Структура государственного долга Российской Федерации

 

Объем непогашенных долговых обязательств государства на­зывается государственным долгом. Общее понятие государствен­ного долга Российской Федерации, его состав, принципы управ­ления и порядок обслуживания законодательно закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

В государственный долг Российской Федерации входят дол­говые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, между­народными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим госу­дарственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 и до 30 лет). Долговые обязатель­ства Российской Федерации погашаются в сроки, которые оп­ределяются конкретными условиями займа. Изменение условий уже выпущенного в обращение государственного займа - срока выплаты, размера процентных платежей, срока обращения - не допускается.

Государственный долг субъекта Российской Федерации - со­вокупность долговых обязательств субъекта Российской Федера­ции.

Он полностью и без условий обеспечивается всем находящим­ся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации. В объем государственного долга субъекта Российской Федерации вклю­чаются: номинальная сумма долга по ценным бумагам субъекта Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, по­лученным субъектом Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предостав­ленным субъектом Российской Федерации. Долговые обяза­тельства субъектов Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут пре­вышать 30 лет.

Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государ­ственной власти субъектов в соответствии с Бюджетным кодек­сом РФ и федеральным законом об особенностях эмиссии и обра­щения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, со­ставляющим муниципальную казну. Долговые обязательства му­ниципального образования могут существовать в форме кредит­ных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Органы местного самоуправления используют все полномо­чия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сро­ки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы[5].

Таким образом, государственные заимствования представляют собой ту часть государственных кредитных отношений, в которой государство выступает в качестве заемщика. Государственные заимствования как экономическая категория воплощают в себе черты финансов и кредита. По своему целевому назначению - это категория финан­сов, а по методам мобилизации ресурсов (возвратность, срочность, платность) - категория кредита. Государственные заимствования классифицируются по многим признакам, наиболее важным из которых является их деление на внешние и внутренние.

Объем непогашенных долговых обязательств государства со­ставляет государственный долг, который делится на внутренний и внешний. Управление государственным долгом неотделимо от за­имствований. Оно должно включать целесообразность и экономи­ческую обоснованность заимствований, целевое и эффективное использование заемных ресурсов, повышение инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата долга.

 

 



Управление государственным долгом и направления его сокращения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: