Проблемы реализации кадровой политики региона

Эффективность кадровой политики в регионе сегодня во многом зависит от того, насколько согласуются рыночные ориентации образования с государственными интересами, общенациональными и региональными приоритетами. Удовлетворение стихийного спроса на определенные специальности в отрыве от объективных потребностей развития области приводит к серьезным диспропорциям на рынке людских ресурсов, на устранение которых уходит в несколько раз больше средств, чем на собственно подготовку специалиста.

Решить проблему полноценного обеспечения кадрами развивающейся региональной экономики можно только тогда, когда образование, наука, производство и государство выступают как социальные партнеры, ответственные за решение общей задачи: повышение качества жизни в нашей области.

В регионе уже несколько лет увеличивается число безработных среди выпускников техникумов и вузов, получивших специальности экономиста, бухгалтера, юриста, а наборы по этим профилям в вузы в то же время растут.

Система современного образования, реагируя на текущие потребности деформированного рынка (в частности, в сторону торгово-посреднических, финансово-сервисных видов деятельности), способствует искажению истинной кадровой картины, порождая безработицу среди молодых специалистов. Право на образование приходит в противоречие с правом на реализацию своих способностей

Вузы области теоретически в состоянии обеспечить квалифицированными кадрами не только свою территорию, но и соседние регионы. Конечно, не решив социального блока проблем, сопровождающих трудоустройство молодого специалиста, невозможно рассчитывать на полноценное кадровое обеспечение. Но, с другой стороны, ситуацию можно отнести и к разряду случаев социального иждивенчества. Основная масса выпускников вузов обучается за государственный счет, но интересы этого государства в итоге игнорируются. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность выпускников приводят к распылению государственных и кадровых ресурсов. Выпускник, не работающий по специальности в течение 3 лет, практически полностью теряет квалификацию. Такое положение дел требует серьезного внимания, вмешательства и координации.

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации, неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 48% всего контингента безработных.

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

За последние годы на национальном и региональном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

В качестве отдельного негативного фактора, влияющего на безработицу в регионе в целом, можно выделить эмиграцию населения. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Это имеет двоякое последствие: с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

В городе Гомеле повысился уровень официально зарегистрированной безработицы. Управление по труду, занятости и социальной защите населения Гомельского городского исполнительного комитета не связывает это с экономическими проблемами региона, а убеждёно, что просто граждане стали более охотно регистрироваться на бирже труда. По данным на 1 октября 2009г. показатель безработицы составил 1% экономически активного населения города. Таким образом, официальное количество безработных в городе с начала года выросло на 134 человека или на 5,7%.

В современных условиях степень использования трудовых ресурсов определяется эффективностью системы управления региональным рынком труда. Эти процессы неразрывно связаны и зависят от изменений взаимоотношений между субъектами и объектами хозяйствования в регионе. Новое состояние регионального рынка труда требует адекватности системы управления. 

Главная цель региональной кадровой политики − обеспечить высокий профессионализм управленческого процесса и все участки трудовой деятельности квалифицированными активно действующими работниками, способными привести к стабилизации экономику региона и рост производства. 

Вопросы формирования кадровой политики региона связаны с законами экономического развития, и основным аспектом данных закономерностей являются особенности регионального воспроизводства. Процесс воспроизводства региональной экономики формирует кадровую политику региона, которая в свою очередь определенным образом влияет на приоритетность развития отдельных отраслей, инвестиционную политику региона. Данные противоречия должны быть решены на уровне государства, региона и предприятия через реализацию определенных программ.

На процесс формирования кадровой политики региона в полной мере влияют факторы, определяющие тенденции развития кадровой политики государства и региональные особенности. Основополагающими факторами формирования кадровой политики являются политические и экономические.

Состояние кадрового потенциала региона определяется демографической ситуацией. Важными показателями, характеризующими состав населения и изменения его структуры, являются половой и возрастной состав, абсолютный и относительный прирост, плотность населения, соотношение городского и сельского населения.

Важным элементом регулирования занятости на региональном уровне должны стать разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм в рамках областных программ занятости населения. К разработке таких программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов областных, региональных служб занятости и органов исполнительной власти, но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся данной тематикой, областных объединений работодателей и профсоюзов, руководителей и специалистов заинтересованных предприятий.

Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления:

- разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий;

- разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);

- разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города;

- разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;

- разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.

Необходимо также отметить существование на рынке труда следующих проблем:

1 Невысокая экономическая эффективность занятости. Численность экономически активного населения снижается, а экономически неактивного возрастает;

2 Превышение предложения рабочей силы над спросом на нее;

3 Растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения – профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка и другие.

Государство в области управления человеческими ресурсами разрабатывает и принимает ряд программ, направленных на регулирование отношений в данной сфере. Так в республике действует Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Она направлена на улучшение ситуации в сфере охраны здоровья, укрепления семьи, повышение рождаемости и снижение смертности, а также на оптимизацию миграционных процессов.

Повышение эффективности кадровой политики должно происходить и за счет модернизации образования. Основные усилия тут должны быть направлены на обеспечение поддержки приоритетных направлений подготовки профессиональных кадров на основе единого реестра профессий, разработанного с учетом перспективы развития отраслей экономики, перепрофилирования учебных заведений, исходя из потребностей регионов в кадрах различной степени квалификации и интеграции учебных заведений. В профессиональном образовании нужно шире использовать механизм размещения на конкурсной основе государственного заказа на подготовку специалистов определенного профиля. Возможно и снижение налогов для частного бизнеса, который за свои средства будет осуществлять подготовку специалистов.

Необходимость закрепления таких подходов обусловлена нарушением связи между рынком образовательных услуг и потребностями рынка труда, необеспеченностью в требуемом объеме квалифицированными рабочими и специалистами важнейших видов производств. Решение проблем кадровой политики позволит стране не только легче пережить негативные явления, связанные с мировым кризисом, но и осуществить модернизацию нашей экономики, перевести ее на иной качественный уровень [6, с.48].

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: