II. Представители цивилизационного подхода

 

1. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (10 декабря) 1822 г. в селе Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Здесь стоял эскадрон его отца Якова Ивановича Данилевского (1789 – 1855) – боевого офицера, участника Отечественной войны 1812 г., Крымской войны, где воевал в чине генерала, за службу отечеству награждённый многими орденами и медалями. Мать – Дарья Ивановна Минина, была дочерью местного помещика. Брат Николая, Александр, как и отец, посвятил себя военной службе, сестра – Елена – в Петербурге окончила Екатерининский институт. До пяти лет Николай жил в имении матери, затем переезжал с полком, которым в те годы командовал отец. С 11-ти лет он стал обучаться в пансионе Шварца в г. Дерпте. Когда полк отца переехал в селение Пахры Подольского уезда Московской губернии, Николай стал учиться в Москве, в пансионе Павлова, затем Боргарта, к 14-ти годам он уже свободно владеет французским, немецким, английским и латынью.

 С 1836 по 1843 гг. Н.Я. Данилевский – воспитанник Царскосельского лицея. За годы обучения в лицее он получил глубокие знания по филологии, истории философии и юриспруденции и мог служить на государственной службе, но решил освоить естественные науки, став для этого вольным слушателем на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета (1843-1847 гг.). в эти годы Данилевский также служил в канцелярии Министерства иностранных дел, но в 1847 году, по окончании университета, где приобрёл специальность ботаника и степень кандидата наук, подал прошение об увольнении со службы. В 1848 году Н.Я. Данилевский совместно с Н.П. Семёновым-Тян-Шанским совершает первую пешую научную экспедицию из Петербурга в Москву, а в мае 1849 по поручению Вольного экономического общества начинают экспедицию по исследованию Черноземья. Профессорской карьере мыслителя помешало происшествие, связанное с его контактами с петрашевцами, которые выразились всего лишь в том, что он читал им лекции по творчеству французского социалиста Фурье, затронув только экономические вопросы улучшения жизни народа. Военно-следственная комиссия не нашла в лекциях Н.Я. Данилевского ничего революционного и противорелигиозного, однако, освободив из-под ареста направила на службу к вологодскому губернатору под строгий секретный надзор. После вологодского периода, во время которого творчество Данилевского было оценено Русским географическим обществом, в 1852 году он женится и переезжает в Самару, куда его по просьбе самарского генерал-губернатора перевели в губернское правление переводчиком. Однако уже в следующем году от холеры его жена, Вера Николаевна, умирает, что стало для мыслителя большой личной трагедией.

В период с 1853 по 1856 Н.Я. Данилевский осуществляет экспедицию по изучению рыболовства в районе Каспийского моря. В экспедиции он занимался геологией, археологией, палеонтологией, этнографией, историей. Результаты экспедиции имели практическое значение: увеличились объемы рыбного промысла, стали внедряться щадящие методы добычи, власти начали задумываться об экологии и природных богатствах местности. Официально от полицейского надзора Н. Я. Данилевский был освобожден 26 августа 1856 г. при восшествии на престол Александра II. 5 октября 1857 г. он был зачислен на службу чиновником Министерства гражданских имуществ при депар­таменте сельского хозяйства. Всю оставшуюся жизнь Николай Яковлевич прослужил в этом министерстве: в 1862 г. стал чле­ном ученого комитета, с 1871 г. входил в состав Совета мини­стерства, с 1884 г. – тайный советник.

 Следующая экспедиция, которой Н.Я. Данилевский руководил сам, отправилась на Белое море и Ледовитый океан. Побывал Да­нилевский, изучая западные берега Белого моря, и в Норвегии, где познакомился с учением Дарвина. По окончании экспедиции Николай Яковлевич, приехал в Никольское, имение П.А. Межакова, с которым подружился, пребывая в Вологде, где сделал предложение дочери своего умершего друга Ольге (1838–1910), свадь­ба с ней состоялась 15 октября 1862 г. В Никольском Н.Я. Данилевский и поселился. Николай Яковлевич продолжал бывать в командировках: в Астрахани, на Псковском и Чудском озерах. А летом 1863 г. ему была назначена экспедиция в Крым для изучения рыболовства в Черном и Азовском морях. Он с семьей уехал на новое место. Сначала они жили в Феодосии, потом в Мисхоре, где родилась дочь Вера. Николай Яковлевич продолжал писать свои научные труды и за работу «Исследование Кубанской дельты» в 1865 г. от Географи­ческого общества он получил высшую награду – большую Кон­стантиновскую медаль. В 1867 г. Данилевские купили имение Мшатка в двух километрах от Фороса, там в 1868 г. родилась дочь Варя.

 С конца 1864 г. по 1868 г. Николай Яковлевич работал над большим трудом «Россия и Европа». В 1871 г. семья опять приехала в Никольское, где родился сын Николай. В Вологде Данилевские взяли на воспитание талантливого мальчика-сироту Алёшу Зрелякова, ставшего впоследствии художником. В Мшатке родилось еще два сына – Сергей в 1874 г. и Иван в 1877 г. В 1879–1880 гг. Н. Я. Данилевский исполнял обязанности директора Никитского ботанического сада. В октябре 1880 г. по решению министерства он был назначен председателем ко­миссии по борьбе с филлоксерой – бичом виноградников. Для изучения вопроса Данилевский ездил в командировку в Швейцарию и Францию. Четыре года, начиная с 1879, Данилевский писал свой труд по дарвинизму. За годы научных занятий в его библи­отеке накопился большой материал на четырех языках. В этом труде Николай Яковлевич первым доказал ложность эволюционного процесса по принципу естественного отбо­ра. Тридцать лет Николай Яковлевич провел в командиров­ках и экспедициях. Практически все законодательство того периода по ры­боловству в водных бассейнах Европейской части России при­надлежит перу Данилевского. Это был его значительный практический вклад в улучшение экономики страны. Н.Я. Данилевский и умер, возвращаясь из очередной командировки в гостинице Тифлиса, 7 ноября (19 – н.ст.) 1885 года[6].

Обратимся к его концепции.

Отрицая деление истории на древнюю, средневековую и новую, Данилевский пишет: "Естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания ее деления от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться.

Отыскание и перечисление этих типов не представляет никакого затруднения, так как они общеизвестны. Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) ново-семитический, или аравийский; и 10) германо-романский, или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американские типа; мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития". Россия для Данилевского – это особый, тринадцатый, тип общества. Каждый тип существует 1500 лет[7].

Определив предмет своих изысканий, Н. Я. Данилевский предлагает вниманию читателей законы исторического развития, вытекающие из группировки его явлений по культурно-историческим типам.

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, – для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, – составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу".

Исходя из собственного определения культурно-исторических типов обществ и законов их развития, Н. Я. Данилевский наотрез отказывается искать что-то общее между российской цивилизацией и Европой. "Всякое старание связать историческую жизнь России внутреннею органическою связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными интересами России", – вот главное убеждение Данилевского, ради которого он и писал свою книгу.

Россия, по его мнению, – самая устойчивая страна па континенте: "В отношении к общественно-экономическому строю Россия составляет единственное обширное государство, имеющее под ногами твердую почву, в котором нет обезземеленной массы, в котором, следовательно, общественное здание зиждется не на нужде большинства граждан, не на необеспеченности их положения, где нет противоречия между идеалами политическими и экономическими". Условия устойчивости строя "заключаются в крестьянском наделе и общинном землевладении"[8].

 

2. Идеи цивилизационного подхода  О.Шпенглера

Освальд Арнольд Шпенглер немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.

 Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия) в семье почтового чиновника Бернхарда Шпенглера и его жены Паулины. Осенью 1891 года семья переехала в старинный университетский город Галле, где Освальд продолжил обучение в гимназии Латина, делавшей упор на гуманитарную подготовку своих воспитанников, прежде всего на преподавание древних языков. В гимназии Латина проявилось редкое сочетание дарований Освальда: он был одним из лучших учеников по истории и географии и вместе с тем обнаружил способности к математике. В октябре 1899 года Шпенглер закончил гимназию. Болезнь сердца освобождала его от службы в армии и Освальд решил посвятить себя преподавательской деятельности. Он записался на естественно-математическое отделение университета Галле. Смерть отца летом 1901 года побудила Освальда перейти в Мюнхенский университет, потом он уезжает в Берлин. Под руководством философа Алоиза Риля Шпенглер подготовил работу о древнегреческом мыслителе Гераклите и защитил докторскую диссертацию, дававшую право преподавания в старших гимназических классах. В 1908 году он приступил к работе в одной из гамбургских гимназий как преподаватель истории и математики. В феврале 1910 года скончалась мать Паулина Шпенглер. Полученная Освальдом часть наследства в марте 1911 года позволила ему вернуться в Мюнхен. Шпенглер поселился в самом богемном мюнхенском районе - Швабинге, с презрением наблюдая за его жизнь. В Мюнхене он начал работу над главным трудом своей жизни - "Причинность судьбы. В этой самой значительной из своих работ Шпенглер предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, которая последует за жестокой «эпохой цезаризма». Работа над первым томом продолжалась около шести лет и была закончена в апреле 1917 года. Его публикация в мае следующего года вызвала настоящий фурор, первый тираж был раскуплен моментально, в мгновение ока из безвестного отставного учителя, изредка публиковавшего статьи об искусстве, Шпенглер превратился в философа и пророка, имя которого было у всех на устах. Только в 1921-1925 годах и только в Германии вышло 35 работ о Шпенглере и об этом его произведении.

Появление первого тома "Заката Европы" вызвало небывалый ажиотаж, ибо его автор сумел определить идейную ситуацию в Германии тех лет как никто другой и превратился в интеллектуальную звезду своего времени. Вторая половина 20-х годов была временем затишья в жизни Шпенглера. Его целиком поглотила работа над большим чисто философско-антропологическим сочинением, которое так и осталось незаконченным и в виде нескольких тысяч фрагментов было опубликовано только в 1965 году А. Коктанеком, исследователем архива Шпенглера, под заголовком "Первовопросы. Фрагменты из архива". Разразившийся в 1929 году мировой экономический кризис подтверждал тревожные предчувствия Шпенглера. Период относительного политического спокойствия в Германии подошел к концу. Шпенглер не был противником национал-социализма. На выборах в рейхстаг 31 июля 1932 года и 5 марта 1933 года он голосовал за НСДАП. И на президентских выборах в марте 1932 года Шпенглер отдал свой голос за кандидатуру Гитлера, объяснив, правда, это так своей сестре Шильдегард, опекавшей этого одинокого, нелюдимого и, в сущности, глубоко несчастного человека: "Гитлер - болван, но движение следует поддержать". 18 марта 1933 года он получил от министра пропаганды Геббельса телеграмму с приглашением выступить по радио с речью о великом "Дне Потсдама". Однако Шпенглер, отказался. В августе 1933 года выходит его книга "Годы решений". "К власти пришли люди, упивающиеся властью и стремящиеся увековечить то состояние, которое годится на мгновение. Правильные идеи доводятся фанатиками до самоуничтожения. То, что вначале обещало величие, заканчивается трагедией или фарсом". Второй главной темой в книге "Годы решения" была проблема общества и враждебность Шпенглера к демократии. С горечью и даже ненавистью описывал он современное общество с его коррумпированными парламентами, грязными финансовыми махинациями, стремящееся оплевать и унизить идеалы отцов в романах и спектаклях, с его разнузданностью нравов и падением морали, проникшими даже в аристократические круги, - все это означало для поклонника старой культуры Шпенглера то, что отныне тон в обществе задает плебс". "Годы решения" имели большой читательский успех. Тираж книги раскупили мгновенно, и к концу октября он перевалил за 100 тысяч экземпляров. Национал-социалисты, вначале было решившие просто игнорировать сочинение Шпенглера, в конце концов устроили настоящую травлю философа. Его обвиняли в критиканстве, некомпетентности и безответственности суждений. 5 декабря 1933 года в прессе было дано официальное указание: "Нежелательно вести дальнейшую дискуссию о Шпенглере. Правительство просит больше не упоминать имени этого человека в печати". В ночь с 7 на 8 мая 1936 года в своей мюнхенской квартире Освальд Шпенглер скончался[9].

Концепция.

Немецкий философ полагал, что не существует единой общечеловеческой культуры. О. Шпенглер выделил в истории цивилизации ряд уникальных культур или 8 локальных культурно-исторических организмов: 1) египетский, 2) индийский, 3) вавилонский, 4) китайский, 5) греко-римский, 6) византийско-арабский, 7) западноевропейский 8) культуру майя. Считал, что средняя продолжительность цикла культурного организма - 1000 лет. После этого культура вырождается, превращаясь в цивилизацию – «бездушный интеллект» или «массовое общество». В своей главной работе – «Закат Европы» (1918-1922) – Шпенглер указывает на неизбежную гибель западноевропейской цивилизации, всесторонне описав признаки наступающего кризиса. К зарождающимся организмам Шпенглер относил русско-сибирскую культуру и связывал с ней будущий расцвет нового культурного мира. Каждая цивилизация проживает 1000 лет.

Все культурные организмы имеют сходное строение и проходят одни и те же этапы развития.

Культура проходит в своем развитии этапы, которые проживает любой живой организм: рождение, расцвет, старение, гибель. Жизненный цикл каждой культуры состоит из трех стадий (этапов):

1) докультурный, этнографический этап, когда создаются основы будущего развития культурного организма, связан с мифотворчеством, с религиозными ценностями и идеалами;

2) собственно культурный, когда получают высшее развитие все формы и сферы культуры, прежде всего философия, наука, искусство;

3) цивилизация – это кризис и распад культурного организма. Наблюдается резкий рост индивидуализма, техницизма, массовости. Искусство, уникальность ценностей развития культуры вытесняются зрелищами и спортивными соревнованиями.

Цивилизация - это замена новаций бесконечным повторением, воспроизведением, тиражированием.

Во время цивилизации движение сменяется застоем, творчество – эстетством и бесплодием, органические связи вырождаются в механические, духовные ценности замещаются материальными. Цивилизацию характеризует «массовая культура», проявляющаяся в нивелировании творческих индивидуальностей, в тиражировании и «доступности» культурных ценностей. «Массовая культура» связана с потреблением, а не с творческим созиданием. Господство «массовой культуры» говорит о «закате» культуры, предвещает ее смерть, что происходит сейчас с западноевропейской цивилизацией.

Цивилизация, таким образом, - это проявление глобального кризиса культуры, характерными признаками которого являются: бездуховность, практицизм, меркантилизм, разрушение духовных ценностей.

С точки зрения О. Шпенглера, структурная сопоставимость культурных организмов позволяет не только лучше понять прошлое, но и предсказать будущее: периоды расцвета, гибели, упадка, смут, революций, войн, даже появление исторических деятелей определенного типа[10].

 

3. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби

 

Арнольд Джозеф Тойнби (14 апреля 1889 — 22 октября 1975) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Родился в Лондоне. Племянник известного исследователя экономической истории и сторонника социального реформаторства для улучшения положения рабочего класса Арнольда Тойнби.

Учился в колледже Винчестер и Бейлиол-колледже в Оксфорде, где начал преподавательскую деятельность в 1912 г., затем в Кингс-колледже, где преподавал историю Средних веков и Византии. В 1913 г. женился на дочери Гилберта Мюррея Розалинде Мюррей (†1967). С 1919 по 1924 преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений в Чэтэм-Хаус, директором которого был с 1929 по 1955 гг.

Автор множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение учёного-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления.

Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12, 1934—1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации.

Сын А. Дж. Тойнби и Р. Мюррей, Филип Тойнби, был журналистом, писателем и коммунистом, а их внучка Полли Тойнби является левой публицисткой и колумнисткой «The Guardian»[11].

Базовой категорией научного анализа для Тойнби является категория цивилизации. С точки зрения этого исследователя, цивилизации «в субъективных понятиях представляют умопостигаемые поля исследования, а в объективных понятиях они представляют собой основу пересечения полей активности отдельных индивидов, энергия которых и есть та жизненная сила, что творит историю общества». Другими словами, цивилизация для Тойнби в гносеологическом смысле тождественна наименьшему целому, доступному рациональному познанию. В онтологическом же плане – это «определенные фазы в развитии культуры, которая существует на протяжении более или менее продолжительного промежутка времени. Таким образом, по Тойнби, понятия «цивилизация» и «культура» тесно связаны, что позволяет использовать их как взаимозаменяемые[12].

Каждая цивилизация представляет собой локальное образование, которое обладает только ему присущими чертами и характеристиками. Единой цивилизации как таковой нет. Есть ряд цивилизаций, отличающихся по своим ценностям, типам культурно-творческой деятельности, направленности исторического развития и развитостью материально-технического базиса. Тойнби считает, что «каждая цивилизация создает свой индивидуальный художественный стиль».

Опираясь на достижения в области археологии и истории, Тойнби выделяет 21 цивилизационную систему. В это число он включает западную цивилизацию, православную византийскую, русскую православную, персидскую, арабскую (исламскую), индийскую, дальневосточную, античную, сирийскую, китайскую, японо-корейскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, египетскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, а также цивилизацию майя. Из всех перечисленных цивилизаций сегодня существуют только восемь: западная, византийская, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. А семь из них находятся в стадии своего заката. Также Тойнби называет пять цивилизаций, остановившихся в своем развитии (спартанскую, оттоманскую, полинезийскую, эскимосскую и номадическую).

Тойнби подчеркивает, что цивилизации всегда оставляют заметный след в истории, в отличие от примитивных обществ, которые не вносят существенного вклада в сокровищницу мировой культуры. Тойнби считает, что все примитивные общества малочисленны, их территории ограничены и они обладают короткой жизнью.

Превращение традиционных обществ происходит или в процессе их мутации, или в ходе развития обществ на своей собственной основе. Тойнби называет две группы факторов, влияющих на становление цивилизации: «сила инерции и обычая», а также фактор расы. Под расой английский ученый понимает ярко выраженные психические и духовные качества, ставшие массовым явлением. Эти качества не являются врожденными, а вырабатываются в процессе исторической практики. В результате анализа роли фактора расы Тойнби приходит к выводам: а) расцвет общества и достижение им высокого уровня в культурном отношении «требует творческих усилий более чем одной расы»; б) «расовое объяснение человеческих поступков и достижений либо некорректно, либо ложно».

Сердцевину учения Тойнби о генезисе цивилизаций представляет концепция «вызова – и – ответа»: «…любая цивилизационная система с необходимостью вынуждена отвечать на те вызовы, которые предъявляются ей различными силами». Развитие цивилизации есть бесконечный процесс «вызовов и ответов». Если цивилизация не находит достойного ответа на вызовы, то она сходит с исторической сцены. Если же ответ найден, то общество, решая вставшую перед ним задачу, переводит себя в более высокое состояние. А отсутствие вызовов есть отсутствие стимулов к развитию цивилизаций. Как только деятельность людей, направленная на создание условий нормального существования, прекращается, цивилизации гибнут. Все стимулы, способствующие развитию цивилизации, Тойнби делит на две группы:

1) стимулы природной среды (например, «стимул бесплодной земли»);

2) стимулы человеческого окружения (например, стимулы «новых территорий», «давления», «ущемления»).

Тойнби формулирует правило «золотой середины» в развитии цивилизации: наиболее успешно цивилизации развиваются на отрезке оптимума, где сила вызова не больше и не меньше того потенциала, который свойственен данной цивилизационной системе. Если закон «золотой середины» нарушается, то возникают предпосылки для распада цивилизации. Таким образом, главной причиной распада цивилизационных систем является потеря ими «жизненного порыва».

Сегодня А. Тойнби привлекает к себе внимание богатством исторического материала, оригинальностью его трактовки, смелыми поворотами мысли[13].

 

 

Заключение

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

До сих пор термин «цивилизация» не имеет единственного значения, ученые толкуют его по разному исходя из своей теории.

Итак, можно выделить следующие плюсы цивилизационного подхода:

·  рассмотрение индивидуальных особенностей каждого государства или их совокупности

· большая роль уделяется духовным ценностям

· данный подход не выделяет какие-либо страны как доминирующие

Также, можно отметить следующие минусы:

·  слабо рассматривается экономическая и политическая сферы

·  нет четкого определения термина «цивилизация», таким образом, встает вопрос, как выделить определенную цивилизацию?

 

 

                         Список источников и литературы

        1. Браславский Р.Г. Цивилизационная перспектива в социологическом анализе современных обществ URL:http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2012_6/Braslavsky_2012_6.pdf

2. Биографический указатель URL: http://www.hrono.info/biograf/bio_sh/shpengler.php

3. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999. URL:

http://www.allpravo.ru/diploma/doc43p0/instrum664/item674.html

   4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа URL:https://politconservatism.ru/upload/iblock/551/55199b1bcafbe5684d6efaf6fb43f329.pdf

5. Дилигенский Г. Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. № 3. URL: http://www.allpravo.ru/diploma/doc43p0/instrum664/item674.html

6. Емельянов-Лукьянчиков М. А. Цивилизационный подход: интерпретация или дезинформация? URL: https://www.portal-slovo.ru/history/35125.php

7. Куликов Е.А. — Цивилизационный подход к типологии государств Н.Я. Данилевского в истории отечественной правовой мысли // Genesis: исторические исследования. – 2015. – № 6. – С. 479 - 508 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16042

8. «Русская история в портретах» URL: http://www.rulex.ru/01050045.htm

9. Рыбина М.В. Цивилизационный подход: возможности и перспективы URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsivilizatsionnyy-podhod-vozmozhnosti-i-perspektivy

10. Скуратовская К.Г. Цивилизационные подходы в современных практиках международных отношений URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsivilizatsionnye-podhody-v-sovremennyh-praktikah-mezhdunarodnyh-otnosheniy

11. Тойнби А. Постижение истории URL:http://library.khpg.org/files/docs/1446489707.pdf

12. Усмонов А.Историческая наука и цивилизационный подход URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-nauka-i-tsivilizatsionnyy-podhod

13. Шевчук Д.А. Философия: конспект лекций. URL:

https://fil.wikireading.ru/17931

   14. Шпенглер О. «Закат Европы» URL: https://www.koob.pro/spengler/

 

 

 


[1] Дилигенский Г. Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. № 3. URL: http://www.allpravo.ru/diploma/doc43p0/instrum664/item674.html

[2] Емельянов-Лукьянчиков М. А. Цивилизационный подход: интерпретация или дезинформация? URL: https://www.portal-slovo.ru/history/35125.php

[3] Дилигенский Г. Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. № 3. URL: http://www.allpravo.ru/diploma/doc43p0/instrum664/item674.html

[4] Там же.

[5] Усмонов А.Историческая наука и цивилизационный подход URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-nauka-i-tsivilizatsionnyy-podhod

[6] «Русская история в портретах» URL: http://www.rulex.ru/01050045.htm

[7] Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999. URL: http://www.allpravo.ru/diploma/doc43p0/instrum664/item674.html

[8] Шевчук Д.А. Философия: конспект лекций. URL: https://fil.wikireading.ru/17931

[9]. Биографический указатель URL: http://www.hrono.info/biograf/bio_sh/shpengler.php

[10] Браславский Р.Г. Цивилизационная перспектива в социологическом анализе современных обществ URL:http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2012_6/Braslavsky_2012_6.pdf

[11] Биографический указатель URL: http://www.hrono.info/biograf/bio_sh/shpengler.php

[12] Дилигенский Г. Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. № 3. URL: http://www.allpravo.ru/diploma/doc43p0/instrum664/item674.html

[13] Шевчук Д.А. Философия: конспект лекций. URL:

https://fil.wikireading.ru/17931

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: