Охват (целевой аудитории)

Высокий

Ноль

                    Начало                                                                                                                   1 год

                                                Время (в рамках периода планирования)


Затраты на рекламу:  

 

 


Эта схема применяется для новых марок с низкой вовлеченностью.

· Схема «Обратный клин»/ фактор личного влияния:

Охват (целевой аудитории)

Высокий

Ноль

                    Начало                                                                                                                   1 год

                                                Время (в рамках периода планирования)


Затраты на рекламу:  

 

 

Схема применяется для новых марок, покупка которых мотивируется социальным одобрением.

Производители должны заботиться о защите своих товарных знаков и наименований. В России все коммерческие названия регистрируются как товарные знаки (необходимо зарегистрировать его во Всероссийском Научно-Исследовательском Институте Государственной Патентной Экспертизы в отделе товарных знаков и промышленных образцов: 121858 Москва. Бережковская наб. 30, корп.1; тел. 240-60-15; 240-33-75). Россия имеет сегодня свой закон “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара” (1992), который с одной стороны, поднимает на новую, качественную высоту практику товарно-знаковой атрибутики и соотнесен с соответствующими законами других стран и международными соглашениями, в которых участвует Россия, а с другой - имеет целый ряд существенных недостатков.

Товарные знаки и знаки обслуживания - это обозначения, призванные различать продукцию и услуги различных производителей.

Наименования мест происхождения товаров - это обозначение товаров, особые свойства которых определяются характерными для отдельных географических объектов природными и другими условиями (Масло вологодское, Вода Курьинская, Боржоми).

Для того, чтобы Ваш товарный знак был охраноспособным, необходимо:

Избегать использования слов, описывающих вид деятельности или отрасль.

Не позволять неверно использовать свой товарный знак, чтобы не способствовать превращению его в общеупотребимый термин.

Необходимо иметь своего агента по товарному знаку и консультироваться с ним по разработке и использованию.

Зарегистрировать товарный знак, что является единственным условием признания Вас его собственником. (Товарный знак может по-вашему желанию использоваться вашими посредниками / франчайзинг/).

Использовать товарный знак только в том виде, в котором он зарегистрирован.

Использовать товарный знак в качестве прилагательного, а не существительного.

Использовать товарный знак только в именительном падеже.

Не трансформировать товарный знак, зарегистрированный в ед.ч. во множественное число и наоборот.

Выделять в написанном тексте товарный знак заглавными буквами или кавычками.

Использовать символ ® в правом верхнем или нижнем углу, если товарный знак зарегистрирован; значок  ™ - если товарный знак проходит регистрацию (для знаков обслуживания - SM).

Не применять товарный знак как описание продукта или услуги, но сопровождать или использовать его в комбинации с описываемым продуктом.

Товарный знак может совпадать с названием фирмы, быть частью этого названия или полностью отличаться от него.

Товарный знак является дорогостоящим активом компании, его стоимость может достигать нескольких годовых оборотов. Компания может продать свой товарный знак или передать право пользования им как вклад в уставный фонд. Для того, чтобы знать стоимость товарного знака, фирмы учитывают затраты на его разработку, регистрацию и рекламу на отдельном субсчете к счету “Внепроизводственные расходы” (если фирма ведет коммерческие операции со своим товарным знаком, то их следует отражать на отдельном субсчете счета “Нематериальные активы”).

Специалисты по брэндингу выделяют 2 типа брэнда, 2 культуры брэндинга:

западный подход (американский)

восточный подход (европейско-азиатский)

В этих 2-х культурах различно всё - взгляды на роль торговых марок, концепции, инструменты управления и т.д.

1 подход - Западный - классическая модель

Эта концепция предполагает, что головная компания - производитель должна быть спрятана от конечных потребителей, в основном из-за страха перед переносом негативного имиджа одной торговой марки на всю фирму и весь спектр её товаров.

Это концепция, ориентированная на товар -  у каждого продукта есть собственная торговая марка.

Набор брэндов развивается в каждой категории продукта.

Таким образом, основа западной концепции брэндинга - товар и концепция дифференциации продукта, т.е. придания ему отличительных особенностей с целью завоевания преимуществ перед конкурентами. (Яркий пример этой культуры - фирма Procter & Gamble).

