом, нежели сознательным выбором и массовым явлением. Становление христианства на Руси было долгим процессом. Славяне далеко не везде мирно принимали новую религию, и, по оценкам историков, распространение православия продолжалось не только в Х, но и XIв., а элементы языческой религии сохранялись на Руси еще долгое время. Позже всех православие приняли славянские землепашцы и охотники.

Наиболее пышного расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром. Он обезопасил Русь от набегов врагов, успешно развивал просвещение, добивался международного признания государства. На Руси развивались феодальные отношения, постепенно складывалась феодальная зависимость, основанная на земельной ренте. Важное значение имели суды, опиравшиеся в работе на документ под названием Русская правда – первый свод законов, составленный во времена Ярослава Мудрого. Из этого документа можно сделать вывод, что на Руси уже зарождался сословный строй; основным населением Руси были свободные общинники – люди, и «смерды» (полусвободные княжеские данники). Русское государство при Рюриковичах оставалось окраиной европейского мира, где долго сохранялись черты раннефеодальной монархии с элементами родового строя. Собственником земли являлось государство, феодальное землевладение развивалось медленно. Одним из крупных землевладельцев на Руси была церковь.

ГЛАВА 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: