Вопросы управления и политика цен

 

Весьма неясным для руководителей многих фирм США остается учет запасов. На кого, в частности, должны падать издержки хранения запасов готовой продукции – на завод, который ее производит? или хранит?

Во многих компаниях распределение связанных с этим расходов носит зачастую произвольный характер. В сущности, управляющие заводов, к примеру в компании Thunderbolt, не имели полного контроля над факторами, влияющими на получаемую прибыль, объем производства. Группа проектирования производства указывала, сколько конкретно продукции они должны производить и какого ассортимента. Правда, управляющие заводов контролировали свои производственные затраты и, таким образом, отчасти могли контролировать полученную прибыль. Даже если стандартные издержки устанавливались главным управлением на все операции, управляющий завода мог уменьшить затраты на материалы, снижая уровень брака. К тому же управляющие осуществляли определенный контроль за качеством производимых изделий и услуг.

Далеко не все могла контролировать сбытовая группа фирмы, деятельность которой ориентирована в основном на продажу и закупку продуктов. Действия этой группы, например, в значительной мере зависели от конкуренции, числа автомобилей на дорогах, спроса на детали, которые должны быть заменены, и т.п. Сбытовая группа закупала продукты вне компании в том случае, если цены, устанавливаемые заводами, оказывались очень высокими или же их продукция не удовлетворяла необходимым требованиям.

В связи с множеством продуктов и наличием дополнительного рынка, на котором цены на ряд деталей устанавливались дилерами (или посредниками), а также с различиями в подходах к учету издержек в ряде компаний дополнительная прибыль на тот или иной продукт в существенной мере зависела от производственных издержек. Более того, некоторые детали могли даже приносить убытки или давать очень незначительную прибыль. Тем не менее фирма шла на это, так как рассчитывала, что совместное производство в конечном счете даст положительные результаты.

Сложности при определении трансфертных цен создают случаи неожиданного улучшения качества продукции в производственном отделении, к чему не готово отделение-покупатель. Так в одной автомобильной компании производственное отделение повысило качество задних осей, и в результате трансфертная цена на заднюю ось возросла на 12 долл. С этим не согласилось отделение-покупатель. Тем не менее, отделение-продуцент требовало от отделения-покупателя повышенную цену в связи с тем, что улучшение качества повлекло закупки нового оборудования, к чему, однако, не было готово отделение-покупатель.

Подобные споры решались либо вмешательством центрального управления компании, либо с помощью нейтрального посредника, либо посредством переговоров между представителями отделений.

Описанный опыт одной компании характерен и для других отраслей промышленности США, и особенно химической. Общий подход заключался в том, что руководство фирм, просчитавшись в установлении четкой ответственности "центров прибыли" в своих подразделениях и, столкнувшись с трудностями трансфертного ценообразования, вынуждено было в дальнейшем перейти к другим системам учета издержек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цены, по которым между взаимосвязанными подразделениями транснациональных корпораций (ТНК) совершается купля-продажа товарно-материальных запасов, называются трансфертными.

Чаще всего под трансфертными ценами подразумевают цены на продукцию, которая поставляется из одного подразделения ТНК в другое, находящееся за пределами страны.

С уверенностью можно отметить, что трансфертные цены используют в планировании и при осуществлении контроля, они являются элементом экономической политики ТНК. Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутрикорпоративные хозяйственные связи, используемые в качестве инструмента контроля, — обеспечивают достижение плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства и реализации продукции на всех этапах производства и движения товара к конечному потребителю. Немаловажную роль трансфертные цены играют в контроле за выполнением финансового плана. Кроме того, их широко используют в целях распределения ресурсов и прибыли внутри компании.

Трансфертные цены разрабатываются руководством ТНК на основе единой политики и выполняют специфические задачи, которые не характерны для обычного ценообразования.

К специфическим задачам трансфертного ценообразования можно отнести:

· распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями;

· минимизация таможенных и налоговых платежей, оплачиваемых в глобальном масштабе;

· минимизация политических, экономических и кредитных рисков;

· распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями ТНК;

· завоевание позиций на новых рынках;

· перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями, из стран, где введены запреты или ограничения на перевод прибыли;

· намеренное снижение прибыли, получаемой отдельными дочерними компаниями, в связи с опасением требований работников о повышении зарплаты или сокращением персонала.

 

По результатам выполненной работы автором были сделаны следующие выводы:

 

1. Трансфертные цены необходимы для того, чтобы заинтересовать руководителей структурных подразделений в принятии правильных управленческих решений, для формирования эффективной системы внутрифирменного хозяйственного роста.

2. Трансфертные цены должны способствовать целенаправленному перемещению части прибыли между подразделениями в интересах компании в целом.  

3. Трансфертные цены получили широкое распространение в бизнесе крупных компаний в зарубежных странах, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках транснациональных компаний.

4. Трансфертные цены дают возможность оценить действительное состояние издержек производства в отделениях корпорации, а соответствующая информация о рыночных ценах позволяет ей вырабатывать свою стратегию по части сокращения издержек производства.

5. Являясь частью системы управленческого учета, трансфертное ценообразование позволяет составить экономически обоснованное суждение о доходности отдельных продуктов и услуг.

 

Таким образом, система трансфертных цен является мощным, но достаточно сложным в применении инструментом финансового управления компанией. Внедрение системы позволяет получить ощутимый эффект, но требует взвешенного применения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. Предпринимательство и координация в децентрализованной компании. М., 1996

2. Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета // Математические модели и информационные технологии в менеджменте. Вып. 1. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 148-157

3. И.А. Родионова "Мировая экономика: индустриальный сектор". - М.-С.-П.: Питер, 2005, 496 стр.

4. Коуз Р.Г. Природа фирмы // Уроки организации бизнеса / Под ред. А.А. Демина, В.С. Катькало. СПб., 1994. С. 29-50

5. Л. Д. Градобитова, Т. М. Исаченко «Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. Учебное пособие». 2002.

6. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб., 1996

7. Шимаи М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце XX столетия. – Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3.

8. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», №6, 2001.

9. Anthony R.N., Dearden J. Management Control Systems. R.D. Irwin, 1984. p. 235

10. Atkinson A.A. Intra-firm Cost and Resource Allocations: Theory and Practice. Totonto, 1987

11. Eccles R.G. The transfer pricing problem: a theory for practice. Lexington, 1985

12. Herbert M., Morris D. Accounting data for value chain analysis // Strategic Management Journal. 1989. 10. p p. 175-188

13. Hill C.W.L. Internal organization and enterprise performance: some UK evidence // Management and decision economics. 1985. №6. p p. 201-206

14. Hirshleifer J. Internal pricing and decentralized decisions. Bonini et.al., 1964

15. Pashkus N.A., Pashkus V.Y. Information Management in Management of Organization: The Concept and Some Approaches // Economics & Management–2000: Anilities and Methodology. The Articles of International Conference. Kaunas: Kaunas University, 2000

16. Spicer B.H. Towards an organizational theory of the transfer pricing process // Accounting, Organization and Society. 1988. 13(3). p p. 303-321

17. http://www.fortune500.com


[1] Из книги И.А. Родионовой  "Мировая экономика: индустриальный сектор". - М.-С.-П.: Питер, 2005, 496 стр.

 

[2] Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», №6, 2001.

 

[3] Л. Д. Градобитова, Т. М. Исаченко «Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. Учебное пособие». 2002.

 

[4] Шимаи М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце XX столетия. – Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3.

[5] И.А. Родионова "Мировая экономика: индустриальный сектор". - М.-С.-П.: Питер, 2005, 496 стр.

Раздел. 1. Глава 3. - 3.5. Масштабы транснационализации в мировом хозяйстве (стр. 174-187).

 

[6] Eccles R.G. The transfer pricing problem: a theory for practice. Lexington, 1985

 

[7] Anthony R.N., Dearden J. Management Control Systems. R.D. Irwin, 1984. p. 235

[8] Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета // Математические модели и информационные технологии в менеджменте. Вып. 1. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 148-157

 

[9] Atkinson A.A. Intra-firm Cost and Resource Allocations: Theory and Practice. Totonto, 1987

                                                                                                                                           

[10] Коуз Р.Г. Природа фирмы // Уроки организации бизнеса / Под ред. А.А. Демина, В.С. Катькало. СПб., 1994. С. 29-50

[11] Emmanuel C.R. Transfer Pricing: a diagnosis and possible solution to dysfunctional decision making in the divisionalised company // Management International Review. 1977. 17 (4). p p. 45-49

 

[12] Hirshleifer J. Internal pricing and decentralized decisions. Bonini et.al., 1964

[13] McAulay L., Tomkins C.R. A Review of the contemporary transfer pricing literature with recommendations for future research // British Journal of Management. 1992. №3. p p. 101-22

 

[14] Porter M.E. Competitive Strategies: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N.Y.: Free press, 1980

[15] Herbert M., Morris D. Accounting data for value chain analysis // Strategic Management Journal. 1989. 10. p p. 175-188

 

[16] Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета // Математические модели и информационные технологии в менеджменте. Вып. 1. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 148-157

 

[17] Hirshleifer J. Internal pricing and decentralized decisions. Bonini et.al., 1964

[18] Kanodia c. Risk sharing and transfer pricing systems under uncertainty //Journal of Accounting Research. 1979. 5 (3). p p. 367-379

 

[19] Anthony R.N., Dearden J. Management Control Systems. R.D. Irwin, 1984. p. 235

 

[20] Hirshleifer J. Internal pricing and decentralized decisions. Bonini et.al., 1964

[21] Коуз Р.Г. Природа фирмы // Уроки организации бизнеса / Под ред. А.А. Демина, В.С. Катькало. СПб., 1994. С. 29-50

 

[22] Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета // Математические модели и информационные технологии в менеджменте. Вып. 1. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 148-157

 

[23] Eccles R.G. The transfer pricing problem: a theory for practice. Lexington, 1985

[24] Spicer B.H. Towards an organizational theory of the transfer pricing process // Accounting, Organization and Society. 1988. 13(3). p p. 303-321

[25] Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета // Математические модели и информационные технологии в менеджменте. Вып. 1. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 148-157

 

[26] Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб., 1996

 

[27] Pashkus N.A., Pashkus V.Y. Information Management in Management of Organization: The Concept and Some Approaches // Economics & Management–2000: Anilities and Methodology. The Articles of International Conference. Kaunas: Kaunas University, 2000

 

[28] Hill C.W.L. Internal organization and enterprise performance: some UK evidence // Management and decision economics. 1985. №6. p p. 201-206

 

[29] Emmanuel C.R. Transfer pricing in the corporate environment. Lancaster, 1976

 

[30] http://www.fortune500.com

[31] Л. Д. Градобитова, Т. М. Исаченко «Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. Учебное пособие». 2002.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: