Анализ структуры себестоимости зерна

     Себестоимость продукции является одним из наиболее важных показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Она показывает, во что обходится производство сельскохозяйственной продукции конкретному предприятию. Управление издержками предприятия может помочь повысить эффективность его деятельности, в результате чего понизится себестоимость продукции и увеличится норма прибыли. [29]

Главным условием стабильности любого предприятия является отлаженность механизма ценообразования.

      Цена-это денежное выражение результата воздействия на товар комплекса ценообразующих факторов в конкретных условиях определённого объекта или экономической системы (предприятие, регион, страна, мировой рынок) и в конкретных временных условиях.

      Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).

    Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. В зависимости от того, какой признак взят для классификации, их можно разделить на различные группы.

 1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

- оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых цен относятся закупочные цены. Цена закупочная на зерно - цены государственных закупок продукции у сельскохозяйственных предприятий, организаций, населения. По закупочной цене сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, зерно, для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Закупочная цена используются при расчетах за сельскохозяйственную продукцию, закупленную предприятиями и организациями, на которые возложены государственные закупки, по договорам у арендаторов и крестьянских фермерских хозяйств. Закупочные цены на зерно до 1 января 1992 устанавливались государством и дифференцировались по республикам и зонам страны с учетом разных почвенно-климатических и экономических условий. С 1 января 1992 закупочные цены определяются по договоренности сторон. Закупочные цены включают: затраты на производство продукции и прибыль, сложившуюся под влиянием спроса и предложения. На практике закупочные цены для зерновых хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации зерна, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительными организациями, на рынке и др.). Закупочные цены тесно связаны с другими видами цен. Так, на их уровень оказывают влияние оптовые цены на промышленную продукцию (техника, удобрения, химические средства защиты растений, электроэнергия, горючесмазочные материалы и др.), по которым она реализуется сельскому хозяйству. Закупочные цены на зерно оказывают значительное влияние на формирование розничных цен на продукцию легкой и пищевой промышленности, вырабатываемую из сельскохозяйственного сырья. [17]

      В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам.

Биржевая цена также считается оптовой. Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная). [12]

      Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). [5]

      Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

      Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. [22]

      К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

      Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. [6]

      Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:

      Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

         Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их. [12]

3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте.

5. Вид цены довольно часто определяется видом рынка, на котором она образуется. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционе биржевые котировки, цены торгов.

6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.

      Постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен. Сезонная цена — цена, срок действия которой определен периодом времени.

Ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале. [6]

7. Внутрифирменные цены.

      Трансфертные цены — это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. [33]

8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен:

цена-нетто — цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена) — определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида “франке” и условия страховки). [44]

      Факторами формирования цены на зерно как массового процесса могут быть, например, уровень экономического развития страны или региона, степень развитости зернового рынка, степень межотраслевой интеграции и многое другое, что требует в каждом случае специального исследования.

      На уровни и дифференциацию цен зерна как в регионе, так в частности и на СПК «Кульминский» Кваркенского района, оказывают непосредственное влияние рыночные факторы спроса и предложения. Однако существует ещё государственное регулирование, достаточно значимый фактор влияния на рынок продовольственных товаров.

      Формирование цен на зерно в разных экономических условиях (количество и размещение продавцов по региону, разнородная конкурентная среда, размер территорий возделывания) есть качественно однородный процесс.

      Как уже говорилось ранее, цены на сельскохозяйственную продукцию формируются под влиянием спроса и предложения на рынке. Поэтому долгосрочный прогноз цен на зерно определяется рыночной конъюнктурой, но основу цены товара составляют издержки, связанные с его производством и реализацией. И здесь очень большую роль играет такой показатель как себестоимость продукции. Как экономическая категория, себестоимость объединяет все расходы хозяйства в денежной форме, возмещение которых необходимо для осуществления процесса простого производства. Она показывает, во что обходится сельскохозяйственному предприятию производство и сбыт выпускаемой продукции. [5]

      Различают себестоимость производственную, которая включает все затраты, связанные с получением и транспортировкой продукции к месту хранения, и полную себестоимость, которая исчисляется с учётом затрат по сбыту продукции. Себестоимость продукции складывается из нескольких видов затрат, имеющих разное производственное назначение. Соотношение их в общей сумме затрат представляет структуру себестоимости. Она зависит от специализации отрасли, технической оснащённости и организации производства. [29]

      Как видно из таблицы 2.7, наибольший удельный вес в структуре себестоимости занимают материальные затраты. Затраты на оплату труда возросли в 2007 году по отношению к 2005 на 4796,2 тыс.руб. (0,6 %),отчисления на социальные нужды снизились на 0, 2%, на амортизацию на 0,1%, хотя значителен рост прочих затрат (на 2,2%) в 2007 году по отношению к предыдущему 2006 году.

Таблица 2.7 –Состав и структура затрат на производство зерна в СПК “Кульминский» Кваркенского района

 

Элементы затрат

2005г.

2006г.

2007г.

Тыс. руб. в % к итогу Тыс. руб. в % к итогу Тыс. руб. в % к итогу
Материальные затраты 55496,3 73,8 37472,8 71,7 88301,2 71,2
Затраты на оплату труда 6241,4 8,3 5383,1 10,3 11037,6 8,9
Отчисления на соц.нужды 1165,4 2,1 1306,5 2,5 2852,4 2,3
Амортизация 5494,1 9,9 4337,8 8,3 10169,5 8,2
Прочие затраты   42595,4 5,9 3762,9 7,2 11657,7 9,4
Всего затрат 75198,3 100 52263,4 100 124018,6 100

Рассмотрим, какие же факторы оказывают значительное влияние на себестоимость зерна.

Таблица 2.8 – Факторы, влияющие на себестоимость зерна

 

Показатели 2005г. 2006г. 2007г. 2007г. в % к 2005г.
Производственные затраты на единицу площади посева, руб./га. 1806 1696 2764 153
Трудоемкость зерновых культур, чел. ч/ц. 1,54 2,97 2,36 153
Урожайность, ц/га. 15,5 8,4 13,5 86

 

Экономическая эффективность производства зерна характеризуется показателями, представленными в таблице 2.9. Одним из основных показателей эффективности производства зерна является показатель рентабельности производства зерна. И здесь мы видим, что СПК «Кульминский» Кваркенского района не является убыточным, уровень рентабельности по годам колеблется, и в 2007 году составил 6,7%.

Таблица 2.9– Экономическая эффективность производства зерна в СПК «Кульминский» Кваркенского района

 

Показатели 2005г. 2006г. 2007г.
Посевная площадь, га 15023 15043 15557
Валовой сбор, тыс, ц 260,2 139,3 298,8
Урожайность, ц с га 15,5 8,4 13,5
Затраты труда на 1ц, чел. ч. 1,04 1,95 1,25
Полная себестоимость 1 ц, руб. 289 375 398
Цена реализации 1ц, руб. 310 385 425
Уровень рентабельности (+),убыточности (-),% 7,3 2,6 6,7

 

 

      Сравнивая цены реализации на СПК «Кульминский» Кваркенского района со средними ценами на зерно по России на июль 2007 года, делаем вывод о том, что цены реализации на предприятии достаточно высоки.

Таблица 2.10 – Средние цены на зерно и зерновую продукцию в 2007 году

Наименование Цена, руб./т по России Цена, руб./т по СПК «Кульминский»
Зерно 3385р. +865

 

 

      Важно отметить, что цена на рынке задаёт необходимое качество товара, удовлетворяющее потребителя. Только такое качество должен обеспечить производитель, чтобы получить прибыль через удовлетворение потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: