Глава 1. Конституционно-правовая ответственность

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 2

 

Глава 1. Конституционно-правовая ответственность…………………….4

 

1.1. Основания конституционно правовой ответственности;……………9

1.2. Санкции как форма выражения конституционно правовой ответственности……………………………………………………………16

 

Глава 2. Субъекты конституционно правовой ответственности………..23

 

Заключение………………………………………………………………… 30

 

Список правовых актов и литературы…………………………………….

 

Введение

Актуальность темы исследования.

Вопросы, связанные с конституционно-правовой ответственностью в сфере избирательного права, с ее эффективностью и неотвратимостью, являются чрезвычайно ос­трыми и актуальными, ведь ответственность - главный механизм, обеспечивающий эффективность законов. С распадом СССР, и образованием обновленной Российской Федерации, большую остроту приобрела проблема точного и безусловного соблюдения и исполнения Конституции Российской Федерации как фундамента правовой системы государства. Известны многочисленные факты грубого нарушения норм Конституции в правовых актах Российской Федерации, и неисполнения требований федерального законодательства. При этом органы власти не всегда имеют адекватные правовые средства борьбы с такого рода правонарушениями. Нельзя не отметить, что и современные научные представления о правовых способах ликвидации конституционных правонарушении оказались слабо разработанными, схематичными и несистематизированными. Массовые нарушения прав граждан, организаций со стороны государственных и муниципальных органов, их должностных лиц далеко не всегда влекут ответственность, а сами меры юридического воздействия в отношении лиц, наделенных публичной властью, только в последнее время начинают приобретать законодательное закрепление. Таким образом, отсутствие концепции конституционно-правовой ответственности препятствует решению поставленных перед Российской Федерацией задач государственного строительства на современном историческом этапе развития.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, на которые посягает правонарушение.

Предметом исследования являются теоретико-правовые основы института конституционно-правовой ответственности в федеративных отношениях, практика его закрепления и применения в Российской Федерации и связанные с этим проблемы.

Основной целью настоящего исследования является разработка принципиальных положений концепции конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации, характеристика ее правовой природы и системообразующих элементов, выявление проблем, тенденций на основе российской практики и совершенствование правовых основ ответственности субъектов федерации в отечественном законодательстве. Настоящее исследование призвано восполнить пробелы в изучении конституционно-правовой ответственности в науке конституционного права путем системного раскрытия правовой природы, предпосылки и содержания мер ответственности, применяемых к субъектам, в случае нарушения ими норм федерального законодательства.

К задачам исследования следует отнести:

-определение понятия и содержания конституционно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности;

-выявить правовую природу, специфику и механизм конституционно-правовой ответственности в сфере федеративных отношений как в одной из наиболее важных и сложных сфер общественных отношений, регулируемых конституционным правом;

-выявить и проанализировать основания и меры конституционно-правовой ответственности субъектов федерации;

-исследовать конституционно-правовое регулирование и практику реализации конституционно-правовой ответственности;

-проанализировать содержащиеся в Конституции РФ и действующем российском законодательстве нормы о конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации, выявить проблемы в регулировании и практике реализации конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации и предложить пути их решения.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы - диалектический метод познания, формально-логический, метод прогнозирования, так и частно-научные - исторический, социологический, моделирования, документального анализа и др.

Правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде", Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другие федеральные законы и постановления Конституционного Суда РФ.

Теоретическая база исследования основывается на научных работах Кондрашова А.А., Кутафина О.Е., Виноградова В.А., Зиновьева А.В., Зражевской Т.Д., Шона Д.Т., Авакьяна С.А.  и других авторов.

Глава 1. Конституционно-правовая ответственность

Теория конституционализма предполагает необходимость установления конституционной ответственности за ненадлежащую организацию и деятельность государства, органон государства, должностных лиц и органов местно­го самоуправления. Во всех цивилизованных странах мира она имеет место. Но из этого вовсе не следует делать вывод о том, что конституционная ответ­ственность теоретически достаточно исследована и законодательно качест­венно проработана.

В России нет единого понимания этого феномена, Многие ученые называют ответственность данного вида «конституционной ответственно­стью», некоторые— «конституционно-правовой».

Н. А. Боброва и Т. Д. Зражевская вводят в научный оборот свое виде­ние этих понятий: государственно-правовая ответственность является од­ним из видов юридической ответственности, тогда как конституционная ответственность — это особый вид ответственности, включающий в себя политическую, моральную и юридическую ответственность.[1]

М. В. Баглай использует понятия «конституционно-правовая» и «кон­ституционная ответственность», не проводя между ними различий. Он пи­шет: «Что же касается собственно конституционно-правовой ответственно­сти, то она предусмотрена нормами самого конституционного права. Эта ответственность не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным лицом, эта ответствен­ность не распространяется».[2] Точнее не скажешь. Аналогичной точки зрения придерживается известный российский ученый О. Е. Кутафин: «...назначе­ние конституционно-правовой ответственности не сводится к наказанию. Ее главная задача — стимулировать позитивную деятельность потенциаль­ного субъекта, а если эта деятельность таковой не является, то использовать такие присущие ей меры, как, например, смена персонального состава, ру­ководящего должностного лица и т. д.».[3]

А.А. Кондрашев определяет конституционную ответственность как правовую связь (состояние), которая возникает вследствие несоблюдения правовой нормы участниками нарушенного правоотношения, воплощается в установлении нормативного, обращенного к правонарушителю требования подвергнуться государственному или общественному осуждению (порицанию) и реализуется, как правило, в применении государственно-принудительных средств в виде разнообразных ограничений к правонарушителю (лишение права, возложение дополнительной правовой обязанности или принуждение к исполнению неисполненной обязанности) либо в восстановлении нарушенных прав или правопорядка нарушителем под прямой угрозой использования государственного принуждения.[4]
По его мнению, понятие конституционной ответственности должно включать следующие признаки:

-государственное и (или) общественное осуждение в виде заложенного в норме требования применения или непосредственного использования принудительных мер преимущественно организационного, реже личного характера;
-совершенное противоправное деяние, то есть конституционное правонарушение, с важнейшими его условиями (элементами): объективной противоправностью и виной;

-установившаяся между правонарушителем и государством правовая связь в момент совершения противоправного деяния, характеризующаяся возникновением специального охранительного отношения.

Кроме того, к числу факультативных признаков конституционно-правовой ответственности А.А. Кондрашев относит и особую процедуру установления и возложения ответственности управомоченным на то государственным органом (органами).

 Все признаки конституционно-правовой ответственности, выделенные А.А. Кондрашевым, присущи, по нашему мнению, любому виду юридической ответственности, а потому не могут быть охарактеризованы как специфические признаки именно рассматриваемого вида ответственности. Определение, предложенное им, верно по отношению к конституционной ответственности, однако в той же мере оно верно и по отношению к иным видам юридической ответственности.

Конституционная ответственность — это только та ответственность, которая наступает за нарушения Конституции и которая пре­дусмотрена нормами конституционного права. Вместе с тем основные устои государства и общества, права, свободы человека и гражданина могут нару­шаться не только органами государства и должностными лицами, но и дру­гими субъектами, за которые может наступить правовая ответственность: уго­ловная, административная, гражданско-правовая. Не случайно в УК РФ есть раздел X под названием «Преступления против государственной власти», глава 29 которого «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» предусматривает такие виды преступлений, как государственная измена, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к насильствен­ному изменению конституционного строя Российской Федерации и т. д. По­этому понятие «конституционно-правовая ответственность» применяется не к органам государства, должностным лицам и органам местного самоуправле­ния, а к другим субъектам, нарушающим Конституцию, круг которых более широк. К этому кругу относятся и должностные лица, освобожденные от дол­жности за нарушения конституции. За конституционной ответственностью может последовать конституционно-правовая ответственность. Вместе с тем надо отметить, что многие наши ученые понятия используют разные, а содер­жание зачастую вкладывают одинаковое.

Конституционное право называется так потому, что состоит из консти­туционных норм, которые также являются правовыми. Поэтому, когда мы говорим о конституционно-правовой ответственности, речь идет о двух видах ответственности — конституционной и правовой. Первая наступает за нарушение конституционных норм и распространяется на государство, органы государства, должностных лиц, на органы местного самоуправления; вторая включает в себя правовую ответственность за нарушения Конституции иными субъектами по другим отраслям права. Конституционная ответствен­ность может иметь место только за нарушение норм Конституции либо норм федеральных законов, что в теории и на практике далеко не всегда выдержива­ется. Если кого-либо не устраивает понятие «конституционно-правовая ответ­ственность», то по нашему мнению его можно сформулировать иначе: «конституционная и иная правовая ответственность за нарушения конституции». Содержательно такая формулировка едва ли вызовет возражения, но с точки зрения редакцион­ной — она слишком многословна. «Краткость — сестра таланта», но она, к со­жалению, не всегда наша родственница.

В данной работе будет рассмотрена только конституционная от­ветственность, которая имеет непосредственное отношение к теории консти­туционализма и к нормам конституционного права. Эта ответственность сво­бодна от репрессивных мер, она носит политико-правовой характер.

Конституционно-правовая ответственность, представляет собой ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти. Это связано с предметом конституционного права, в рамках которого особое значение имеют отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти.

Целью конституционно-правовой ответственности является охрана и обеспечение нормального порядка осуществления публичной власти, следование органов и должностных лиц, участвующих в осуществлении публичной власти, предписаниям норм Конституции РФ и конституционно-правового законодательства, предупреждение посягательств на порядок осуществления публичной власти.

Конституционно-правовая ответственность, несомненно, обладает всеми признаками, присущими иным видам юридической ответственности. Она опирается на все принципы юридической ответственности, является мерой государственного принуждения, выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий. Так по мнению О.Е. Кутафина: «конституционно-правовая ответственность – это прежде всего отрицательная оценка государством деятельности граждан, государственного органа, должностного лица и т.д., а также мера принуждения, реализация санкции правовой нормы»[5] Одновременно конституционно-правовая ответственность обладает рядом специфических признаков. В теории государства и права распространенным является мнение о том, что ответственность «прежде всего … подразделяется на виды в зависимости от того, к какой отрасли права она относится».  Конституционно-правовая ответственность призвана охранять именно общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. При этом не всякое нарушение норм конституционного права влечет за собой конституционно-правовую ответственность. Могут применяться и иные виды ответственности: административная (например, штраф за определенные виды нарушений избирательных прав граждан – ст. 5.1 – ст. 5.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.) либо уголовная (например, ст. 278 УК РФ от 13 июня 1996 г. устанавливает ответственность за насильственный захват или насильственное удержание власти).

Актами, устанавливающими конституционно-правовую ответственность, являются Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Иные нормативно-правовые акты не могут выступать источниками юридической и, в частности, конституционно-правовой ответственности. В настоящее время конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц государственной власти субъектов РФ, должностных лиц и представительных органов местного самоуправления закрепляется в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ. Но регулирование публично-правовой ответственности актами субъектов или муниципальных образований, подзаконными актами недопустимо, поскольку, согласно с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав граждан (а ответственность всегда влечет за собой ограничение прав граждан), возможно только в соответствии с Федеральным законом. Законы субъекта Федерации (в том числе конституция или устав субъекта РФ) могут устанавливать конституционно-правовую ответственность только в том случае, если такое право делегировано им Федеральным законом. Представляется наиболее целесообразным, что основания и общие положения, определяющие порядок привлечения к конституционно-правовой ответственности, должны быть урегулированы Федеральным законом, а нормативно-правовые акты субъектов РФ могут регламентировать только отдельные процедурные (процессуальные) моменты привлечения к ответственности, учитывающие особенности построения системы органов государственной власти конкретного субъекта. В то же время Конституция России, на наш взгляд, недостаточно полно регулирует вопросы конституционно-правовой ответственности. Требуют дальнейшего совершенствования вопросы ответственности отдельных должностных лиц (например, членов Правительства РФ), роли Конституционного Суда РФ в процессе реализации конституционной ответственности, закрепления на конституционном уровне ряда составов конституционных деликтов и т.д.

На наш взгляд, опирающийся на анализ зарубежного опыта в этой области, для дальнейшего становления и развития института конституционно-правовой ответственности, необходимо принятие Федерального закона «О публично-правовой ответственности органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц», устанавливающего общие положения публично-правовой ответственности. Однако принятие по этому вопросу Федерального конституционного закона, как предлагает Н.М. Колосова,[6] к сожалению, невозможно, поскольку этого не предусматривает Конституция России.

Целесообразным представляется предложение А.А. Безуглова и С.А. Солдатова о том, что применение конституционно-правовой ответственности должно сопровождаться изданием юрисдикционного акта, состоящего из четырех частей: вводной (наименование акта, место и дата принятия, наименование органа, принявшего акт), описательной (описание фактов, ставших предметом рассмотрения), мотивировочной (анализ фактических обстоятельств и указание на правовые нормы, которыми руководствуется орган или должностное лицо, издавшие акт) и резолютивной (формулируется решение по делу).[7] Принятие такого акта внесет ясность в то, какого рода ответственность (конституционно-правовая или политическая) применена и позволит избежать произвола со стороны органа или должностного лица, правомочного применять меры ответственности.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: