Управление государственным и муниципальным долгом Мурманской области с учетом влияния мирового финансового кризиса

 

Управление государственным долгом и ведение реестра долговых обязательств осуществляется в соответствии с законом Мурманской области от 11 декабря 2007 года № 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области» и постановлением правительства Мурманской области от 19 января 2007 года № 14-ПП «Об утверждении порядка ведения государственной долговой книги Мурманской области».

Предельный объем государственного внутреннего долга Мурманской области, установленный законом об областном бюджете на 2009 год в сумме 4000000,0 тыс. рублей, не превышал объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений (23226266,3 тыс. рублей).

В течение 2009 года государственный внутренний долг Мурманской области вырос с 306226,1 тыс. рублей (на 1 января 2009 года) до 825000,0 тыс. рублей (на 1 января 2010 года), то есть увеличился на 518773,9 тыс. рублей.

В 2009 году правительством Мурманской области привлечен бюджетный кредит из средств федерального бюджета на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета Мурманской области, в размере 325000,0 тыс. рублей. Срок погашения установлен 30 апреля 2010 года.

Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга Мурманской области в 2009 году составили 8439,7 тыс. рублей, или 46,9 % от утвержденных в областном бюджете расходов в сумме 18000,0 тыс. рублей. Расходы по выплатам процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, сложились в объеме 5314,0 тыс. рублей, по бюджетным кредитам - 3125,7 тыс. рублей.

Законом об областном бюджете на 2010 год установлен верхний предел государственного внутреннего долга по долговым обязательствам Мурманской области - 4000000,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям, предоставленным областью, - 1100000,0 тыс. рублей.

По состоянию на 1 марта 2010 года размер государственного внутреннего долга не изменился и составляет 825000,0 тыс. рублей.

В результате исполнения бюджета ЗАТО г. Полярный сложился профицит в сумме 33308,5 тыс. рублей. Необходимость в привлечении источников финансирования дефицита отсутствовала. За 2009 год дебиторская задолженность, числящаяся на балансе местного бюджета, в целом уменьшилась на 31889,2 тыс. рублей и на 1 января 2009 года составила 45872,2 тыс. рублей.

В составе дебиторской задолженности по выданным авансам просроченная, невозможная к взысканию задолженность составляет 3909,8 тыс. рублей, в том числе задолженность: Новгородского фонда жилищного строительства по договору на строительство жилья для переселения граждан - 3512,1 тыс. рублей, остаток аванса на поставку строительных материалов по договору от 1 марта 2005 года № 24 с ООО «Гефест» - 266,5 тыс. рублей, остаток аванса на поставку товара по договору с МУП «Городские торговые сети» - 76,2 тыс. рублей, нарушение муниципального контракта ООО «Фирма металлопрокат» - 55,0 тыс. рублей. Задолженность образовалась в 2004-2005 годах.

Средства в сумме 1538,0 тыс. рублей (без учета штрафных санкции по Новгород - агрожилстройфонду - 2371,8 тыс. рублей) израсходованы без достижения результата, что в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса является неэффективным использованием средств.

Дебиторская задолженность в оставшейся сумме образовалась в декабре 2009 года и носит текущий характер. На балансе исполнения местного бюджета за 2009 год кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2010 года отсутствует.

Бюджет г. Мурманска на 2009 год с учетом внесенных изменений утвержден с дефицитом в сумме 345368,7 тыс. рублей. Источники покрытия дефицита утверждены приложением к решению совета депутатов г. Мурманска о бюджете на 2009 год от 18 декабря 2008 года № 58-723.

В результате исполнения местного бюджета дефицит сложился в объеме 114227,4 тыс. рублей, или в 3 раза ниже утвержденных назначений. Источники покрытия фактического дефицита местного бюджета привлечены в пределах утвержденных назначений. Дебиторская задолженность, учтенная на балансе исполнения бюджета г. Мурманска на начало 2009 года в размере 1203849,0 тыс. рублей в течение года сократилась на 97627,9 тыс. рублей, или 8,1 %, и на конец финансового года составила 1106221,1 тыс. рублей.

По итогам финансового года дебиторская задолженность с дебиторами по бюджетным кредитам полностью погашена, по выданным авансам сократилась в 2 раза, расчеты с подотчетными лицами - почти в 2 раза.

В составе дебиторской задолженности просроченная и нереальная к взысканию задолженность отсутствует.

Кредиторская задолженность, учтенная на балансе исполнения бюджета г. Мурманска на начало 2009 года в сумме 1170053,2 тыс. рублей, в течение 2008 года сократилась на 82210,9 тыс. рублей, или 7,1 %, и по состоянию на 1 января 2009 года составила 1087842,3 тыс. рублей.

Задолженность по расчетам по долговым обязательствам сократилась за 2009 год на 115002,2 тыс. рублей, или 26,1 % за счет погашения кредитов по договорам с коммерческими банками и уплаты процентов за пользование ими.

Учет долговых обязательств г. Мурманска в соответствии со статьей 120 Бюджетного кодекса ведется в муниципальной долговой книге.

Задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, образованная из-за несвоевременного представления счетов к оплате в ноябре-декабре 2009 года, сократилась на 6289,4 тыс. рублей и носит текущий характер.

В структуре кредиторской задолженности на 1 января 2010 года наибольшая доля приходится на расчеты по платежам в бюджеты, из которой задолженность в сумме 733776,4 тыс. рублей, или 98,5 %, является просроченной.

Указанная задолженность образовалась с 1995 по 2000 год по неуплате комитетом по образованию администрации г. Мурманска отчислений во внебюджетные фонды в сумме 122233,9 тыс. рублей и 611542,5 тыс. рублей - начисленные пени на сумму указанной задолженности во внебюджетные фонды за период с 1995 по 2009 год. Работа по реструктуризации задолженности к ее сокращению не привела.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 18 ноября 2008 года для оперативного принятия мер по смягчению последствий финансового и экономического кризиса, реализации программ в социальной сфере, повышению устойчивости бюджетной системы Мурманской области постановлением правительства Мурманской области от 3 декабря 2008 года № 187-ПГ создана антикризисная комиссия области и утверждено положение об антикризисной комиссии Мурманской области.

Правительством Мурманской области разработан план антикризисных мер, утвержденный распоряжением губернатора Мурманской области от 10 декабря 2008 года № 323-РГ. В плане антикризисных мер указаны мероприятия, проведение которых позволит смягчить последствия кризиса и оптимизировать управление долгом области.

В соответствии с планом антикризисных мер правительством Мурманской области приняты нормативные правовые акты, направленные на снижение фискальной нагрузки на реальный сектор экономики, регламентирующие:

− установление пониженных дифференцированных налоговых ставок в размере 5-10 % в зависимости от категории налогоплательщиков по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

− снижение ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, до 13,5 %;

− освобождение от уплаты налога на имущество организаций малых предприятий;

− введение моратория на повышение ставок арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2010 год.

Основные градо- и бюджетообразующие предприятия (всего 20 предприятий и филиалов) в составе государственных корпораций, холдингов и групп самостоятельно включены в федеральный список 295 системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.

В соответствии с Федеральным законом от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 на территории области разработана программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 - 2010 год. Программа утверждена постановлением правительства Мурманской области от 4 марта 2009 года № 107-ПП. Финансовые затраты на реализацию программы в 2009 году - 109001,8 тыс. рублей.

Таким образом, видно, что, несмотря на достаточно сложную структуру долгов, Правительство Мурманской области следует всем необходимым мерам по оптимизации управления долгом Мурманской области в условиях мирового финансового кризиса.



Заключение

 

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Особое положение в составе государственного долга занимает внутренний государственный долг, который на 1 апреля 2010 года составлял 2094,73 млрд. руб.

На протяжении последних нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал.

Также не малое значение имеет и внешний долг РФ. Но целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

− снижается общий объем;

− снижается долговая нагрузка на экономику;

− из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

В целом можно констатировать, что сложившаяся сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазу ее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования.

Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.

 



Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 сентября 2010 г.] - М.: Издательство Юрайт, 2010

2. Балабанов, И.Т. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. / И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика - 2006 - 341 с.

3. Ворожцов, П. А. О принципах политики в области управления государственным долгом / П. А. Ворожцов // Рынок ценных бумаг. - 2008 - № 28 - С.20 - 24.

4. Воронин, Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист. - 2009 - №1 - С. 58 - 67.

5. Жарыгин, Б. Д. Государственное регулирование экономики / Б.Д.Жарыгин. - М.: Слово, 2008. - 204 с.

6. Зейман, А. Л. Государственное регулирование экономики / А. Л. Зейман. - М.: Юнити - Дана, 2009. - 457 с.

7. Златкис, Б. И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. / Б. И. Златкис // Финансы. 2008. - № 7. - С. 10 - 15.

8. Колпакова, Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие / Г. М. Колпакова - М.: Финансы и статистика, 2009. - 496 с.

9. Лебедев, А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления - 2008 - №3 - С.37-40

10. Мокрицкий, А. К. Внешний долг России - состояние и проблемы платежеспособности. / А.К. Мокрицкий // Проблемы прогнозирования. - 2009. - № 7. - С. 99 - 104.

11. Попкова, Н. А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности. / Н. А. Попкова // Финансы. - 2010. - №1 - С.49-51.

12. Саркисянц, А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. - 2007. - № 8. - С. 25 - 31.

13. Семаков, А. Г. Государственный долг: иллюзии и реальность / А. Семаков // Экономист - 2009 - №3 - С.31-40

14. Хейфец, Б. А. Внешний долг России. / Б. А. Хейфец // Финансы. - 2008. - № 2. - С.22-24

15. Чумаченко, А. А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования / А. А. Чумаченко // Рынок ценных бумаг. - 2008 - №16 - С.63-66.

16. Шинкаренко, В. Н. Проблема внешнего долга России / В. Н. Шинкаренко // Бизнес и банки - 2009 - №26 - С. 13-16.

17. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru

18. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru

 


[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 сентября 2010 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2010

[2] Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Г. М. Колпакова - М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 261

[3] Шинкаренко В. Н. Проблема внешнего долга России / В. Н. Шинкаренко // Бизнес и банки – 2009 - №26 - С. 13-16.

[4] Жарыгин Б. Д. Государственное регулирование экономики - М.: Слово, 2008. – С. 93.

[5] Чумаченко А. А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования // Рынок ценных бумаг. – 2008 - №16 - С.63-66.

[6] Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России // Проблемы теории и практики управления – 2008 - №3 - С.37-40.

[7] Балабанов И.Т. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика – 2006 - С. 227.

[8] Попкова Н. А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности. // Финансы. – 2010. - №1 – С.49-51.

[9] Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2007. - № 8. – С. 25 – 31.

[10] Зейман А. Л. Государственное регулирование экономики. - М.: Юнити - Дана, 2009. – С. 319.

[11] Семаков А. Г. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист – 2009 - №3 - С.31-40.

[12] Мокрицкий А. К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемы прогнозирования. – 2009. - № 7. - С. 99 – 104.

[13] Воронин Ю. С. Управление государственным долгом // Экономист. – 2009 - №1 - С. 58 - 67.

[14] Златкис Б. И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. 2008. - № 7. – С. 10 – 15.

[15] Ворожцов П. А. О принципах политики в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. - 2008 - № 28 - С.20 - 24.

[16] Хейфец Б. А. Внешний долг России. // Финансы. – 2008. - № 2. – С.22-24

[17] Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: