Т: Научная и административная школы

1. Сущность и основные концепции школы научного управления.

2. Административная школа в менеджменте и ее вклад современную теорию управления.

1

Школа научного менеджмента (научной организации труда - НОТ) входит в классическую школу менеджмента, начала развиваться в конце 19 века и пиком ее развития считаются 10-30-е гг. 20 века.

Основной акцент в исследованиях представителей данной школы был сделан на создание условий для повышения производительности труда исполнителей. Это обеспечивалось за счет правильной организации рабочего места, рационализации и оптимизации трудовых движений, а также эффективного взаимодействия рабочих друг с другом при осуществлении циклов производственных операций. Для выполнения данного круга работ и исследований применялись методы наблюдения, эксперимента, фотоаппарат, кинокамера, часы для хронометража и выделения отдельных трудовых движений и оптимальных способов их выполнения. Основоположником данного направления считается Фредерик Уинслоу Тейлор – автор множества работ об управлении на производстве. С его участием возникла и была реализована идея конвейерного производства, им был сформулирован ряд принципов (см.стр.7), в соответствии с которыми можно было организовать высокоэффективную деятельность и которые не потеряли своей актуальности по сей день.

Генри Лоуренс Гантт – является родоначальником календарного планирования производственного процесса.

Генри Форд – на своих предприятиях активно использовал все наработки и предложения, обеспечивающие увеличение объемов производства, на его предприятиях использовалась конвейерная сборка, рабочие и специалисты получали спец. образование, позволяющие им более качественно выполнять трудовые движения и операции.

Практически все что было предложено и создано в рамках школы НОТ используется по сей день, в первую очередь на производстве, а также в других предприятиях и организациях для обеспечения рациональной организации труда.

 

2

Административная школа также входит в классическую, только предметом ее исследований стала деятельность руководителя, т.е. субъекта управления. Возникновение данной школы связано с именем Анри Файоль. Именно он сформулировал функции менеджмента, т.е. определил суть управленческой деятельности: целепологание, планирование, организация, мотивация, контроль. Также Файолем были сформулированы 14 принципов управления, среди которых: принцип единства руководства и единоначалия, принцип разделения управленческого труда (специализация), принцип иерархичности управления и скалярной цепи начальников (руководителей должно быть не больше и не меньше, чем это требуется ситуацией) и т.д.

Отдельно следует выделить теорию идеальной бюрократии Макса Вебера, в соответствии с которой организация предполагает обезличенный подход, базирующийся лишь на определении функций каждого из участников организации и обеспечении их эффективного взаимодействия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: