Бедность стариков - это проблема конституционной безопасности. Именно под этим углом зрения Конституционный суд рассматривал жалобу жительницы Челябинской области пенсионерки Енборисовой. Определение конституционного суда по этому делу публикует сегодня «РГ».
Ветеран труда, труженик тыла, инвалид II группы Енборисова П.Ф. обратилась в Конституционный суд в середине 2004 года. Ей в 1984 году была назначена пенсия по старости. На момент рассмотрения ее жалобы в суде пенсия ветерана, с учетом индексации, была 1185 рублей 36 копеек. По ее мнению, причина такой низкой пенсии в том, что Закон «О трудовых пенсиях в РФ» установил размер минимальной суммы базовой и страховой части трудовой пенсии по старости — 600 рублей. А прожиточный минимум в Челябинской области 1656 рублей.
Енборисова считает, что это нарушение ее права на жизнь, потому как выжить с такими деньгами невозможно. А еще, как пишет заявительница, сложившегося положение является «умалением достоинства личности», то есть нарушением 21-й статьи Конституции. Но ссылается ветеран не только на наш Основной Закон, но и на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в котором признается право каждого на достаточный жизненный уровень.
|
|
В общем, главный смысл требования заявительницы — трудовая пенсия по старости — не может быть ниже прожиточного минимума. По действующему законодательству прожиточный минимум — это стоимостное выражение потребительской корзины, то есть минимального набора социальных благ, без которых выживание человека ставится под сомнение.
На момент обращения пенсионерки в суд (III квартал 2004 года) в Москве этот минимум был 2478 рублей 17 копеек, в Ростовской области — 1554 рубля, а в Хабаровском крае — 2733 рубля.
В публикуемом сегодня документе Конституционный суд сделал вывод, имеющий принципиальное значение для развития пенсионного законодательства, в рамках осуществляемой пенсионной реформы. Суд сказал, что показатели прожиточного минимума входят в нормативное содержание закрепленного в статье 39 Конституции России права на социальное обеспечение, а стало быть, эти показатели являются обязательными заявительница, сложившееся по- для законодателя.
Кстати, такой подход есть в конституционном праве многих зарубежных государств, включая некоторые государства стран СНГ, где конституции прямо оговаривают, что пенсии должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного прожиточного минимума.
Таким образом, в определении КС РФ впервые сформулированы «пределы усмотрения законодателя» при проведении социальных реформ с точки зрения требований Конституции обеспечить достойный уровень жизни человека. В то же время важно подчеркнуть, что Конституционный суд не связывает законодателя необходимостью ориентироваться на прожиточный минимум в качестве единственного возможного критерия оценки социального, в частности пенсионного, обеспечения граждан. Устраняя прожиточный минимум из сферы пенсионных отношений, законодатель обязан предложить обоснованную альтернативу прожиточного минимума.
|
|
Между тем в законодательном регулировании наших пенсионных отношений на протяжении последних лет наблюдался как раз иной подход: в 1990 году минимальный размер пенсии был установлен на уровне прожиточного минимума, в 1992 году размер пенсии стал определяться на уровне минимального размера оплаты труда, в 1994 году не ниже минимального размера оплаты труда, в 2000 году не ниже размера, установленного федеральным законом. А в 2004 году норма, по которой величина прожиточного минимума является основой для установления минимальной пенсии по старости, была полностью отменена Федеральным законом № 122.
Конституцией РФ 1993 года провозглашено построение правового, демократического и социального государства. Но оптимальный баланс между конституционными ценностями правового, с одной стороны, и социального государства — с другой, пока не найден. Известны разные модели конституционного развития. Например, в США — в пользу правового государства, в Швеции и ФРГ — в пользу социального. В России речь идет о выборе между двумя концепциями: классической либеральной, которая предполагает минимальное участие государства в социальном вспомоществовании и делает основной упор на развитие негосударственных социальных программ, и концепцией «социально ориентированной» свободы, предполагающей социальную поддержку тем, кто не может себя сам обеспечить.
...удвоится за четыре года