Прокомментировать решение КС «РГ» попросила директора департамента правовой и международной деятельности Минздравсоцразвития Михаила Ковалевского и директора департамента развития социального страхования и гособеспечения Минздравсоцразвития Юрия Воронина.
Российская газета | У нас всего три-четыре года как догнала прожиточный минимум средняя пенсия по стране. То есть с проблемой пенсии, не дотягивающей до прожиточного минимума, сталкиваются миллионы людей. Значит ли решение КС, что все они вправе через суд потребовать поднять им пенсии до прожиточного минимума?
Михаил Ковалевский и Юрий Воронин | Нет, не значит. В определении Конституционного суда говорится, что в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» минимальный размер трудовой пенсии по старости (в качестве этого правового института КС определяет общую сумму базовой и страховой частей пенсии) «в совокупности с иными видами социального обеспечения и с учетом применения механизма своевременной индексации пенсионных выплат был бы во всяком случае не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации». То есть речь идет об учете всех видов социальной поддержки, которую получает пенсионер. Если он, например, относится к льготной категории, то помимо пенсии получает ежемесячную денежную выплату, пакет социальных услуг, который тоже имеет вполне конкретное стоимостное выражение. Малообеспеченные граждане имеют право на получение жилищных субсидий — это тоже один из видов государственной социальной поддержки.
|
|
РГ | Ну а в отношении пенсионерки-заявительницы такой расчет-сравнение будет сделан? Ковалевский и Воронин | Гражданка обратилась в Конституционный суд потому, что и суд первой инстанции, и судебная коллегия областного суда отказались удовлетворить ее требования к территориальному управлению Пенсионного фонда, отказавшемуся пересчитать и увеличить ей пенсию. Если Конституционный суд считает, что решения судов общей юрисдикции, принятые в отношении заявительницы, были неправомерными, он в своем определении указывает: дело подлежит пересмотру. В данном конкретном случае ничего подобного в определении КС нет, поэтому решение судов пересматриваться не будут. Тем не менее в определении Конституционного суда содержится важное послание к законодателям: суд указывает, что «в процессе реформирования системы социального обеспечения федеральному законодателю надлежит гарантировать... такую величину пенсий по старости, которая в совокупности с иными мерами социальной поддержки позволяла бы им удовлетворять минимальные естественные надобности...» Собственно, задача постепенно довести до величины прожиточного минимума размер базовой пенсии, которая стоит перед нашей пенсионной системой, вполне соответствует этому выводу Конституционного суда.
|
|
Очень важным является также еще одно требование КС, обращенное к законодателю: необходимо наличие в законодательстве «объективных критериев социального вспомоществования, ориентирующих на гарантирование необходимого уровня нормальной жизнедеятельности лиц, достигших пенсионного возраста и являющихся при этом инвалидами II группы, ветеранами труда и тружениками тыла».
Вредная пенсия
Воскресенск живет по Списку №1
(«Московский комсомолец» 20.04.2005)
Игорь МЕЛЬНИК
Город Воскресенск в Подмосковье — один из самых вредных. Не в том смысле, что люди здесь живут с дурным характером, а потому, что местные предприятия уж больно опасны для здоровья. “Живем химией, дышим химией, от химии страдаем”, — говорят местные жители. До недавних пор работа на производстве с вредными условиями труда компенсировалась не только повышенной зарплатой, но и льготным начислением пенсии. С 1 января 2002 года людей “вредной пенсии” лишили.
— У нас в городе сейчас более 12 тысяч пенсионеров, которые работали на вредных предприятиях, но пенсию им считают не по списку № 1, а по обычному расчету, — говорит глава Воскресенского района Юрий Слепцов. — Если добавить северян, переехавших к нам после работы в условиях Крайнего Севера, то цифра получится еще более внушительная. И у всех этих людей есть претензии к расчету пенсий...
Воскресенск и впрямь не может похвастать в своих промзонах благоприятной экологией. Здесь находятся заводы химических реагентов, пластмассовых изделий, минеральных удобрений, горно-химический, не безопасны “Кварцит”, “Кормофос” и еще с добрый десяток предприятий. Отработавшему “на химии” десять лет человеку оставлено право выхода на пенсию, но вот в денежном начислении пенсия его уже совсем не “вредная”, а совсем обычная.
Новый пенсионный закон, вступивший в силу с 1 января 2002 года, все позиции прежнего закона сохранил, за исключением статьи 30 — “Оценка пенсионных прав”. 5-й пункт ее трактуется теперь самим Пенсионным фондом и судами абсолютно по-разному. Люди, обжаловавшие позиции Пенсионного фонда в Воскресенском федеральном суде, получили поддержку — 467 решений об обязанности пересчитать пенсию поступило в местное управление ПФ на 1 апреля с.г. Управление же, в силу технических и людских возможностей, исполнило только 158 решений. А всего в суд обратились 7 500 человек!
— Вы поймите правильно, в данной ситуации речь идет даже не о защите чести мундира, — говорит начальник управления ПФ №22 Леонид Горбунов. — По-человечески понимая людей, я не могу без разрешения Пенсионного фонда России осуществлять перерасчет пенсий. Наверху, в свою очередь, не могут дать разрешения без соответствующих поправок в закон депутатами.
Замкнутый получается круг. Крайними, как всегда, остались люди.
— Может вспыхнуть массовое недовольство воскресенцев, — сетует глава района Слепцов. — Мне нечем помочь людям, кроме обращений в Пенсионный фонд, но там почему-то предпочитают отмалчиваться...
НАТУРАЛОВ НАКАЖУТ РУБЛЕМ
Александр Жуков считает, что местные власти попирают права федеральных льготников
(«Независимая газета» 20.04.2005)
Игорь НАУМОВ
Субъекты Федерации не использовали в первом квартале 40% средств, выделенных из федерального бюджета на покрытие убытков транспортных предприятий, перевозящих льготников. Об этом вчера на селекторном совещании с регионами сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он не исключил, что с 2006 года, возможно, будут отменены дотации регионам, которые оказались не в состоянии в полной мере освоить эти деньги. «Сегодняшний уровень использования средств при наличии убытков просто недопустим, – считает министр. – Если бы эти средства были своевременно доведены, ситуация в экономике транспортных организаций была бы другой». Основной причиной сложившегося положения, по его мнению, является отсутствие порядка в распределении средств.
|
|
Вице-премьер Александр Жуков даже не пытался щадить самолюбие представителей территорий. Особенно досталось тем из них, кто не обеспечил равнодоступности приобретения единых социальных проездных билетов для федеральных и региональных льготников. Эти проездные формально введены в 65 субъектах Федерации. Они, считает Александр Жуков, должны продаваться по единой стоимости, но в 11 регионах этот принцип нарушается. Где-то федеральные льготники платят, а региональным билеты достаются бесплатно, где-то установлена разная цена. Причем опять-таки проездные для федеральных льготников дороже, чем для региональных.
«Такой подход, – отметил Игорь Левитин, – существенно ущемляет возможности граждан, отнесенных к федеральному списку, что нарушает достигнутые соглашения. Это может явиться сигналом к необходимости сокращения федеральной поддержки с 2006 года». Реальность такого шага подтвердил Александр Жуков. Он напомнил, что территориям выделяются средства (2,1 млрд. руб. в квартал) при условии обеспечения равнодоступности услуг общественного транспорта для всех категорий льготников.
Не менее острая критика прозвучала в адрес субъектов Федерации, которые сохранили в неизменном виде прежнюю систему натуральных льгот. Среди тех, кто устроил «праздник непослушания», были названы Дагестан, Хабаровский край, Воронежская область, Москва – всего 20 регионов. В том, что всеобщая монетизация льгот на общественном транспорте в России неизбежно наступит в 2006 году, у Игоря Левитина, похоже, сомнений нет.
|
|
Кроме того, он констатировал как свершившийся факт значительное снижение спроса льготников на пассажирские перевозки. И предстоящий дачный сезон картины не изменит. «Даже с учетом сезонного фактора вряд ли можно ожидать, что едиными социальными проездными билетами будут пользоваться более трети льготников. В связи с этим, считает министр, надо произвести финансовую и организационную «подстройку системы пассажирского транспорта». Это значит, что в будущем году объемы дотаций регионам из федерального бюджета на нужды транспорта будут существенно урезаны либо вообще отменены, если местная власть не внемлет директивам Москвы.
Правительство продает регионам проездные
(«Коммерсант» 20.04.2005)
Вадим ВИСЛОГУЗОВ
Вчера вице-премьер Александр Жуков и министр транспорта Игорь Левитин на селекторном совещании в Белом доме искали причины пробуксовки монетизации льгот на общественном транспорте. Оказалось, что треть российских регионов, вопреки подписанному с центром соглашению, до сих пор не ввели единые льготные проездные билеты. Уклоняющихся от монетизации министры пообещали отлучить от федеральных бюджетных дотаций.
В отличие от монетизации лекарственного или санаторно-курортного обеспечения процесс замены бесплатного проезда денежными выплатами находится исключительно в ведении регионов. Объяснение этому простое: общественный транспорт на местах центр не контролирует и потому может лишь рекомендовать губернаторам, как поступать с самой востребованной населением льготой.
Впрочем, один способ давления на регионы у центра есть — это дотации из федерального бюджета. Именно этим пряником Минфин попытался заманить регионы после январских транспортных бунтов льготников. Алексей Кудрин пообещал раздать 8,5 млрд рублей регионам, которые проведут монетизацию бесплатного проезда на условиях правительства. В соответствии с подписанным в январе соглашением «О доступности транспортных услуг» Минфин выделил всем территориям по 50 рублей дотации за каждого проживающего там федерального льготника. В первом квартале регионы получили 2,1 млрд рублей, во втором — 2,2 млрд. В обмен губернаторы обязались с 1 февраля (некоторые — с 1 марта) ввести единые льготные проездные на общественный транспорт и продавать их по цене, одинаковой как для федеральных, так и для региональных льготников.
Открывая вчерашнее селекторное совещание в Белом доме, вице-премьер Александр Жуков сообщил, что на сегодняшний день льготные проездные введены в 65 из 88 субъектов РФ. Из дальнейших пояснений вице-премьера стало ясно, что новые проездные населению не очень-то и нужны: в среднем по стране их приобрели всего 15% льготников. Хотя это обстоятельство нарушило все расчеты правительства, Александр Жуков сделал вид, что доволен такой прижимистостью граждан. «Люди выбрали деньги». Еще одна проблема — использование выделенных из федерального бюджета миллиардов. По словам вице-премьера, в целом по стране лишь немногим более 50 % полученных сумм использовано регионами по назначению, то есть достались транспортным компаниям. Остальные деньги пока осели в бюджетах регионов.
Министр транспорта Игорь Левитин развил претензии федерального правительства к губернаторам. Он уточнил, что 20 из 23 регионов, не выполнивших условия соглашения, сохранили прежнюю систему бесплатного проезда (среди них Москва, Воронежская, Калининградская и Новгородская области, Хабаровский край, Дагестан, Калмыкия и Чувашия). Три региона монетизацию провели, но льготные проездные не вводили: в Кировской и Читинской областях льготникам просто продают разовые билеты на транспорт с 50-процентной скидкой, в Ставропольском крае компенсируют отмененную льготу денежными выплатами в размере 250 рублей в месяц.
Губернаторам-отказникам Игорь Левитин вчера грозил отлучением от федеральных транспортных доплат: «Мы готовим обращение к правительству с предложением пересмотреть условия соглашения с этими регионами». Те, впрочем, особого страха перед перспективой лишиться нескольких десятков миллионов рублей не выказали. Например, на прямой вопрос министра «Так вы собираетесь уходить от системы натуральных льгот?» замглавы Новгородской области Владимир Алфимов ответил предельно кратко и ясно' «Пока нет». Из дальнейших диалогов министра с руководителями территорий стало ясно, что зачастую и там, где проездные билеты введены, на деле никакой монетизации на транспорте не произошло. Вице-губернатор Сахалинской области Сергей Дегтерев сообщил, что региональные льготники проездной на весь год не покупают, а получают бесплатно. Та же ситуация и в Тюменской области — там льготники получают проездной по почте.
Игоря Левитина такие ответы устроить никак не могли. «Да, сейчас у вас все спокойно, но что вы скажете через два года, когда транспортный парк из-за недофинансирования придет в полную негодность?» — вопрошал министр. Впрочем, у сторонников натуральных льгот, судя по словам господина Левитина, есть шанс отбиться от претензий центра и сохранить дотации: «Приобретайте подвижной состав—только так вы сможете отчитаться перед нами за выделяемые деньги». Понятно, что такой компромисс («раз уж не вводите платный проезд, то хоть автобусы покупайте») Игоря Левитина как министра-отраслевика вполне устроит. А вот федеральная власть в целом со столь демонстративным игнорированием регионами политической задачи отмены льгот может и не согласиться.
Беспокойный пассажир
Дачники могут вновь обострить реформу льгот
(«Время новостей» 20.04.2005)
Михаил ВОРОБЬЕВ
В начале года правительству, в том числе с помощью многомиллиардных финансовых вливаний, удалось снять напряжение, возникшее в обществе в результате ошибок при проведении реформы социальных льгот. Ушли с улиц пенсионеры, протестовавшие против отмены бесплатного проезда в городском транспорте, налажено лекарственное обеспечение льготников. Однако вскоре кабинет министров может ожидать новая головная боль. В пригородные электрички сядут миллионы льготников-дачников, и в правительстве опасаются, что конфликты возникнут вновь. О том, как их не допустить, говорили вчера участники селекторного совещания, которое провел в Доме правительства вице-премьер Александр Жуков. «В преддверии дачного сезона вопрос проезда льготников на электричках может стать острым», - предупредил он, открывая совещание.
Впрочем, проблем с льготниками, забота о которых возложена на госбюджет (инвалиды, ветераны войны, граждане, пострадавшие от радиации, лица, имеющие звания героев), вроде бы быть не должно. По крайней мере в первом квартале этого года, когда пригородные поезда перевезли 40 млн федеральных льготников, неприятных неожиданностей не случилось. Именно это позволило правительству ставить ОАО «Российские железные дороги» (получившее в качестве компенсации из бюджета 6 млрд руб., в 2006 году эта сумма может увеличиться почти до 11 млрд руб.) в пример. «По федеральным категориям льготников вопросы проезда на пригородных железнодорожных поездах урегулированы. Думаю, на этом направлении у нас проблем не будет», - уверен г-н Жуков. Однако проблемы могут возникнуть с льготниками, за которых «отвечают» регионы (ветераны труда, труженики тыла, доноры, граждане, пострадавшие во время репрессий). Оказывается, спустя почти четыре месяца после начала реформы соглашения с ОАО «РЖД» заключили только 65 субъектов федерации. «Прошу предпринять все усилия и обеспечить людям поездки на дачные участки по льготным билетам», - упрашивал Александр Жуков руководителей регионов.
Между тем не все точки над i расставлены и в организации проезда льготников на городском транспорте. В правительстве недовольны, что в некоторых регионах федеральные льготники покупают единые социальные билеты, а региональные - получают их бесплатно, причем за счет дотаций из федерального бюджета (в первом полугодии регионам выделяется 4,2 млрд руб. дотаций на транспортные услуги). По словам министра транспорта Игоря Левитина, прежняя система натуральных льгот сохранена в 20 регионах. «Практика показала, что это не вполне оправданный способ отложить монетизацию льгот, которая неизбежна», - предупредил министр.
Впрочем, как признал г-н Левитин, даже с учетом сезонного фактора единым социальным проездным билетом воспользуются не более трети россиян, имеющих на это право. «За последнее время обозначилось явное снижение спроса на перевозки со стороны льготников. По информации за первый квартал, из каждых 100 льготников приобретали социальные проездные билеты 15-16 человек, а остальные предпочли оставить денежные компенсации», - сказал министр. Подобная статистика грозит транспортникам немалыми проблемами. «Неизбежно придется корректировать в соответствии со спросом и маршрутную сеть, и расписание движения транспорта», - заявил г-н Левитин. По его мнению, сохранить привычную сеть и расписание, действующие еще с советских времен, будет по карману лишь очень немногим городам.
Нелишний билетик
Единый социальный проездной вывезет транспорт из долгов
(«Российская газета» 20.04.2005)
Татьяна Панина
Похоже, самые болезненные проблемы с проездом льготников на транспорте удалось оперативно решить. О чем и сообщил вчера, открывая селекторное совещание с регионами, вице-премьер Александр Жуков. И подвел итоги первого квартала.
В 65 регионах введены единые социальные билеты для проезда льготников в общественном городском транспорте. Их цена в среднем составляет примерно 45 процентов от реальной стоимости и вполне доступна всем, кто захотел ими воспользоваться. Правда, таких оказалось не так много - всего 15 процентов. Остальные предпочли тратить деньги на другие радости жизни или платить за разовый билет по полной программе. Несколько позже министр транспорта Игорь Левитин уточнил, что даже предстоящий дачный сезон вряд ли увеличит продажу единых льготных билетов более чем в два раза. Но на то и провели реформу льгот, чтобы у людей был выбор. И они его сделали.
Другое дело, удалось ли предоставить всем льготникам (и федеральным, и региональным) равные условия. Вот с этим пока напряженно. В 11 регионах, например, в Ростовской, Рязанской и Сахалинской областях федеральные льготники покупают единые за деньги, а региональные получают их бесплатно. А в Камчатской и Пермской областях, в Коми-Пермяцком АО на льготные проездные установлены разные цены.
В 20 регионах у льготников вообще нет никакого выбора, поскольку здесь сохранена старая система бесплатного проезда. Все это, конечно, не от хорошей жизни. А от слабости региональных бюджетов, которые не в состоянии обеспечить своих доморощенных льготников такими же денежными выплатами, какие получают федеральные. Но и избранный путь, как мягко выразился Левитин, "не вполне оправдан". А если уж называть вещи своими именами, то и совсем не оправдан, поскольку с 2006 года всем этим регионам все равно придется встраиваться в общую систему. И чем дольше они это оттягивают, тем больше проблем себе наживают. И ко всему прочему рискуют лишиться помощи из федерального бюджета.
А это достаточно приличные деньги. В первом полугодии "на выравнивание транспортной доступности" из федерального бюджета регионам будет выделено свыше 4 миллиардов рублей, более половины этих средств уже перечислены. Это по сути компенсация транспортным предприятиям за "недоплаченные" льготные единые, за то, что не все льготники предпочли потратить свои ежемесячные денежные выплаты на проезд. "Но далеко не все регионы, - сказал Александр Жуков, - имеют ясное и точное представление, как они будут использовать эти средства".
Затем уточнил, что лишь 50 процентов выделенных бюджетных денег дошли до транспортников: "Тогда как реформа направлена на то, чтобы существенно улучшить работу муниципального транспорта, обновить парк и повысить доступность транспортных услуг, в первую очередь для льготных категорий граждан".
В скором времени регионам придется отчитываться за федеральные дотации. И там, где не введены единые проездные билеты, не налажен учет проезда льготников, сделать это будет довольно трудно. Судя по тону, которым разговаривал Левитин по селектору с такими регионами, никакие "объяснения на пальцах" его не устроят. Деньги выделялись из расчета по 50 рублей в месяц на одного федерального льготника, вот и, будьте добры, показать статистику, сколько вы их перевезли за это время. Нет статистики? Не будет и дотаций.
Еще суровее ожидается "разбор полетов" с теми регионами, которые "прижимают" федеральные дотации. По данным минтранса, более 40 процентов выделенных правительством средств оказались неиспользованными или осели в резервах регионов. И на примере Иркутской области министр продемонстрировал, каким жестким может оказаться этот разговор: "Бюджетные деньги первого квартала вами до сих пор не использованы. Тогда как за счет федеральных дотаций можно гасить убытки транспортных предприятий, обновлять парк машин. Но вы привыкли все распределять, конкурсы устраивать - кому дать, кому не дать. Это недопустимо".
Эмоциональность министра можно понять. Его волнует, как он выражается, "экономика муниципального транспорта". Эти предприятия - в долгах как в шелках. И реформа льгот дала им реальный шанс выскочить из долговой ямы, начать покупать новые автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутные такси. На старых машинах конкурировать с частниками - пустая затея. А те уже серьезно потеснили с маршрутов муниципальный общественный транспорт. И если не предпринимать никаких мер, то вместе с муниципальными автобусами исчезнет и льготный проезд. Частников не так просто заставить возить ветеранов за полцены. А, став монополистами на дорогах, они такую компенсацию могут заломить, что ни один бюджет не выдержит.
Справка "РГ"