Отличительные особенности продукта могут быть:

ощущаемыми

определяются наиболее просто, они визуально очевидны до покупки - вес, цвет, запах, мягкость, яркость - покупатель сам в состоянии определить разницу между двумя продуктами и посторонняя помощь ему в этом не нужна

Для такого товара брэндинг не имеет решающего значения в его судьбе на рынке:

если эти различия - в пользу нашего товара - то все, что нужно сделать - это обратить на них внимание потребителя

если товары - конкуренты обладают более привлекательными характеристиками - то задача сводится к тому, чтобы переключить внимание потребителя на неощущаемые или воображаемые характеристики, где товар имеет преимущества перед конкурентами.

неощущаемые различия

реально существуют, но не бросаются в глаза.

Они могут быть скрытыми вначале, но проявиться потом (например, при использовании товара).

Таким образом, чтобы потребитель оценил неощущаемые достоинства продукта и приобрел товар, он должен

либо сам испытать его (именно поэтому западные компании широко используют практику “сэмплинга” (sampling) - раздача бесплатных образцов товара)

либо получить веские доказательства других людей, что эти различия действительно существуют (на этом основан приём “свидетельствования”(testimonial) в рекламе, когда один из представителей целевого сегмента утверждает, что именно этот товар обладает исключительными особенностями и именно его стоит приобрести)

воображаемые различия (привнесенные)

созданы искусственно, путем рекламы и др. методов продвижения товара.

Оригинальные торговая марка, упаковка, способ распространения, продажа и реклама добавляют новую ценность товару.

NB! Важность отличия для потребителя не зависит от того, ощущаемым или воображаемым является различие.

Ех. порой потребитель предпочитает неощущаемое различие (Ех. экономичность автомобиля) или даже воображаемое (соображение престижа) ощущаемому (дизайну).

По-настоящему, брэндинг становится нужным только в том случае, когда товары обладают неощущаемыми или воображаемыми различиями.

Таким образом, классическая (западная) модель брэнда - марка, привязанная к конкретному товару.

2 подход - Восточный

В Азии и Европе принята несколько иная концепция - компании инвестируют в брэнд на уровне корпорации в первую очередь и лишь во вторую (в гораздо меньшей степени) - на уровне продукта.

Японский менеджер поставил бы вопрос таким образом:

“Почему Вы прячете компанию за торговой маркой, вместо того, чтобы вести их вверх вместе?”

Фактически, в Японии торговая марка товара без гарантии корпоративной марки фирмы вообще бы не стала покупаться!!!

Фактически, классический западный подход сегментирования рынка и параллельного создания мириад брэндов ведёт в тупик!

Западные компании сегодня оказались перед проблемой избытка торговых марок! (over branding).

Проблема состоит в том, что переход от товарных к корпоративным торговым маркам несёт в себе необходимость глубоких перемен в менеджменте. Это не просто смена торговой марки. С точки зрения функционирования и роли корпоративные марки абсолютно не похожи на товарные:

товарные марки используют инструменты уточнения, дифференциации, сегментирования и “нацеливания”

корпоративные же, напротив, - объединения, связывания и создания единства.

На практике товарные и корпоративные марки часто используются совместно, перенося ассоциации корпоративной марки на продукт. В этом случае, корпоративные марки часто служат в качестве “зонтика”, который распределяет ценность основной марки на ряд подчиненных суб-марок. Эти суб-марки получают преимущества и от корпоративной марки и от продукта.

Практика совместного использования товарных и корпоративных марок привела к тому, что в процессе развития восточная и западная модели разбились на 4 подхода к проблеме присвоения марочных названий (см. выше):

Индивидуальное марочное название  

Единое марочное название для всех товаров предприятия

Коллективные марочные названия для товарных семейств    

Торговое название фирмы в сочетании с индивидуальными марками товаров

+ Многомарочный подход (это использование продавцом 2 или более марок в одной товарной категории). Впервые этот маркетинговый прием был использован корпорацией Procter & Gamble при выпуске на рынок стирального порошка “Чир”, который стал конкурентом для уже завоевавшего успеха порошка “Tide” той же P&G. Общий уровень продаж обоих порошков возрос и сегодня компания P&G предлагает 8 разных марок стиральных порошков.

Причины использования стратегии многомарочного подхода:

производитель имеет возможность получить больше торговой площади в магазинах для выкладки своих товаров

не так уж много потребителей, настолько приверженных к одной марке, чтобы не попробовать другую; единственный способ заполучить “странника”, не проявлявшего раньше никакой марочной приверженности - это предложить ему выбор из нескольких марок

создание новых марочных товаров стимулирует инициативу и повышает отдачу работников фирмы-производителя

этот подход позволяет акцентировать внимание на разных выгодах и разных притягательных чертах товаров, в результате чего каждая отдельная марка сможет привлечь к себе отдельные группы потребителей.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: