Как и в случае с материальными активами, нематериальные активы подлежат инвентаризации по меньшей мере один раз в год перед составлением финансовой отчетности. Порядок проведения, частота и сроки инвентаризации, а также состав инвентаризационной комиссии определяются организацией самостоятельно в учетной политике, которая разрабатывается в соответствии с НСБУ 10.
Инвентаризация проводится по материально ответственным лицам, местам хранения. При инвентаризации нематериальных активов проверяется: фактическое наличие нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности; правильность и своевременность отражения их в балансе; правильность начисления износа нематериальных активов; наличие морально устаревших активов. И в случае необходимости комиссия дает руководству организации рекомендации по пересмотру этих показателей.
В первичных документах должно содержаться подробное описание объектов нематериальных активов, указана их первоначальная стоимость, сроки полезного использования, нормы износа, подразделение, в котором используются объекты и другие данные. При инвентаризации нематериальных активов необходимо установить наличие документов, подтверждающих существование самого объекта, и права предприятия на его использование. К ним относятся документы, описывающие объект нематериальных активов или порядок его использования, а также документы, подтверждающие имущественные права предприятия.
|
|
Результаты инвентаризации оформляются в ведомости ИНВ-3 «Инвентаризационная опись нематериальных активов», утвержденной приказом Министра финансов РК от 21.06.2007 г. № 216. В случае расхождения фактического наличия нематериальных активов с учетными данными инвентаризационная комиссия выявляет причины таких расхождений и принимает решение о списании недостающих активов с баланса организации.