Типы и виды объектов религиозного туризма

Всемирная туристская организация отмечает, что число интересующихся религиозно – познавательными турами ежегодно растёт на 50-65%. Динамику подобных масштабов едва ли можно обнаружить, анализируя какие-либо иные виды туризма. Говоря о быстро развивающемся религиозном туризме в мире и России, важно выявить его потенциал, выявить монастыри, святые места и паломнические центры, определить их типы и виды, что составляет основу маршрутной сети религиозного туризма. Тем самым попытаться предвидеть дальнейшее его развитие с тем, чтобы уже сегодня предпринять важные шаги на пути к оптимизации и развитию религиозного туризма.

В соответствии со статьей 3Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 73 от 25 июня 2002 г.) объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли- четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например храм Христа Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены.

Перед специалистами, изучающими вопросы и проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных, даже противоположных группах. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности; 3) по составу несущих монашеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем.

1. Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре приезжающим необходимо иметь при себе паспорт, и они
могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром или туристской организацией. Так, например, в Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. О приезде больших групп туристов или паломников следует договориться заблаговременно. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает туристам и паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

2. Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнутиево-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают приезжающих на срок до семи дней, Троице-Сергиева лавра - на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы туристов или паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

3. Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг. В Троице-Сергиевойлавре для гостей устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре, как Троице-Сергиева лавра, гостиницы — женский и мужской странноприимные дома — не могут вместить всех желающих. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения туристов и паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо нанаходящейся рядом турбазе «Сиверская».

4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин; б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь. Туристов и паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней, при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше, в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Многие  монастыри РПЦ не берут денег с  приезжающих туристов и паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание. Как мы только что видели, в монастырях от них  требуется выполнение работ, или послушание от паломников.

6.Монастыри: а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться на «перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей туристами и паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь летнее время в воскресные дни организует переправу гостей через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает туристов или паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

7.Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

8. Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадельни; в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе. В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек-сирот в возрасте 6—16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек-сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичьем женском монастыре (Калуга) в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год принимают до 3 тыс. пациентов.

9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание. [16]

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих и организующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа туристов или паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки по расписанию в этот день.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

1) на территории России;

2) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Турк­менистан);

3) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;

4) на двух территориях, играющих особую роль в жизни православных верующих, — Святой земле (Русская духовная миссия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

1. Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая-Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом ли поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком.

2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных го­родов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств).

3. Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. Типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами- экскурсантами.

4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов ставропигиальный монастырь (Москва), Донской ставропигиальный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставопигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской епархии относятся: Зачатьевский ставропигиальный монастырь (Москва), Покровский ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие.

Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпохи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской обл., в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь. Сейчас он строится. В центре города Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма.

Туризм и религии совместно используют одно и то же культурное достояние. Поэтому необходима заинтересованность в поддержании самых тесных отношений между достоянием, религиозностью, культурой и туризмом, направленных на более высокое развитие человечества. Следовательно, туристские компании должны принимать во внимание специфические характеристики памятников и святилищ (святых мест), и обеспечивать, чтобы при посещении таких мест уважались подлинные чувства верующих. Важной задачей является установление эффективного и обоюдно выгодного взаимодействия организаторов религиозного туризма с представителями тех или иных конфессий.

2.2. Монастыри России, культурно-исторические объекты и паломнические центры

Многие регионы России обладают значительным потенциалом для развития религиозного туризма как одного из наиболее перспективных видов туристской деятельности, которому отводится важная социальная роль, как в нашей стране, так и за рубежом. Самого пристального внимания с точки зрения перспектив развития религиозного туризма заслуживает не только Европейская часть России, с ее тысячелетней историей христианства и многовековым культурным наследием, но и другие регионы России. Каждый из них обладает своими особыми чертами и уникальными духовными святынями, которые создают неповторимый духовно-культурный образ, дающий возможность вариативного подхода к формированию туристских маршрутов различного территориального охвата, протяженности, сочетания с иными туристскими ресурсами и различными средствами размещения.

В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.[17]

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.

2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.

3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.

4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.

6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Ка­лужская обл.

7. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург [18]

Невозможно описать все святые места России, их огромное количество и в качестве примера рассмотрим лишь некоторые из них.

Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь: обитель была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337г., а в 1744г. получила почетное наименование лавры. Лавра была закрыта в 1920г. и начала возрождаться в 1946г. Лавра находится на территории Московской области в пределах Московской епархии. В Троицком соборе почивают святые мощи преподобного Сергия Радонежского. Поклониться мощам в лавру приезжают тысячи паломников. Лавра давно является экскурсионным центром для многих тысяч граждан России и других стран. Другим старым сооружением монастыря является церковь Сошествия Святого Духа. На территории монастыря находится источник со святой водой. В стенах лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. Приемом гостей и паломников в монастыре занимается паломнический центр. Организованные группы паломников могут останавливаться в монастыре на сутки по предварительной договоренности с паломническим центром. В паломнической трапезной для них устроено бесплатное питание. По монастырю каждый день устраиваются экскурсии.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь: монастырь находится в Дивееве Ардатовского района Нижегородской области на территории Нижегородской епархии. Монастырь был основан во второй половине XVIIIв. монахиней Александрой. Здесь в XVIII – XIXвв. служил людям преподобный Серафим Саровский. В наши дни в обители трудится около 140 сестер. В Троицком соборе почивают мощи преподобного Серафима Саровского. В монастыре находится несколько источников, известных своей целительной силой. В Серафимо- Дивеевский монастырь регулярно приезжают паломники и число их возрастает. Они участвуют в земляных работах на Канавке Божьей Матери, в благоустройстве территории монастыря, работают на кухне.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь: монастырь находится на Соловецких островах Архангельской области на территории Архангельской епархии. Он был основан в XVв. и явился оплотом православия на Русском Севере.

В монастыре находятся Спасо-Преображенский собор и ряд церквей. В конце XXв. возродилась традиция православных паломничеств в монастырь. Он принимает паломников и трудников. Приезжающие обеспечиваются возможностями проживания и трапезой. Все паломники, живущие в обители, несут послушания. Они занимаются заготовкой дров на зиму, строительными работами, трудятся в огороде, убирают территорию. Приезжающим необходимо иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников необходимо договариваться заблаговременно.

Свято-Боголюбский мужской монастырь (Владимирская область, Владимирская епархия): это один из старейших монастырей России, основанный в 1155г. князем Андреем Боголюбским. На территории монастыря есть и более ранние постройки, например храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII – XVIII вв.). Святыней монастыря являются частицы мощей киево-печерских подвижников. В последние годы была возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божьей Матери, возникшая еще в XVIIIв. В крестном ходе участвуют около 10 тыс. человек. В монастырь регулярно приезжают паломники из Москвы и других городов России. Для них в монастыре имеются гостиница и трапезная.

Свято-Введенская Оптина пустынь, ставропигиальный мужской монастырь: Оптина пустынь в царской России в XIXв. являлась одним из ведущих центров внутреннего паломничества. Здесь жили известные российские старцы, побеседовать с которыми приезжали русские писатели Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Гоголь и многие другие. Бывали здесь и члены императорского дома Романовых. В 90-е гг. XXв. Оптина пустынь усиленно восстанавливалась. В Казанский собор Оптиной пустыни паломники приходят поклониться мощам преподобных оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия I.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь: расположен в городе Кириллов Вологодской области (Вологодская епархия). Это один из крупнейших монастырей России. Из его стен вышли выдающиеся представители русского монашества – Нил Сорский, Савватий Соловецкий и многие другие. В стенах монастыря находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. В монастыре имеется ряд святынь, которым приезжают поклониться паломники. Это мощи Кирилла Белозерского в храме преподобного Кирилла. На месте первого поселения святого поставлены каменные палатки, в которых находятся крест, поставленный иноками при поселении, и копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла. Недалеко от монастыря находится гора Маура. На месте для поселения, указанном преподобным Кириллу в видении Богородицей, построена деревянная часовня и водружен поклонный крест.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь: этот монастырь, находящийся в Костроме (Костромская епархия), занимает особое место в истории России. Здесь в начале 1613г. жил будущий первый царь из династии Романовых – Михаил. Территория монастыря состоит из двух участков – Старого и Нового города. Богослужения проходят в Троицком соборе. Святыней монастыря является мощевик с частицей мощей Ипатия Гангарского.

Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь: монастырь находится в окрестностях Боровска (Калужская область) и принадлежит Калужской епархии. Здесь находятся три действующих храма и мощи преподобного Пафнутия Боровского.

Некоторые известные храмы России. Соборы Московского Кремля хорошо известны не только в России, но и за ее пределами. Они являются важными объектами экскурсионного показа для туристов из России и других стран. В этих храмах в отдельных случаях проводятся службы. Это относится к Успенскому собору Московского Кремля. В свое время по велению царя Алексея Михайловича сюда были перенесены остатки святителей, пострадавших за веру и отечество, - патриархов Иова из Старицы, Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловков.

В Архангельском соборе, в котором похоронены многие российские монархи допетровского времени, в 2002г. службы проводились пять раз – 15 мая, 28 мая, 20 июля, 3 октября и 21 ноября. В Благовещенском соборе служба проходит один раз в год – 7 апреля на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В церкви Ризоположения праздник Ризоположения – 15 июля.

Храм Христа Спасителя в Москве был воссоздан в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1995г. Восстановление храма прошло в довольно быстрые сроки. Сейчас в храме регулярно проводятся службы.

В Успенском соборе во Владимире регулярно проводятся богослужения. Успенский собор интересен с исторической точки зрения – это один из немногих каменных соборов Северо-Восточной Руси, построенных до татаро-монгольского ига. Успенский собор является важным объектом экскурсионного показа. На экскурсию приезжают туристы из многих стран мира и регионов России – Владимир входит в «Золотое кольцо». Церковь Покрова на Нерли (Владимирская область)является в первую очередь объектом привлечения экскурсантов. Службы там проводятся редко.

В Софийском соборе (Новгородский кремль), древнейшем храме России (XIв.), службы проводятся регулярно. В настоящее время в новгородской Софии туристы могут увидеть немногочисленные фрагменты живописи XIв. Древнейшей сохранившейся иконой собора является икона «Петр и Павел».

В Москве находится Покровский ставропигиальный женский монастырь. С этим монастырем связано почитание блаженной старицы Матроны Московской, жившей в XXв. В Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре (Московская область) прихожане и паломники совершают молитвы у мощей мученицы Татьяны. В Донском ставропигиальном мужском монастыре (Москва) находятся мощи святителя Тихона, Богоявленском кафедральном соборе (Елоховской церкви) (Москва) – мощи святителя Алексия и икона Божия Матерь Казанская. В центре Москвы находится храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах. В годы революции он подвергся разорению. Позже из Англии была привезена частица мощей этого почитаемого православными святого.

Анализ ресурсов религиозного туризма позволяет сделать вывод о том, что в нашей стране имеются бесценные святыни, привлекающие внимание разнообразных слоев общества нашей страны. Для разработки новых и восстановления исторических маршрутов путешествий по святым местам есть все предпосылки. Этой цели будут служить практические разработки по организации религиозного туризма в России.

2.3. Социальная напряженность современного общества. Причины возникновения и стадии распространения

Духовно-нравственное состояние общества не в меньшей степени, чем экономика, материальная сфера, сказывается на укладе жизни в стране, уровне благосостояния населения. С ним неразрывно связаны реализация свобод и прав человека, утверждение индивидуальности и коллективных начал, своеобразие исторических традиций, стабильность нравственных устоев, этики, личного и общественного поведения.

Сегодня российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Экономические неурядицы, политические потрясения, национальные противоречия, неопределенность жизненных устоев, потеря положительных идеалов, сложные экологические проблемы — все это лишает людей эмоционального равновесия, порождает бездуховность, способствует разрушению жизненных ориентиров. Обостряются противоречия, приводящие к острым социально-трудовым конфликтам, к столкновениям на этнической и религиозной почве, у людей появляется чувство страха и безысходности, утрачивается уверенность в завтрашнем дне.

Состояние социальной сферы,непосредственно связанной с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга, в некоторых регионах приводит к нарастанию социальной напряженности.

Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает. его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной, но мы остановимся  на глобальной напряженности в обществе.

Социальная напряженность представляет собой эмоциональноесостояние в обществе в целом, вызванное давлением со стороны социальной или даже природной среды, продолжающееся в течение более или менее длительного времени. Напряженность вызвана отнюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров. Происходит накалывание политической борьбы. Кроме того, обычное состояние людей также изменилось  из-за воздействия не подконтрольных человеку сил природы, так называемые природные катаклизмы, которые мы все чаще наблюдаем: изменения климата, истощения ресурсов, землетрясения, ураганов и т.д.

Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время неразрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической усталости и раздражительности большинства. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.

Можно утверждать, что социальная напряженность возникает в обществе (территориальной общности), как минимум, двояким образом. Во-первых, большинство людей вначале смутно ощущают, а затем по мере развития событий осознают, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных или каких-либо иных жизненно важных потребностей, интересов и прав находится под угрозой или даже становится невозможным. И во-вторых, когда какая-то, первоначально сравнительно небольшая часть людей не может удовлетворить свои потребности и реализовать свои интересы в существующих в обществе условиях и поэтому, независимо от того, по каким причинам и чем конкретно была вызвана такая ситуация, вступает в борьбу против действительных и мнимых препятствий или надуманного ущемления своих прав, распространяя в обществе настроения неудовлетворенности, страха, пессимизма и т.д. И в том и в другом варианте социальная напряженность возникает, если назревший кризис своевременно не выявляется, а конфликтное противостояние никак не разрешается, если наблюдается, так сказать, тупиковая ветвь логического развития общественных процессов. Таким образом, социальная напряженность – это одновременно сторона и индикатор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов.

Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время неразрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической усталости и раздражительности большинства. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.

Социальная напряженность в нашем обществе  складывается из противоречий, которые возникли в экономической сфере, в связи с многочисленными просчетами и криминальными явлениями, медленным осуществлением перехода от одной формы хозяйствования и управления к другой, что есть результат борьбы нового со старым. В борьбе новой прогрессивной концепции развития общности и старой концепции всегда зарождается социальная напряженность. Противоречие между ними существует объективно. Официальная концепция всегда консервативна и представляет собой прошлый опыт развития данной социальной сообщности, а новая концепция всегда актуальна. Применяя такую теорию для нашей страны, видим реальную ситуацию, когда одни экономические структуры полностью разрушены, другие еще не созданы и не действуют. В социальной области падает уровень жизни народа, что создает почву для подогревания недовольства населения политикой правительства. Социальная напряженность здесь нередко связана с ростом активности различных общественно-политических формирований в борьбе за влияние в массах и за власть, с деятельностью разного рода экстремистских групп, в том числе националистического толка, с активизацией преступных элементов и т.д. Этот вид напряженности носит заметно выраженный региональный характер. Межнациональные отношения в ряде регионов приняли форму открытой гражданской войны. В средствах массовой информации происходит очернение истории, разрушение идеологии, обесценивание духовных ценностей. Растет преступность, безработица, распад семей, социальный паразитизм среди молодежи, увлечение наркотиками, а, что самое страшное наблюдается повышение их доступности. Наряду с наркотиками растет увлечение алкоголем, особенно среди юного поколения. Пропаганда секса и бездуховной культуры, утверждение мещанских, мелкобуржуазных жизненных идеалов. В этих условиях резко обнаружились черты кризиса российского общества, дестабилизация, что влечет за собой рост недовольства граждан, социокультурные противоречия, распространение настроений неудовлетворенности существующей ситуацией.

Негативные эмоции на социально-психологическом и поведенческом уровнях, характеризуется еще и следующими моментами [19]:

- стремительным ростом цен, инфляцией, оскудением потребительского рынка, отсутствием личной безопасности, загрязнением окружающей среды.

- под влиянием вышеназванных настроений утрачивается доверие к властям, снижается авторитет власти и власть авторитета, появляется ощущение опасности, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи. В обществе в целом, как и в отдельной территориальной общности, возникает атмосфера массового психического беспокойства, эмоционального возбуждения.

- на поведенческом уровне социальная напряженность проявляется как в стихийных массовых действиях (в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания с целью создания страховых запасов «на черный день» и т.д.), так и в различных конфликтах, митингах, демонстрациях, забастовках и иных формах гражданского неповиновения и протеста, а также в вынужденной и добровольной миграции в другие регионы и за границу.

Поскольку полностью удовлетворить, насытить человеческие потребности по природе своей невозможно, то, естественно, существует определенная «фоновая» неудовлетворенность – напряженность. Таким образом, можно констатировать, что развитие социальной напряженности имеет разные стадии. Нарастание социальной напряженности надо обнаруживать, фиксировать как можно раньше, еще в латентной стадии. Средства обнаружения и измерения должны быть простыми и надежными[20].

Стадии социальной напряженности как процесса отличаются одна от другой по своим пространственно-временным параметрам и формам выражения. Их, по нашему мнению, три.

Первая, в ходе которой происходит еще пока скрытое, не имеющее явных внешних признаков, нарастание недовольства. Для нее характерна неорганизованная, главным образом вербальная, форма выражения неудовлетворенности, рост обеспокоенности в связи с множащимися нарушениями привычного хода вещей, без сколь нибудь ясного осознания массами причин и масштабов происходящих в общественной жизни изменений. По сути дела речь идет пока не о конфликте, а только о начале конфликтной ситуации.

Вторая – обострение напряженности. Ее отличительной чертой является отчетливое осознание ненормальности существующего положения и наличия в обществе социальной напряженности большинством населения. Налицо развернутая конфликтная ситуация. На этой стадии могут начать возникать очаги резкого обострения напряженности в отдельных регионах и населенных пунктах, вспыхивать конфликты.

Третья стадия социальной напряженности обычно характеризуется ее уменьшением, постепенным исчезновением черт, характерных для этого состояния общественной жизни. Заметим, однако, что конфликты, возникшие на предыдущей стадии, могут еще продолжаться (не вызывая вместе с тем широкого общественного резонанса).

Таким образом, социальная напряженность возникает, когда конфликты еще не проявляются в предельно обнаженном виде, когда отсутствует отчетливо осознаваемое противостояние по линии «мы – они», такую стадию обычно называют латентной. К примеру, латентными признаками социальной напряженности, связанными с происходящими в настоящее время изменениями в качестве и уровне жизни российского населения, с этой точки зрения, можно было бы считать, по крайнеймере, следующие: ожидание большинством населения консервации или ухудшения своего нынешнего тяжелого положения; озабоченность определенной части взрослого населения России невозможностью для их детей получить серьезное образование; нарастание у определенной части населения страха нищеты в старости; недовольство части населения региональной дифференциацией уровня и качества жизни; болезненное восприятие частью населения смены социального статуса и т.п.

Существует система показателей социальной напряженности, в которуюнепременно входят признаки, характеризующие сферу субъективного: мнения людей по отношению к тем или иным событиям, действиям, их оценки меры удовлетворения своих жизненно важных потребностей, ожиданий, решения проблем, затрагивающих общие интересы, доверие к правительству и руководителям более низких рангов; оценки соблюдения прав человека, состояния охраны общественного порядка и личной безопасности граждан, экологической ситуации, состояния межнациональных отношений, возможности возникновения конфликта, вероятного поведения в прожективных ситуациях, альтернатив развития событий в ближайшем будущем и т.д. Как явствует из сказанного выше, социальная напряженность проявляясь на социально-психологическом и поведенческом уровне, она тесно связана с динамикой общественного мнения и общественных настроений (Приложение 3).

В целом, можно утверждать, что латентный уровень социальной напряженности в современном российском обществе довольно высок и четко определяются тенденции к дальнейшему его повышению (Приложение 4). Значит, закономерен вывод о том, что с ухудшением социальной ситуации в стране увеличение латентного уровня социальной напряженности может привести к резкому (скачкообразному) увеличению явных признаков социальной напряженности и развитию ее в сторону предкризисного, а затем и кризисного состояния. К тому же кризисное состояние государственности, о котором говорилось выше, будучи усиленным предкризисным, а затем и кризисным состоянием социальной напряженности, может направить развитие нашего общества в сторону социальной катастрофы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: