Социокультурное проектирование как комплексный подход к организации маршрутов

Для успешного развития религиозного туризма необходимо использовать социокультурное проектирование. Это специфическая технология инновационной деятельности в социально-культурной среде, представляющая собой конструктивный, творческий подход, сущность которого заключается в анализе и выявлении причин возникновения проблем, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей. Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа - это развернутый документ, определяющий в масштабах конкретной территории всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни: процессов создания, сохранения, передачи и развития культурных ценностей, традиций, и включающий модели материально-технического, организационного, кадрового и информационного обеспечения для реализации намеченных мероприятий, инициатив, разработки и реализации продукта религиозного туризма.

Проект - это локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов.

Выделение среди многочисленных мотивов путешествий реализации духовно-познавательных потребностей участников позволяет объединить религиозный и познавательный туризм в близкое по цели и технологиям организации социокультурное пространство.

Объектом проектирования становится организованный религиозный туризм как продукт институализированной деятельности (институты церкви, государства и частного сектора), реализуемый специалистами, позиционирующими себя в качестве создателей социально значимых услуг в духовной жизни человека, обеспечивающих социальное и культурное развитие общества.

Проектная идеология в организации туристской деятельности основывается на человеческом ресурсе развития туризма. Финансово-экономический ресурс является производным от привлеченных лиц, заинтересованных в этой сфере. Это утверждение, по мнению ведущих специалистов, основывается на необходимости участия в социокультурном проектировании следующих его субъектов: ученые; специалисты-практики; местное население; инвесторы; должностные лица.

Ученые, как субъекты социокультурного проектирования, заинтересованы в изучении и разработке информационного и культурно-экологического пространства туристской программы на местном уровне. Их задача заключается в создании «легенды места», т.е. интеллектуального продукта, отражающего его природное и культурное своеобразие, зафиксированное в исторических и краеведческих изысканиях, синодиках монастырей и храмов, преданиях, традициях и народном творчестве.

Инвесторами являются лица, проявляющие интерес к религиозному туризму или конкретной туристской программе, вкладывающие свои финансовые, энергетические и другие ресурсы в туристскую деятельность, и имеющие планы получения экономической или иной выгоды.

Местное население заинтересовано в решении собственных социальных проблем с помощью туристских проектов (проблема занятости, повышение жизненного уровня и социального статуса и другие).

Для должностных лиц важна возможность реализации государственных социокультурных проблем и снижения социальной напряженности.

Специалисты-практики заинтересованы в выполнении своих профессиональных функций и в дальнейшем развитии своей деятельности.

Объединение усилий всех перечисленных субъектов проектирования в рамках общего проекта возможно при наличии единого идеализированного представления о регионе или местности. Это результат синтеза реальных значимых ценностных характеристик места, где организуется туристский маршрут и особенностей восприятия этого места самыми различными субъектами проектной деятельности.

В реальной деятельности тот или иной субъект социокультурного проектирования может оказаться главным потенциальным или реальным заказчиком и исполнителем проекта, объединив вокруг себя других субъектов-соучастников, решающих конкретные задачи, тем самым обеспечивая комплексность, полифункциональность и социальное разнообразие проектируемой туристской программы.

Конечным результатом социокультурного проектирования в сфере организованного религиозного туризма является не только создание той или иной туристской программы, но и ее реализация в региональном, а может быть и в общегосударственном масштабе с целью знакомства с отечественной культурой и снятию социальной напряженности.

При проектировании религиозного туризма возникает вопрос: как познакомить человека со всеми особенностями проявления элементов родной ему культуры с разных позиций: позиции религии и позиции истории культуры? Религиозный туризм расширяет эмоционально-чувственный опыт на основе зрелищной и художественно-образной информации, возможности индивидуального самоутверждения, обогащения неформальных социальных связей участников туристского маршрута.

Социокультурное проектирование туристской деятельности означает технологию создания особой культурной среды, которая формирует социально-значимый опыт освоения культурных и гуманистических ценностей в процессе освоения и осуществления туристских маршрутов. Оно направлено на гуманизацию современного социума. Речь идет о необходимости комплексного подхода к формированию программ: всякое конкретное путешествие должно быть тщательно проработано с точки зрения культурологии как модель положительного психологического и эстетического восприятия новых впечатлений, ощущений и информации.

Для того, чтобы турист в процессе путешествия испытал максимум положительных эмоций, воспринял информацию и у него появилось желание продолжить изучение историко-культурных и религиозных аспектов его социокультурного окружения, необходимо выстроить маршрут как «культурный текст», значимый и ценностный для самого туриста.

При проектировании любого маршрута религиозного туризма существенной частью проектов туристской деятельности становится уровень культурологической подготовки организаторов и участников этого процесса. Не умаляя важности продуманной разработки внешних условий туристской деятельности, именно моделирование «сценариев восприятия» туристами культурно-познавательного содержания путешествия является первичным. Основными для индивида становятся внутренние события и явления, связанные с его туристской деятельностью, для которых уже вторичны внешние аспекты ее реализации.

Поэтому организаторам религиозного туризма важно обеспечить процессы установления контактов между членами группы и способствовать удовлетворению индивидуальных предпочтений каждого из них в обогащении эмоционально-чувственного опыта. Этого можно достичь инициацией взаимодействия туристов между собой и с окружающей культурной средой, привлекая их к обобщению впечатлений как результата полученной познавательной информации.

Трудно себе представить религиозный тур в рамках любой конфессии, экскурсионная программа которого включала бы только выдержки из священных текстов, произнесённые экскурсоводом при посещении святых и культовых мест, при знакомстве с историческими и религиозными реликвиями. Экскурсионная информация непременно должна включать сведения из истории религии, возникновения культового места и сооружения церковного здания или храма, характерных для этого времени архитектурных стилях, об особенностях развития общества и об известных личностях, которые были участниками этих процессов. Экскурсоводу, сопровождающему туристов, необходимо убедительно и доходчиво осуществлять религиозно-просветительскую работу, соблюдать все каноны и правила независимо от степени религиозности туристов. Он должен рассказать о многовековых традициях, истории посещаемых храмов и монастырей, а также знакомить туристов и экскурсантов с основами религии, особенностями церковных обрядов и богослужений, их значением для современного человека. Такой комплексный подход к разработке и изложению материала делает экскурсию и поездку в целом полнокровным познавательным явлением, в рамках которого религиозная тема становится естественным, органичным и логичным включением в структуру экскурсии.

Правильно сформированная экскурсионная программа религиозных поездок, в которой гармонично взаимосвязаны познавательная и религиозная составляющие, становится впечатляющим культурным и духовным событием для туриста. Непременным условием для достижения такого результата является высокое качество экскурсионного продукта, зависящее от многих составляющих содержательного и технологического характера, психологического контакта между экскурсоводом и экскурсантами, а также от внешних условий, в которых создаётся этот продукт.

В религиозном туризме принимают участие представители различных слоев населения, конфессий, которые знакомятся не только с религиозным, но и с историческим, культурным и художественным наследием посещаемых территорий, получают новые знания. Организация таких поездок призвана обозначить поле исследовательского интереса для туристов и путешественников, которые в процессе знакомства с памятниками культуры различного исторического периода обнаруживают в них религиозную составляющую и ищут объяснения её смысла. В этих поисках абсолютно необходимы уважение к чужой культуре, такт по отношению к её древним и современным носителям, понимание ценности любых объектов историко-культурного наследия для нынешнего поколения и сохранения их для потомков.

Таким образом, социокультурное проектирование в религиозном туризме строится на выделении проблем, поиске возможных вариантов их осуществления, определении механизмов и субъектов их решения, прогнозе возможных результатов и выборе наиболее целесообразного проекта для его реализации и контроля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: