Первый — до 1973 г. — этап главенства нефтяных компаний — «Семи сестер»

Второй — с 1973 по 1986 гг. — этап резкого роста влияния ОПЕК на мировом рынке нефти.

Третий — с 1986 до 2001 гг. — некоторое ослабление влияния ОПЕК в условиях появления других крупных независимых экспортеров и роста масштабов биржевой торговли и сделок с «бумажной нефтью».

Четвертый — с 2001 до настоящего времени — современный этап ускорения либерализации мирового рынка нефти, начала диверсификации поставок нефти основными импортерами с целью увеличения стабильности поставок, резкое преобладание фьючерсных и прочих срочных сделок в торговле нефтью в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Первые два этапа из приведенных выше в целом характеризуются картельным принципом ценообразования, хотя и имели существенные различия. На первом этапе «ценообразующий» картель состоял из семи вертикально-интегрированных крупнейших международных нефтяных компаний (американские Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ), английская Бритиш Петролеум, англо-голландская Ройял-Датч/Шелл), которые в интересах потребителей нефти удерживали цены на устойчиво низком уровне около 1,5—3 долл. за барр [18].

В период господства на рынке МНК имела место в основном горизонтальная конкуренция между отдельными компаниями Картеля, с одной стороны, и независимыми компаниями на рынках материнских стран — с другой. Вертикальной конкуренции между отдельными подразделениями этих компаний практически не было. Как уже упоминалось, до последней четверти 1973 г. мировой рынок делили между собой 7 крупнейших нефтяных компаний из промышленно развитых стран. Добыча же нефти в основном производилась в развивающихся странах арабского региона (73%), тогда как основное потребление нефти опять же происходило в промышленно развитых странах, членах ОЭСР (72%). Дальнейшее развитие экономики в условиях ускорения научно-технического прогресса повсеместно привело к резкому увеличению потребления нефти, притом, что монопольное положение нефтяных компаний позволяло держать цены на стабильном уровне, что обеспечивало всем экспортерам относительно невысокие, но стабильные прибыли. Высочайшая зависимость развитых стран от импортных поставок энергоносителей была очевидна. Поскольку цены на нефть МНК поддерживали на относительно низком уровне — около 3 долл. США, производство нефти было рентабельно только в странах с себестоимостью добычи и последующей транспортировки ниже этого уровня, то есть преимущественно — странах Ближнего Востока.

На первом этапе доминировали, во-первых, трансфертные (внутримонопольные) цены, использовавшиеся вертикально интегрированными международными нефтяными компаниями для минимизации своих налоговых отчислений по месту добычи нефти. Во-вторых, справочные цены, применявшиеся для расчета налоговых отчислений в бюджеты тех развивающихся стран, где международные нефтяные компании являлись концессионерами. В-третьих, рыночные цены, которые применялись на том сегменте рынка, где работали действительно независимые субъекты. При этом доминировали долгосрочные сделки с реальным товаром, которые определяли как объемы торговли, так и уровень цен. Вместе с тем развивающиеся страны — крупнейшие экспортеры нефти, обеспечивая почти три четверти добычи нефти в мире, были крайне недовольны сложившимся мировым порядком распределения доходов от реализации этой нефти и считали его исключительно несправедливым. В итоге 13 развивающихся стран — основных экспортеров нефти с целью отстаивания своих интересов на мировом рынке нефти организовали ОПЕК и чуть позднее национализировали добычу на своей территории. Эти события привели к так называемому «нефтяному кризису», в итоге чего цены на нефть «взлетели» за 2 последующих года более чем в 5 раз, что совпало с общим сырьевым и валютно-финансовым кризисами, охватившими в этот период всю мировую экономику (см. рис. 2).

Поскольку промышленно развитые страны не могли в одночасье существенно сократить потребление нефти, рост цен продолжался вплоть до начала 80-х годов, когда он уже превысил уровень 35 долл. за барр.

Таким образом, начало второго этапа сопровождалось установлением принципиально нового, более высокого уровня мировых цен на нефть. Продолжающийся высокий спрос на нефть позволил ряду стран с более высокой себестоимостью нефти (например, Великобритании, России, Мексике, странам Африки) существенно увеличить добычу и начать свой экспорт нефти, вследствие чего доля стран ОПЕК в поставках нефти на мировые рынки начала постепенно падать [19].

На втором этапе доминирующая роль в ценообразовании перешла к 13 развивающимся нефтедобывающим государствам — членам ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор, Индонезия).

Получив после 1973 г. серьезный и реальный контроль над огромными добывающими активами мировой нефтедобывающей отрасли, страны — члены ОПЕК стали основным поставщиком на рынке нефти. Как следствие, сменился и характер конкуренции на нефтяном рынке, так как стала доминировать вертикальная конкуренция между национальными (в основном государственными добывающими) компаниями стран ОПЕК и независимыми компаниями из промышленно развитых стран, действующими в сфере переработки и сбыта нефти из развивающихся стран. Более того, в последующие годы произошло не столько замещение одного вида конкуренции другим, сколько усиление и горизонтальной, и вертикальной конкуренции при их одновременном существовании. (Основная конкуренция развертывается на рынке между государственными (национальными) и международными (частными) нефтяными компаниями.) Вместе с тем разведка и добыча нефти в мире — преимущественно государственная сфера деятельности, в нем, безусловно, доминируют государственные (национальные) нефтяные компании, контролируя более 90% запасов и свыше 70% — добычи нефти и газа.

На втором этапе картина основных принципов ценообразования несколько изменилась. Набор доминирующих цен остался тот же, что и на первом этапе, но поменялась их иерархия. На первое место вышли рыночные цены разовых сделок. Институт справочных цен сохранялся по той причине, что наряду с существованием официальных отпускных цен ОПЕК (в основном до 1977 г. — до волны национализаций в этих странах) продолжала существовать и практика установления справочных цен для исчисления налогов концессионеров. И, соответственно, трансфертные цены.

До 1986 г. активно развивался рынок разовых сделок, который постепенно стал играть самостоятельную роль — как доминирующий субъект в определении цены. До начала 70-х гг. на него приходилось лишь 3—5% международной торговли нефтью. В 70-е годы значение разовых сделок стало интенсивно возрастать: в первой половине десятилетия — на них приходилось уже 5—8%, в середине — 10—15%, и в середине 80-х годов — уже не менее 40—50% международной торговли нефтью. Таким образом, именно рынок разовых сделок стал определяющим с точки зрения объемов мировой нефтяной торговли. Только начиная с 1986 г. (третий этап) картельное ценообразование — назначение цен ограниченной группой участников, постепенно уступило место рыночному биржевому принципу ценообразования. Цены на нефть преимущественно стали устанавливаться в результате конкурентной борьбы большого числа игроков по регламентированной и прозрачной процедуре и отражали в каждый момент времени текущий баланс спроса и предложения на мировом рынке с учетом комплекса конъюнктурообразующих факторов экономического и политического характера.

На этом этапе рынок разовых сделок продолжал доминировать в определении объемов торговли, тогда как рынок долгосрочных сделок переместился на второе место — то есть они просто поменялись местами. В итоге эволюции характера и структуры сделок на нефтяном рынке, именно к бирже перешла ценоустановительная и ценообразовательная функция на этом рынке. При этом механизм справочных цен практически перестал действовать. Сохранились лишь рыночные и трансфертные цены, причем последние — в очень ограниченном применении.

В начале 80-х был зафиксирован кратковременный феномен снижения абсолютных объемов спроса на жидкое топливо. После нефтяного кризиса начала 70-х годов промышленно развитые страны — импортеры жидкого топлива были вынуждены искать адекватный ответ на резкий рост мировых цен на нефть в ослаблении зависимости от ее поставок путем диверсификации источников нефтеснабжения, за счет наращивания отечественной добычи для хотя бы частичного вытеснения поставок нефти ОПЕК из баланса энергоснабжения. Однако потребовалось очередное ценовое потрясение нефтяного кризиса 1979—80 годов, вновь приведшее к многократному росту цен, прежде чем основные показатели энергоемкости ВВП промышленно развитых стран резко пошли вниз. Таким образом, с каждым последующим нефтяным кризисом, по мере нарастания остроты «нефтяных» проблем в мировой экономике, нарастало последовательное замещение нефти в общем объеме потребления энергоресурсов промышленно развитых государств по следующим направлениям [20]:

- наращивание импорта нефти из других источников;

- увеличение собственной добычи нефти;

- расширение потребления других углеводородов, в частности газа;

- наращивание потребления других энергоресурсов (угля, электроэнергии, атомной энергии);

- активное внедрение энергосберегающих технологий.

В итоге, с середины 80-х годов наблюдается замедление роста мирового спроса на жидкое топливо по сравнению с темпами развития экономики в целом. В 2001 г. стала наблюдаться все большая либерализация нефтяной торговли, что можно назвать началом четвертого этапа в развитии мирового рынка нефти. Известные теракты 11 сентября серьезнее всего повлияли на общее состояние деловой среды США, поведение американских инвесторов, да и на сознание американского общества в целом. Общий объем ущерба, вызванного этими событиями, сегодня оценивается порядка 60 млрд. долл. Для этого этапа характерны два важнейших обстоятельства: во-первых, изменение нефтяных потоков, связанное с диверсификацией поставок нефти крупнейшими импортерами, и, во-вторых — возросшая роль биржевой торговли и увеличение оборотов «бумажной» нефти. События 11 сентября наглядно продемонстрировали необходимость коренного пересмотра прежней стратегии стран Запада в отношении ближневосточных производителей нефти. В течение долгих лет США и другие промышленно развитые государства рассматривали поддержание стабильности в этом регионе как неотъемлемый элемент своих геополитических интересов. Со временем усилия по поддержанию стабильности, как военными, так и политическими методами, требовали все больше ресурсов, зачастую не принося при этом желаемого положительного эффекта. В результате международные аналитики сегодня все чаще говорят о том, что Западу необходимо минимизировать свою зависимость от поставок нефти из стран Ближнего Востока [21].

В этой связи стоит привести мнение эксперта в области энергетической политики Университета Райс (США) Э. Яффе о том, что «эта задача является одной из основных целей Вашингтона в отношениях с Россией». По мнению аналитика, инициатива эксплуатации огромных нефтяных и газовых резервов России получила новый импульс в июле 2002 г., когда в Соединенные Штаты привезли первую партию нефти прямо из России. В настоящее время администрация США поддерживает эту инициативу и считает важной, чтобы «Россия играла стратегическую роль в диверсификации поставок нефти на мировые рынки».

Однако, несмотря на поддержку на высоком уровне, сохраняются значительные трудности в реальной организации постоянных прямых поставок нефти из России в США, в их числе, прежде всего высокие транспортные расходы и, соответственно, необходимость установления более высоких отпускных цен. Тем не менее, российская компания «ЛУКОЙЛ» уже заявила о планах строительства морского нефтяного терминала для Тимано-Печорского месторождения, который даст ей серьезное транспортное преимущество при поставках нефти морем в США.

Кроме того, летом 2002 г. «ЛУКойл» представил планы строительства магистрального нефтепровода в Мурманск и нового нефтеналивного порта в Мурманске или вблизи него. Проект предусматривал строительство трубопровода длиной 1,5 тыс. км с пропускной способностью 50 млн. т. в год. По нему должна транспортироваться нефть с западносибирских месторождений. Предполагается, что в новый порт смогут заходить супертанкеры водоизмещением свыше 300 тыс. т, притом, что Мурманск расположен гораздо ближе к США, чем порты стран Ближнего Востока. Реализация этого проекта потребует значительных капиталовложений. Стоимость только одного строительства нефтепровода оценивается в 1,5—2,5 млрд. долл., и «ЛУКОЙЛу», который ведет освоение новых месторождений на Каспии и на севере Европейской части России, такие расходы не под силу. В сентябре ЮКОС, «Сибнефть» и Тюменская нефтяная компания сообщили о своих намерениях присоединиться к строительству экспортного терминала в Мурманске.

Немаловажным в этой связи является мнение Г. Купера, главного исполнительного директора американской компании «Тетон Петролеум», ведущей активную деятельность в России, который отметил, что «проблема расходов ничего не значит по сравнению с тем, сколько денег США потратили за многие годы, защищая свои источники снабжения на Ближнем Востоке».

Вместе с тем необходимо принимать во внимание и то, что даже если российская нефть пойдет в США, американская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще не в состоянии ее всю должным образом перерабатывать. Дело в том, в последние годы большая часть инвестиций американских компаний была вложена в оснащение предприятий страны оборудованием и технологиями для переработки тяжелой смеси, поставленной из Венесуэлы и Мексики, а не для легкой нефти с большим содержанием серы из России. Для этого необходима определенная реструктуризация нефтеперерабатывающих предприятий.

Касаясь в этой связи проблемы возможного роста зарубежных инвестиций в добычу российских энергоресурсов, эксперты ссылаются на мнение министра энергетики РФ И. Юсуфова о том, что «в ближайшие годы, чтобы поднять уровень добычи до 8 млрд. барр., российской нефтяной промышленности необходимо ежегодно 1 млрд. долл. инвестиций». Тем не менее, эксперты указывают, что администрация Дж. Буша, понимая всю нестабильность ситуации на Ближнем Востоке, считает «американо-российское партнерство в сфере энергетики неизбежным».

Экспорт российской нефти в США, по-видимому, будет возрастать, хотя этим планам может препятствовать одновременное стремление Москвы улучшить условия экспорта своей нефти на европейские рынки. По прогнозу МЭРТ, при благоприятных условиях экспорт нефти РФ в дальнее зарубежье может увеличиться со 152,8 млн. т в 2006 г. до 180. млн. т в 2009 г.; тогда как в 2010 г. он может составлять 249 млн. т. В то же время Россия, которая в настоящее время не способна конкурировать на американском рынке с другими странами, может помочь ввести мировые цены в приемлемый для РФ, США и МЭА коридор — 20—25 долл. за баррель[22].

Другой пример: в настоящее время Япония, вторая по экономической мощи страна в мире, экспортирует около 80% потребляемой ею нефти с Ближнего Востока. При этом в течение последних двадцати пяти лет ни одна японская компания ни разу не приобретала нефть в России. Компания Nippon Oil, крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие в Японии, уже заявила о своей заинтересованности в регулярных закупках российской нефти для того, чтобы снизить свою зависимость от нефтедобычи на Ближнем Востоке. «Мы стремимся диверсифицировать наши источники сырой нефти, соблюдая при этом наши экономические интересы», — заявил представитель Nippon Oil1.

Закупки нефти в России японская сторона рассматривает в качестве средства защиты своих интересов от угрозы перебоев в поставках в случае кризисных ситуаций в Персидском заливе. На текущий момент Nippon Oil сообщает о закупке двух миллионов баррелей российской нефти сорта Urals, при этом цена сделки не оглашается. По словам представителя Nippon Oil, пока речь идет о разовой закупке, причем в качестве посредника выступает крупная западная нефтяная компания. Тем не менее, в Nippon Oil не исключают возможности дальнейшего продолжения закупок российской нефти.

Интересно в этой связи, что в январе 2003 г., АК «Транснефть» представила в Правительство проект и ТЭО строительства магистрального нефтепровода Ангарск — Находка, по которому можно будет поставлять нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и, в частности, в Японию. Что примечательно, Япония уже согласилась выдать целевой кредит под строительство данного нефтепровода, что свидетельствует о ее серьезной заинтересованности в стабильных поставках нефти из России[23].

Важную роль в ценообразовании на современном мировом рынке нефти продолжает играть ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC). Она была создана 10 сентября 1960 г., когда в Багдаде собрались представители пяти наиболее богатых нефтедобывающих государств (Ирака, Ирана, Кувейта, Венесуэлы и Саудовской Аравии) и подписали договор о создании ОПЕК, целью которой является защита интересов своих членов в условиях постоянно растущей конкуренции. В 1960 г. пять стран — организаторов ОПЕК обеспечивали около 80% мирового экспорта нефти. Сегодня этот показатель снизился до 60%, однако количество стран-членов ОПЕК увеличилось, и в сумме все они располагают 77% мировых запасов нефти и обеспечивают около 40% нефтедобычи. За прошедшие 40 лет эта организация, несомненно, стала самым влиятельным участником на мировом нефтяном рынке, от решений которой по сей день во многом зависит его конъюнктура.

Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти — промышленно развитых стран на протяжении последних более чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период бурных перемен в мировой экономической системе, во времена распада колониальных систем, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям. Авторитет ОПЕК существенно окреп, прежде всего, в борьбе с пресловутыми «семью сестрами», входившими в Международный нефтяной картель.

Заключение

 

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции.

На начало 21 века нефть остается важнейшим мировым энергетическим ресурсом и крупнейшим объектом международной торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом и по имеющимся относительно новым прогнозам при текущем уровне добычи мировая обеспеченность нефтью составляет, по крайней мере, порядка 40—50 лет. Эти оценки, сделанные в последние 5—10 лет, несравненно более оптимистичные, чем те, что имели место в 50—70 гг. истекшего столетия. Новые представления о степени обеспеченности мировыми запасами нефти обусловлены тем, что вследствие продолжающегося открытия все новых месторождений, а также использования достижений научно-технического прогресса, позволяющих увеличить степень извлекаемости нефти из недр и обеспечивающих возможность добычи нефти из месторождений, расположенных в отдаленных пока еще малоосвоенных районах, а также на мировом шельфе, на обозримую перспективу не предвидится острого дефицита нефти в мире вследствие абсолютного истощения ее геологических запасов. По показателю обеспеченности нефтяными ресурсами лидируют страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Иран), а также Россия.

В течение последней трети прошлого и начала текущего столетия мировой рынок нефти существенно изменялся по своему характеру. Так, по результатам анализа трансформации форм и методов мировой торговли нефтью, изменения принципов ценообразования на мировом рынке нефти можно выделить четыре характерных этапа его развития: первый (до 1973 г.) — главенства нефтяных компаний — «Семи сестер», который характеризуется наличием практически полного контроля над ценами с их стороны (типичное трансфертное ценообразование); второй (1973—1986 гг.) — резкого возрастания влияния ОПЕК в результате национализации ее странами-членами нефтедобывающих компаний, который характеризовался резким ростом мировых цен на нефть; третий (1986—2001 гг.) — снижения влияния ОПЕК вследствие появления на рынке новых крупных экспортеров (Россия, Норвегия, Мексика), постепенного увеличения объемов биржевой торговли нефтью; четвертый (с 2001 г.) — повсеместной либерализации международной торговли нефтью, который характеризуется резким увеличением объемов биржевой торговли «бумажной нефтью», при этом исключительно большое влияние на ценовую динамику начинают оказывать спекулятивные сделки и операции по хеджированию. Кроме того, в дополнение к сказанному, трагические события 11 сентября 2001 г. явились мощным стимулом к серьезному изменению направлений и масштабов мировых товарных потоков: промышленно развитые страны, заинтересованные в стабильных и долговременных поставках нефти, стремительно воплощают в жизнь политику их диверсификации путем сокращения поставок из проблемных и политически неустойчивых стран Ближнего Востока и, напротив, увеличения поставок из России и стран Африки.

ОПЕК продолжает играть исключительно важную роль на мировом рынке нефти, хотя деятельность этой организации за время ее существования постоянно трансформировалась. С момента создания вплоть до 1973 г. ОПЕК практически не играла сколько-нибудь важной роли в ценообразовании, хотя ее страны-члены и обеспечивали около 70% мировой добычи нефти, однако позднее, в период 1973—1986 гг. ОПЕК, напротив, обеспечивала практически полный контроль над ценами, хотя после этого из-за появления новых крупных производителей и экспортеров нефти — Великобритании, Норвегии — роль ОПЕК заметно снизилась, и на начало 2008 г. доля стран — ее членов — на мировом рынке нефти уже составляла менее 40%.

Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много.

Список литературы

1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – М: Академия управления при президенте России, 2006. – 266 с.

2. Баликоев В.З. Ценообразование на мировых рынках. – Москва: «Издательство ПРИОР», 2006. – 503 с.

3. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Под ред. д.э.н. А.Н. Петрова, д.э.н. М.И. Кныша. – СПб.: Любавич, 2007. – 290 с.

4. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика: Справочник студента. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 343 с.

5. Качуровский Е.П. Россия 2007. Новая экономическая стратегия. – М.; МГУ, 2006. – 244 с.

6. Концепция программы социально-экономического развития России на 2008-2012 гг. – М., 2007. – 139 с.

7. Папковская П.Я. Нефть как объект внешней торговли – М.: ООО «Мисанта», 2007. – 78 с.

8. Пол А. Самуэльсон, Вильям Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. – М.; «Лаборатория Базовых знаний», 2005. – 314 с.

9. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика/Пер. с англ. – М.: 2006. – 544 с.

10. Тарасевич Л.С. Гальперин В.М. Гребенников П.И. Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник/Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 3-е перераб. и доп. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 404 с.

11. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие/Под ред. Э.И. Лобковича. – М.: ООО «Новое знание», 2006. – 560 с.

12. Экономическая теория (макроэкономика) ч. III: Учебно-практ. Пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: МГЭУ, 2007. – 398 с.

13. www.cfin.ru


[1]        Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – М: Академия управления при президенте России, 2006, с. 54.

[2]        Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика/Пер. с англ. – М.: 2006, с. 112.

[3]        Экономическая теория (макроэкономика) ч. III: Учебно-практ. Пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: МГЭУ, 2007, с. 56.

[4]        Баликоев В.З. Ценообразование на мировых рынках. – Москва: «Издательство ПРИОР», 2006, с. 44.

[5]        Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – М: Академия управления при президенте России, 2006, с. 77.

[6]        Баликоев В.З. Ценообразование на мировых рынках. – Москва: «Издательство ПРИОР», 2006, с. 70.

[7]        Экономическая теория (макроэкономика) ч. III: Учебно-практ. Пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: МГЭУ, 2007, с. 60.

[8]        Баликоев В.З. Ценообразование на мировых рынках. – Москва: «Издательство ПРИОР», 2006, с. 110.

[9]        Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика/Пер. с англ. – М.: 2006, с. 78.

[10]     Папковская П.Я. Нефть как объект внешней торговли – М.: ООО «Мисанта», 2007, с. 114.

[11]     Папковская П.Я. Нефть как объект внешней торговли – М.: ООО «Мисанта», 2007, с. 119.

[12]   www.cfin.ru

[13]     Экономическая теория (макроэкономика) ч. III: Учебно-практ. Пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: МГЭУ, 2007, с. 112.

[14]     Концепция программы социально-экономического развития России на 2008-2012 гг. – М., 2007, с. 54.

[15]   www.cfin.ru

[16]     Концепция программы социально-экономического развития России на 2008-2012 гг. – М., 2007, с. 74.

[17]     Папковская П.Я. Нефть как объект внешней торговли – М.: ООО «Мисанта», 2007, с. 70.

[18]     www.cfin.ru

[19]     Папковская П.Я. Нефть как объект внешней торговли – М.: ООО «Мисанта», 2007, с. 50.

[20]     Экономическая теория (макроэкономика) ч. III: Учебно-практ. Пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: МГЭУ, 2007, с. 133.

[21]     Экономическая теория (макроэкономика) ч. III: Учебно-практ. Пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: МГЭУ, 2007, с. 111.

[22]     Экономическая теория (макроэкономика) ч. III: Учебно-практ. Пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: МГЭУ, 2007, с. 55.

[23]   www.cfin.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: