Религиозный туризм как инструмент социального регулирования

Туризм является важным фактором укрепления духовного и культурного уважения внутри наций и между народами, заявил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем обращении к участникам международной конференции по туризму, религиям и диалогу культур. Организованная Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) конференция проходила 29-31 октября 2007 года в Кордове (Испания). На конференции были представлены выступления и доклады, а также тематические исследования по трем направлениям: туризм, религия и диалог цивилизаций; религиозный туризм и устойчивость направлений религиозного туризма. Целью конференции являлось определение взаимосвязей между туризмом и религией, возможностей оптимизации их синергии и взаимодействия путем использования потенциала туризма по стимулированию и содействию диалогу между цивилизациями, культурами и религиями. Были предложены ориентиры и рекомендации для правительств, религиозных властей и туристских операторов по обеспечению устойчивого развития и управления туризмом, мотивированным религиозными целями или связанным с местами религиозного наследия, а также возможности оптимизации выгод, которые такой туризм может генерировать. Проведение этой конференции свидетельствует о важности религиозного туризма, как познавательного, в мировой туристской индустрии.

В настоящее время познание является основным средством совершенствования общества. Оно помогает человеку сформировать свое отношение к ценностям и на их основе выработать свое собственное мировоззрение. Мировоззрениеобразующим подходом к теории и практике познания (скорее к практике, рассматривая данную тематику работы), является обыденный, эклектический, индивидуальный и общественный чувственно-эмпирический и религиозно-мистический опыт, включающий в себя религиозную мифологию, ментально-этнические, фольклорные, обрядовые, ритуальные, приметовые представления и понятия. Именно они как мировоззренческо- исходные гносеологические начала устанавливают определенный образ жизни, наполняют сознание и душу личности определенным религиозным, духовно – нравственным, морально- и праводолговым, а также и эстетическим содержанием. Именно такой опыт способен передать религиозный познавательный туризм через реально-материальную систему, через практику реализации путешествий.

Активное развитие религиозно- культурологических поездок связано с активным появлением интереса людей, в частности граждан России, к своим историческим корням, религиям, священным и памятным местам, религиозным обрядам и церемониям. Данный интерес обусловлен существующими потребностями просветления, в какой – то мере очищения. На подсознательном уровне общество нуждается в практике познавательной деятельности и без опоры на эмпирический опыт. Человек по природе своей несет в себе абстрактно-логическое движение к истине, основывающееся на его способности к абстрактно-логическому мышлению.

В современных условиях существования нашей цивилизации, общество переживает состояние тревоги, растерянности, замутненности мысли. Такая ситуация обуславливается потоком религиозной информации, проповедей, хлынувшие через открытые шлюзы идеологического плюрализма. В общественном сознании утверждается мысль о том, что только религиозность и есть подлинная духовность. Таким образом, религиозному туризму отводится важная компенсаторная роль в идеологии. Совершив тур по маршруту религиозного туризма, турист, а в первую очередь, человек, получает возможность честного, открытого, свободного непринудительного познания мира, познанияразных религий и культур и возможность выбора  между религиозной верой и научной истиной, мистическими эмоциями и рассудком, налаживания диалога с представителями иных культур и конфессий.

Религиозный туризм ни только знакомит людей с различными направлениями конфессий, но и вносит ясность в правильность исполнения религиозного культа, посещения церкви, соблюдения обрядов, организации церковно-религиозных праздников. Ведь на сегодняшний день наблюдаются хаотичные, прерывистые, формальные или даже случайные отношения между верующими и неверующими людьми среднего и молодого поколений с церковью. Это обусловлено историческим аспектом существования советской власти. Тем самым нарушились традиции.

Особенно это касается отдельной категории общества, такой, как молодежь. Подрастающее поколение обратилось не к религиозной вере, а к религиозной атрибутике как элементу бездуховной буржуазной массовой культуры. Ношение крестов, посещение церкви, обрядовые действия стали для значительной части молодежи элементом субкультуры, символом независимости, свободы, самосостояния, самоутверждения.

И именно религиозный туризм, как социальное явление, праве ознакомить и в конечном результате внести свой вклад в восстановление традиций, культуры и наследия, путем вовлечения туристов в проведение ритуалов как в качестве зрителей, так и в качестве непосредственных участников.

С помощью религиозного туризма восполняется дефицит духовности, нравственности, воспитанности и правосознания, возникший в результате компрометации системы социализма коммунистической морали.

Объективно подталкивают людей к изучению истории религий или определенной религии остро вставшие проблемы гуманности, любви к человеку, милосердия, совести, долга, внутренней свободы, смысла жизни, сущности и цели существования, духовности (как уже говорилось выше), веры и надежды. Эти вечные общечеловеческие вопросы обходились молчанием в теории и практике коммунистической морали и школьного воспитания, как будто бы можно воспитать внутреннего духовного человека с помощью только внешне провозглашаемых идеологических лозунгов, стереотипов, штампов, и шаблонных мероприятий.

Религиозному туризму, чтобы эффективно влиять на душу человека, в данном случае туриста, необходимо внимательно изучить и широко использовать в практике ознакомления и даже воспитания общенациональные и общечеловеческие категории. Понятие любви реализуется в сознании каждого человека как сочувствие и сопереживание своему народу, как способность найти себя среди людей, определить свое отношение к положению дел в стране, побороть в себе неприязнь и безразличие к простому и немощному человеку, перешагнуть через гордыню и эгоизм, переживать радости, проблемы и горести людей и стремиться облегчить их страдания. Казалось бы, прописаны простые истины, но именно в них, а точнее в их четких позициях нуждается современное общество, потому как средства цивилизации, заменяющие проявление человеческих сил, отчуждают человека от его сущностных человеческих природных данных, от самого человека, делают их бесполезными и даже отмирающими. Все это не только ослабляет интеллект всех людей и их природные физические силы, погруженные в нынешнюю систему псевдорыночных компьютеризированных взаимодействий, но и в целом прогресс цивилизации неизбежно ведет к нивелированию, усреднению и уничтожению личности. Ему уже, как бы, не нужно быть духовно - физически полноценным, нравственно свободным. Получается, что цивилизация и демократия освобождают его от всего духовного и интеллектуально- творческого. Для него приготовлены все стандарты и стереотипы, шаблоны, которыми остается только лишь воспользоваться и начать потреблять. Человек находится под влиянием научно-технической стандартизацией. Таким образом, в условиях меркантильно – рыночных отношений, когда критерием истинности становится не сама истина, а только жизненный успех, научный прогресс и сама наука постепенно вытесняет из человека все подлинно человеческое. Происходит отрицание в человеке самого себя, снятие духовно – мировоззренческой ценности, искажение природной и нравственной сущности человека.

Поэтому в процессе  проведения экскурсий и процессе реализации религиозного тура в целом необходимо напоминать участникам религиозно-познавательной поездки о существовании данной святой правды. Её роль и значение в жизни человека и в истории его развития туристы смогут проследить, при знакомстве с уникальными памятниками архитектуры, в том числе с уникальными приемами строительства культовых зданий, с шедеврами иконописи, скульптуры, мозаики. То есть происходит знакомство с художественно-эстетическим миром изобразительного искусства, наполненного житейской мудростью притч, духовной музыкой. Чем больше и глубже будут проникать люди (туристы) в художественную суть религиозных произведений, тем более они найдут в них отражение мирской жизни, с её человеческими стремлениями, страстями и ошибками. Они будут убеждаться в том, что религиозное искусство не столько возвеличивает Бога, сколько обожествляет человека, судит о его жизни и деятельности с точки зрения высших общечеловеческих идеалов. В итоге совершается приобщение людей к ранее отторгнутым от них пластам общечеловеческой и национальной культуры.

Религиозный тур часто может быть посвящен определенной тематике. Так например могут быть организованы поездки исторической памяти. Речь идет о выдающихся деятелях русской истории, канонизированных святых – например, о Сергии Радонежском, Александре Невском, о традиционных днях поминовения мертвых. Такие туры несут в себе мирское, патриотическое, общечеловеческое содержание. Участники тура становятся духовными носителями родной истории, в сознании и памяти которых живут предшествующие поколения, а вместе с ними и народные традиции, обычаи и дух народа.

Религиозный туризм раскрывает сущность категорий веры и надежды, которые имеют для каждого человека огромный социальный смысл. Для того, чтобы жить праведно, человеку необходимо верить в добро, истину, красоту, в себя – нравственного, свои способности, надеяться не столько на внешнюю помощь от Бога или общества, сколько на собственные силы, способности, талант и твердую веру в успех. Ведь когда есть уверенность в себе и все силы отдаются достижению поставленной цели, тогда рождается надежда осуществить в жизни свое предназначение. Вера и надежда являются той морально-психологической движущей силой, которая обеспечивает адаптацию человека к условиям жизни в социуме, активно стимулирует его общественно полезную деятельность и может повысить производительность труда персонала различных компаний различных сфер.

Рассматривая активное вовлечение людей в религиозно - познавательные туры, можно выделить причину полученияположительных эмоций, которые позволяют людям ощутить себя в новых жизненных обстоятельствах, обрести свой опыт принятия решений и оценки привычного окружения. Таким образом человек получает позитивное психическое состояние. Положительные эмоции и впечатления, которые являются для человека позитивно оздоровляющим, возбуждающе действующим факторами, прямо влияющие  на качество течения всех его жизненных процессов, сознания и чувств и соответственно, в совокупности на качество жизни в целом.

На основании приведенных выше сущностных определений сторон религиозного туризма, смело можно утверждать, что именно религиозному туризму предназначена многофункциональная роль в социуме. Среди них неизменно присутствуют такие, как политико-экономическая, религиозно-культовая, образовательная, минипулятивно – психологическая, нравственно - утешительная, здравоохранительная, культурологическая и воспитательно-педагогическая.

Религиозный туризм способствует налаживанию индивидуальных связей между людьми из разных регионов и стран, что позволяет перенимать лучший социокультурный опыт.

Религиозный туризм есть инструмент общественного и индивидуального сознания, который способствует единению человечества, укреплению взаимосвязей межнационального, интернационального, а также на воспитание и укрепление человеческого духа, долга и чувства патриотизма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: