Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.
Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за счет упрощения элементов. Выполняя задание по поставке узора, нужно «забыть», что предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых оттенков в условиях световоздушной среды и т. д. Здесь главное не изображение как таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом орнаментальную форму передают плоскостно, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства. Необходимо учиться создавать красивые, ритмичные и эмоционально насыщенные композиции как орнаментальные построения, которые позже оказываются основой работы в декоративной отделке изделий. Учитесь также понимать соответствие пластических и технологических качеств материалов.
Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции. Теория композиции в декоративно-прикладном искусстве разработана на принципах и объективных закономерностях. В общей системе этих закономерностей главное место принадлежит тектонике, включающей такие ценности, как соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, – иными словами, это зримое отражение в форме всех ее проявлений — пропорций, метрических повторов, характера и т. д.
Композиционные поиски при работе над рисунком для какого-либо изделия связаны с учетом зрительного восприятия массы этого изделия. Его характер учитывает размеры и форму изделия, цвет, фактуру и текстуру (естественный рисунок) материала, степень освещенности поверхности и т. д., поэтому разработка декоративного рисунка изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций. Декоративно-прикладное искусство в основе своей «немногословно».
В декоративных изделиях главную роль должно играть преобразование цвета в свет без изображения светотени. Впечатление света рождается в органе зрения в результате оптического сложения цвета насыщенных хроматических пятен. Это свет, продуцируемый примененными естественными и искусственными пятнами цвета.
Немаловажный в декоративно-прикладном искусстве вид украшения изделий – орнамент, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента кроме ритма является стилизация, т. е. декоративное обобщение всевозможных природных форм путем упрощения их рисунка. Орнаменты подразделяются на плоские и рельефные. В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. В зависимости от цели и назначения различают три основных вида орнамента: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.
Нужно особенно подчеркнуть, что представление об изделии должно быть цельным. Для этого надо заставить действовать внимание, суждение, память и пространственное воображение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеева, В. … Что такое искусство / В... Алексеева. – М.: название изд-ва, 1991. – … с.
Виппер, Б. … Статьи об искусстве / Б... Виппер. – …………….
А. Зись. Виды искусства. М., 1979
Каган М. Морфология искусства., разн. изд.