Важным элементом в системе формирования рыночных параметров товара является упаковка.
Упаковка - это часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую размещается продукция, этикетку и вкладыш.
Упаковка в собственном смысле - это тара или оболочка товара.
Состоит из 3-х слоев:
внутренняя упаковка (непосредственное вместилище товара)
внешняя упаковка (материал, защищающий внутреннюю упаковку и удаляемый при непосредственном использовании товара)
транспортная упаковка или тара (упаковка для хранения и транспортировки товара)
Роль упаковки может быть как минимальной (упаковка недорогих скобяных изделий), так и ведущей (упаковка косметики).
Функции упаковки:
ограничение объема, защита и соблюдение сохранности при транспортировке
облегчение использования продукта
коммуникация с потребителем (самопрезентация товара):
привлечение внимания потребителей
идентификация товара
|
|
реклама и информационное оповещение
формирование имиджа
сегментация рынка - с её помощью можно сразу вычленить необходимый сегмент потребителей, то есть упаковка может быть изготовлена для конкретной рыночной группы (подарочная коробка - для лиц, ищущих подарки) обеспечение сбыта и определение объемов продаж (достигается облегчением транспортировки, обращения, хранения и учета)формирование новой продукции (упаковка может резко повысить сбыт нового товара).
Факторы, способствующие расширению использования упаковки:
введение самообслуживания
рост достатка потребителей
необходимость создания имиджа фирмы и образа торговой марки
необходимость длительного хранения
инновационные возможности (увеличение продаж с новой упаковкой – например, зубная паста в упаковке с дозирующим устройством / более удобна и меньше пачкает руки - по мнению потребителей/).
Концепция упаковки - это определение того, какой, в принципе, должна быть упаковка, и какую роль она должна играть для конкретного товара.
При разработке концепции решаются вопросы о функциях упаковки, её габаритах, форме, материале, цвете, текстовом оформлении и о марочном знаке.
Кроме этого учитываются требования системы сбыта и потребителей:
Требования системы сбыта:
высокий уровень защиты упаковки от различных повреждений и порчи
соответствие упаковки возможностям перемещения при помощи механических средств
оптимальное использование пространства в торговле - с тем, чтобы упаковка не была объемна и не мешала выкладке товара для обозрения покупателями
Требования потребителей:
|
|
чтобы упаковка производилась производителем, а не торговлей
наличие на ней отличительных характеристик упаковки, по которым покупатель дифференцирует конкурирующие товары, и неизменность этих характеристик
легкость вскрытия упаковки
дифференцированный объем упаковки товара и в соответствии с этим разные объемы продукта
плотная внутренняя упаковка, предохраняющая от порчи во время использования
внешняя привлекательность и неформальность упаковки
Ключевые факторы создания упаковки:
дизайн упаковки (воздействует на образ) + дизайн должен соответствовать маркетинговой стратегии фирмы
стандартизация упаковки (увеличивает мировое признание - Пепси-кола, Кока-кола)
стоимость упаковки (должна быть учтена, может достигать до 40 % стоимости товара)
современные материалы (необходимо определить, насколько новаторской должна быть упаковка)
определить размер, цвет и форму упаковки + место этикетки
множественная упаковка (та, которая соединяет в себе 2 или более единиц товара)
упаковка должна ориентировать на экономию материалов, на возврат, должна не противодействовать экологической защите
Помимо упаковки продавцы создают для своих товаров этикетки и вкладыши.
Этикетка - это средство маркировки, которое может предстать в виде бирки или графической композиции.
Функции этикетки:
идентификация товара
указание сорта товара
в определенной мере описание товара
пропаганда товара
Этикетка содержит:
Фирменное название продукции
Символ компании
Состав
Рекламные материалы
Коды для хранения
Инструкции для использования
Вкладыши: это детальные инструкции и указания о мерах предосторожности для сложной или адресной продукции