2.1. Характеристика ОАО «ТрансКонтейнер»
ОАО «ТрансКонтейнер» - дочернее общество ОАО «РЖД» - зарегистрировано 4 марта 2006 года на базе филиала ОАО «РЖД» - Центра по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер». Хозяйственную деятельность компания начала 1 июля 2006 года.
Компания «ТрансКонтейнер» является ведущим железнодорожным контейнерным оператором в Российской Федерации, предоставляющим широкий диапазон услуг по организации контейнерных перевозок и услуг в сфере логистики. Всего в компании работают более 5 тыс. человек.
На сегодняшний день компания является крупнейшим в России, странах СНГ и Балтии владельцем парка специализированного подвижного состава: в ее собственности находится свыше 24 тыс. фитинговых платформ, около 60 тыс. крупнотоннажных контейнеров, а также более 840 единиц автотранспорта – грузовых автомобилей, полуприцепов и бортовых машин.
На территории Российской Федерации ОАО «ТрансКонтейнер» принадлежит: 16 филиалов, охватывающих всю сеть российских железных дорог, 47 контейнерных терминалов во всех ключевых транспортных узлах России, а также 3 предприятия по ремонту контейнеров – в Московской, Липецкой и Нижегородской области.
Кроме того, компания располагает крупной сетью продаж, в которую входят 140 офисов продаж на территории Российской Федерации, 7 зарубежных представительств (в Китае, Латвии, Белоруссии, Украине, Узбекистане и Германии), а также 8 иностранных компаний-агентов из Китая, Южной Кореи, Японии, Финляндии, Латвии и Турции. При этом ОАО «ТрансКонтейнер» активно увеличивает свое присутствие в странах, формирующих основные потоки контейнеропригодных грузов путем создания совместных предприятий с ведущими мировыми транспортными компаниями.
В 2007 году начало свою деятельность совместное предприятие ОАО «ТрансКонтейнер» с Финскими железными дорогами (VR Group Ltd.) – Oy ContainerTrans Scandinavia Ltd. А в марте 2008 года ОАО «РЖД», ОАО «ТрансКонтейнер», DB Mobility Logistics, ООО «Комбиферкер» и ООО «Польцуг» создали СП Trans Eurasia Logistics. В 2009 году создано дочернее общество АО «ТрансКонтейнер – Словакия». [5]
Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «ТрансКонтейнер»
Структура дебиторской задолженности традиционно рассматривается в двух аспектах:
- в соответствии со сроками ее погашения:
- долгосрочная (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);
- краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);
- в соответствии с причинами возникновения задолженности:
- расчеты с контрагентами;
- авансы и т. п.
Для анализа структуры задолженности удобно использовать соответствующий раздел формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» - «Дебиторская и кредиторская задолженности», трансформировав таблицу из формы №5 следующим образом для расчета относительного изменения:
Таблица 1
Структура дебиторской задолженности ОАО «ТрансКонтейнер»
Наименование показателя | Значение показателя | Относительное изменение, % | |
на начало периода | на конец периода | ||
Дебиторская задолженность: | 5517978 | 6631342 | +16.78% |
краткосрочная - всего | |||
в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками | 1184850 | 1526137 | +22.36% |
авансы выданные | 2978599 | 3840862 | +22.44% |
прочая | 1354529 | 1264343 | -7% |
долгосрочная - всего | - | - | |
в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками | - | - | |
авансы выданные | - | - | |
прочая | - | - | |
Итого | 5517978 | 6631342 | 16.78% |
Из полученных данных мы видим что краткосрочная дебиторская задолженность предприятия ОАО«ТрансКонтейнер» к концу отчетного года возросла на 16,78%, объем расчетов с покупателями и заказчиками также увеличился на 22,36%, а число выданных авансов на 22,44%, совокупность прочих дебиторов предприятия уменьшилась на 7%. В целом дебиторская задолженность за отчетный период возросла на 16.78%. Что является положительной тенденцией, так как увеличение дебиторской задолженности повышает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма становится менее уязвимой со стороны Государственных органов и кредиторов.
Таблица 2
Структура кредиторской задолженности ОАО «ТрансКонтейнер»:
Наименование показателя | Значение показателя | Относительное изменение, % | |
на начало периода | на конец периода | ||
Кредиторская задолженность: | |||
краткосрочная — всего | 4622197 | 4071029 | -11,92% |
в том числе: расчеты с поставщиками и подрядчиками | 1732674 | 871205 | -49,71% |
авансы полученные | 1201976 | 1357478 | +11,45% |
расчеты по налогам и сборам | 126675 | 187624 | +32,48 |
кредиты и займы | - | - | |
прочая | 1560872 | 1654722 | +5,67% |
долгосрочная — всего | 3000000 | 4519840 | +33,62% |
в том числе: кредиты | - | 1519840 | |
займы | 3000000 | 3000000 | 0% |
прочая | - | - | |
Итого | 7622197 | 8590869 | +11,27% |
Краткосрочная кредиторская задолженность ОАО«ТрансКонтейнер» уменьшилась на 11,92%, расчеты по кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками уменьшились на 49,71%, количество полученных авансов увеличилось на 11,45%, расчетов по налогам и сборам на 32,48%, а прочая кредиторская задолженность увеличилась на 5,67%.
Долгосрочная кредиторская задолженность увеличилась на 33,62%, количество займов осталось прежним. Итого общая кредиторская задолженность ОАО«ТрансКонтейнер» возросла на 11,27%.
Для благополучного развития предприятия крайне важна сбалансированность дебиторской задолженности с кредиторской.
Дебиторская задолженность ОАО«ТрансКонтейнер» за данный отчетный период возросла на 16.78% в то время как кредиторская задолженность возросла на 11,27%. Как положительный фактор можно выделить то что рост дебиторской задолженности выше роста кредиторской на 5,51%.
Анализ расчетов с дебиторами и кредиторами целесообразно начать с оценки доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств.
Показатель доли дебиторской задолженности в общем объеме мобильных активов (Оборотных средств) (2009 год)
Ддз= (ДЗ/МО) *100%
Ддз=(6074660/7835675) *100%=77,52%
Год
Ддз=(4293271/6393848) *100%=67,14%
Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности(2009 год):
Одж=В/ДЗ*100%
Одж=(18287241/6074660)*100%=301,04
Год
Одж=(16825936/4293271)*100%=301,04
Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Повышение этого показателя означает снижение продаж в кредит и наоборот.
Показатель периода погашения дебиторской задолженности(2009 год):
Тдз=360/Одз
Тдз=360/301,04=1,19
Год
Тдз=360/391,91=0,91
Показатель характеризует сложившийся за период срок расчетов покупателей. Чем продолжительнее период, тем выше риск ее непогашения. Продолжительность анализируемого периода в днях=360 дней.
Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности(2009 год):
КПдз=ДЗ/Одз
КПдз=6702828/301,04=22265,57
Год
КПдз=4293271/391,91=10954,73
Таблица 3. Оборачиваемость дебиторской задолженности
Показатели | 2008 | 2009 | Изменения, +/- |
1. Дебиторская задолженность,руб. | 4293271 | 6074660 | +1781389 |
2. Выручка от продаж,. руб. | 16825936 | 18287241 | +1461305 |
4. Доля дебиторской задолженности в общем объеме мобильных активов | 67,14% | 77,52% | 10,38% |
5. Оборачиваемость дебиторской задолженности | 391,91 | 301,04 | -90,80 |
6. Период погашения дебиторской задолженности, дни | 0,91 | 1,19 | +0,28 |
7. Отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке от реализации, % | 25,51% | 33,21% | +7,7% |
В вышеприведенной таблице видно что дебиторская задолженность ОАО«ТрансКонтейнер» в период с 2008 по 2009 год возросла на 1781389 р. Возросла и прибыль на 1461305 р. Доля дебиторской задолженности в общем объеме мобильных активов увеличилась на 10,38% что можно считать вполне позитивной тенденцией, однако ее оборачиваемость упала почти на четверть, а период погашения несколько возрос что нельзя назвать благоприятным фактором. Принимая во внимание прочие благополучные показатели это не повлияет на устойчивость организации.
Отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке от реализации, также увеличилось на 7,7%.
Важным элементом анализа кредиторской задолженности является оценка оборачиваемости. Для более полного анализа нужно определить показатели оборачиваемости кредиторской задолженности, расчет показателей производится аналогично показателям дебиторской задолженности.
Для оценки оборачиваемости кредиторской задолженности используют следующие показатели (за 2009 год):