После проведения формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование с целью определения эффективности проделанной работы. Диагностика уровня сформированности навыков счета проводилась по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. Завершение диагностических процедур контрольного этапа и анализ полученных результатов позволил представить их в виде таблицы № 2.
Таблица № 2
Уровень сформированности навыков счета у детей
Подготовительной группы на этапе контрольного эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний уровень по всем показателям |
1 | Катя С. | В | С | В | В | В | В |
2 | Лера Х. | В | В | В | В | В | В |
3 | Саша Б. | С | С | С | С | В | С |
4 | Владик Щ. | В | В | В | В | В | В |
5 | Никита Б. | С | С | С | С | С | С |
6 | Юля С. | С | С | С | С | В | С |
7 | Денис Р. | С | С | С | С | С | С |
8 | Ангелина М. | В | В | В | С | В | В |
9 | Алина Р. | В | В | В | В | В | В |
10 | Слава Ж. | В | С | С | С | В | С |
Высокий | 50 % | ||||||
Средний | 50 % | ||||||
Низкий | 0 % |
Результаты таблицы представлены нами в диаграмме 2.
|
|
Диаграмма 2
Результаты уровня сформированности навыков счета у
детей подготовительной группы на этапе контрольного
эксперимента
Таким образом, мы видим, что в результате проделанной работы на контрольном этапе эксперимента не выявлены дети с низким уровнем навыков счета.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлен нами в диаграмме 3.
Диаграмма 3
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов
Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы показал значительное улучшение показателей уровня сформированности навыков счета у детей экспериментальной группы. Уровень навыков счета поделился на средний и высокий (по 50 % - по 5 человек).
Низкий уровень не обнаружен ни у кого. Это говорит об эффективности проделанной нами работы по формированию навыков счета с использованием игровых приемов.
Таким образом, следует сделать выводы об эффективности проделанной нами работы на этапе формирующего эксперимента
Заключение
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Навыки счета являются необходимым критерием математического развития детей в дошкольном детстве.
|
|
Проблемой формирования навыков счета у детей старшего дошкольного возраста занимались многие ученые педагоги и методисты, такие как Л.С. Метлина, Т.И. Ерофеева, Е.В. Соловьева, Л.А. Венгер и многие другие.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что формирование навыков счета с помощью игровых приемов математике должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа по применению игровых приемов при обучении детей счету показала, что в процессе целенаправленного использования игровых приемов в различных видах деятельности детей дает высокие результаты. Проведение такой работы по математике способствует умственному развитию детей, формированию памяти, внимания, мышления, а так же накоплению навыков и опыта для обучения в школе.