В Законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в будущем станут ядром научной элиты страны.
Необходимо с самых первых уроков химии выявлять школьников, у которых есть интерес и способности к химии. Работу с одаренными детьми можно осуществлять не только во время урока, но и в рамках дополнительных занятий, факультативов, дистанционных курсов. Интересными в плане подготовки школьников к олимпиадам и открытому чемпионату интеллектуальных игр школьников Ярославской области «Команда года» являются занятия в очно-заочной школе Центра образования школьников «Олимп (http://olimp.edu.yar.ru).
В организации целенаправленной работы с одаренными детьми могут оказать большую помощь ресурсы некоторых сайтов Интернет (приложение 5).
Для разработки системы творческих самостоятельных заданий, а также факультативных занятий кроме ресурсов сети Интернет рекомендуется использовать дополнительную литературу (приложение 6)
При организации исследовательской деятельности можно обратиться к дополнительным источникам (приложение 7).
При организации урочной и внеурочной работы могут помочь химические образовательные сайты (приложение 8). Данный перечень далеко не полный, рекомендуем учителю химии пополнять список образовательных ресурсов в течение года и создавать свою «библиотеку» полезных сайтов по химии.
Рекомендации по подготовке обучающихся к итоговой аттестации
Государственная (итоговая) аттестация выпускников средней (полной) школы по химии в Ярославской области с 2008 года проводится только в форме единого государственного экзамена.
Анализ результатов ЕГЭ по химии за прошедшие 3 года показал, что средний балл в Ярославской области несколько ниже, чем в целом по России. Этот факт не может не вызывать тревогу. В методических письмах прошлых лет были обозначены темы курса химии, задания по которым вызвали наибольшие затруднения у экзаменующихся. Из года в год эти темы остаются прежними. В письмах были предложены мероприятия по улучшению результатов ЕГЭ организационного и методического плана, к числу которых можно добавить следующие:
· Усовершенствовать методику преподавания наиболее сложных тем курса химии основной и старшей школы, а именно – использовать в преподавании этих тем современные образовательные технологии, в первую очередь, ИКТ, современные технические средства обучения (интерактивную доску, лабораторию L-микро, документ-камеру), ЦОР.
· Включить в учебный план школы предмет «Пропедевтика химии» объемом 1 час в неделю для «разгрузки» курса химии основной школы и увеличения времени на изучение основ химии.
· Более критично подходить к выбору элективных предметов в старшей школе: они должны максимально готовить обучающихся к сдаче ЕГЭ, а не знакомить школьников с вопросами химии высшей школы.
· Организовать репетиционные элективные курсы, задачей которых станет подготовка к сдаче ЕГЭ по химии, изучаемой на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебной программы. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4.04.2010 № 03-413 образовательное учреждение имеет право проводить такие курсы объемом 34-68 часов.
Преподавание химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования
С 1.09.2011 в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования планируется ввод в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение).
В 2011/2012 учебном году преподавателям химии учреждений НПО и СПО следует руководствоваться ФГОС и разъяснениями по его реализации ФГУ «ФИРО».
При разработке рабочих программ по химии необходимо за основу брать примерные программы учебной дисциплины «Химия» для профессий начального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от «24» декабря 2010 г. № 2080
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,