Совершенствование системы управления человеческими ресурсами региона

Система управления человеческими ресурсами охватывает следующие подсистемы:

1 Управление трудовыми ресурсами. Обеспечивает процессы формирования и возмещения человеческих ресурсов путем организации:

- управления демографическими процессами (рождаемость, смертность, брачность, улучшение положения женщин, забота о семье и т.д.);

- управления образованием (дошкольное воспитание, общеобразовательная подготовка, подготовка рабочих кадров непосредственно на производстве и в системе профтехобразования, подготовка специалистов в высших учебных заведениях, последипломное образование,и т.д.) и профессиональной ориентацией;

- управление социальным развитием (расширение непроизводственной сферы, регулирование фондов потребления, обеспеченность продуктами питания, здравоохранение, использование свободного времени, обеспеченность жильем, развитие бытового обслуживания и общественного питания и т.д.).

2 Управление занятостью обеспечивает процессы распределения человеческих ресурсов путем организации:

- управления рабочими местами (учет действующих и создание новых рабочих мест в производственной и непроизводственной сферах хозяйства, организация общественных работ, социальная защита безработных);

- управление первичным распределением (профессиональный подбор и направление выпускников общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений в различные отрасли хозяйства);

- управления перераспределением (профессиональный отбор, организация переподготовки, трудоустройство, организованный набор, территориальное переселение, переводы и перемещение работников).

3 Управление персоналом обеспечивает процессы использования (потребления) человеческих ресурсов путем организации:

- управления трудом (совершенствование производственных процессов, разделения и кооперации труда, методов труда и организации рабочих мест, укрепление дисциплины труда, улучшение условий труда и его охраны, организация оплаты труда и его стимулирования);

- управления кадрами (кадровой работой) на уровне предприятий, организаций и учреждений (комплектование и подготовка кадров, оценка и расстановка, организация профессиональной адаптации и внутрифирменной мобильности, мотивация и воспитание работников, снижение текучести и др.);

- управления социально-демографическими процессами (помощь семьям, строительство и содержание объектов социально-культурного назначения, жилья, улучшение медицинского обслуживания, организация досуга, развитие подсобных хозяйств, повышение общеобразовательного и культурного уровня работников).

Управление человеческими ресурсами составляет основное содержание кадровой политики. Оно направлено, во-первых, на формирование качественного кадрового потенциала и удовлетворение потребностей общественного производства в квалифицированных кадрах; во-вторых, на обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения и его оптимальное распределение между отраслями и регионами страны; в-третьих, на рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений [9. c.413].

Проводимая в Республике Беларусь социально-экономическая политика предусматривает определенную самодостаточность регионов, эффективное использование всех имеющихся ресурсов, в том числе трудовых, перераспределение управленческих функций между государственными и региональными органами власти и управления. Это является важнейшей методологической предпосылкой радикальной реформы управления трудовым потенциалом на макро, мезо, и микроуровнях.

В этих условиях важнейшей целью государственной и региональной политики управления трудовым потенциалом является обеспечение благополучия населения и оптимальной продуктивной занятости в условиях дальнейшей трансформации экономики. Именно эффективное управление подготовкой персонала и его рациональное использование являются одним из главных направлений активизации инновационной деятельности в стране в целом и в каждом регионе. Поэтому разработка концепции управления трудовым потенциалом на государственном и региональном уровнях является сегодня актуальной проблемой.

В системе управления человеческими ресурсами особое место занимает регион, где осуществляются все процессы по воздействию на человеческие ресурсы и их непосредственное использование.

Региональная концепция управления трудовым потенциалом должна быть частью государственной концепции человеческого развития, целью которой является обеспечение возможностей формирования и реализации трудового и творческого потенциала каждого конкретного человека независимо от происхождения, места проживания, материального состояния.

В перечень конкретных целей региона должны входить:

1 создание условий для эффективного использования научно-технического потенциала региона и повышение его качественного уровня;

2 обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки в высших учебных заведениях;

3 содействие региональных органов власти и управления, а также местного самоуправления полной продуктивной занятости и благополучия населения;

4 создание благоприятных социально-экономических условий для демовоспроизводства населения;

5 повышение уровня реальных доходов населения с целью создания благоприятных условий для воспроизводства населения и рабочей силы;

6 повышение жизненного уровня населения путем углубления процессов трансформации экономики;

7 формирование целостной региональной системы ускоренного инновационного процесса.

Для реализации этих целей необходимо принять следующие тактические меры:

¾ создание государственной системы защиты профессионализма квалифицированных работников путем разработки профессиональных государственных стандартов и создания механизма сертификации работников;

¾ создание и развитие системы сопровождения профессиональной карьеры работников, обеспечивающей рациональное использование человеческих ресурсов в соответствии с требованиями реформируемой экономики;

¾ содействие формированию рынка гибких персонифицированных образовательных услуг для эффективного развития трудового потенциала;

¾ усиление трудовой мотивации и качества человеческих ресурсов путем воздействия на объем и структуру экономически активного населения;

¾ рациональное использование трудовых ресурсов путем развития национальной системы профессиональной ориентации населения;

¾ организация профессионального обучения и переподготовки занятого, незанятого и безработного населения с последующим его трудоустройством;

¾ создание системы координации всех форм профессионального образования на региональном уровне с целью сохранения качественного трудового потенциала предприятий;

¾ реализация политики непрерывного развития трудового потенциала с целью достижения социально-экономической стабильности в регионе;

¾ повышение уровня профессиональной гибкости и мобильности, основанных на эффективном управлении трудовым потенциалом путем внедрения принципов гуманизации труда и заботы о качестве трудовой жизни [2].

В условиях экономического кризиса значение человеческих ресурсов повышается.

Новые экономические условия предполагают новые требования к стратегии управления человеческими ресурсами на различных уровнях управления.

Изменились потребности отраслей экономики в специалистах как в профессионально-квалификационной структуре, так и уровне их подготовки. Динамичному состоянию развития региона должна соответствовать система профессионального образования, быстро реагирующая на запросы рынка труда.

В условиях кризиса обострились проблемы занятости населения, особенно в "монозаводских" городах.

На уровне организаций управление человеческими ресурсами становится "проблемной зоной". Сокращение персонала рассматривается как основной способ экономии издержек. Нарушаются права наемного персонала. "Сворачиваются" функции кадрового менеджмента.

Главной целью должно стать сохранение человеческих ресурсов региона в период экономического кризиса, создание предпосылок выхода из кризиса и последующего развития. Для этого необходимо:

¾ органам местной власти разработать единую систему управления формированием, развитием и использованием человеческих ресурсов в регионе с учетом необходимости гуманизации социально-трудовых отношений;

¾ координировать деятельность органов исполнительной власти региона в области управления человеческими ресурсами;

¾ организовать мониторинг демографических и социально-экономических показателей на уровне муниципальных образований и региона в целом;

¾ разработать систему информирования населения региона о состоянии ключевых параметров состояния экономики и социальной сферы;

¾ активно сотрудничать с образовательными учреждениями области при реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан;

¾  организовать проведение исследований, направленных на дальнейшую интеграцию системы образования в процессы формирования рынка труда, в сотрудничестве с научными учреждениями вести разработку научных основ, методологии и методики исследований в области баланса рынка труда и рынка образовательных услуг региона;

¾  продолжить работы по совершенствованию государственной системы профессиональной ориентации.

Региональная концепция управления трудовым потенциалом должна стать продолжением государственной, что позволит сформировать дееспособный потенциал, деятельность которого будет направлена на повышение благосостояния населения и развитие позитивных социальных процессов в обществе. Разработанная стратегия позволит преодолеть негативные тенденции в формировании и реализации трудового потенциала, наиболее полно учесть ситуацию в регионе на рынке труда, что является важнейшим инструментом эффективной подготовки и использования интеллектуальных высококвалифицированных кадров.

В программе социально-экономического развития Гомельской области на 2006-2010 годы определена следующая цель социально-экономического развития – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения и для её реализации предусматривается создание благоприятных условий для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека.

Приоритетными направлениями развития являются:

- увеличение числа населения и проведение программы демографической безопасности;

- увеличение экономически активного населения;

- снижение уровня безработицы;

- совершенствование социально-трудовых отношений создание действенного механизма экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в улучшении условий и безопасности труда, совершенствование механизма защиты трудовых прав граждан;

- обеспечение сохранения жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, сокращение экономических потерь, обусловленных производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью;

- проведение эффективной миграционной политики;

- стимулирование развития самозанятости населения, развитие предпринимательства;

- дальнейшее совершенствование развития системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

- увеличение рождаемости, уменьшение смертности и разводов.

Согласно Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2020 года, для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития остается укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей [2].

В целях регулирования внутренней миграции предусматриваются меры, направленные на разработку экономических рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов из сельской местности. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства.

В 2011–2020 гг. предусматривается снижение темпов убыли населения. В возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.

Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся ожидаемой продолжительностью жизни. В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало - к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.

На современном этапе политика государства преимущественно направлена на сохранение кадрового потенциала и максимальное поддержание занятости, что обусловливает стабильно низкий уровень регистрируемой безработицы по сравнению с другими странами с переходной экономикой.

Предполагается создать эффективные механизмы кадровой политики в направлении роста образовательного и профессионального уровня работников, формирования действенных стимулов к высокопроизводительному труду. Приоритетное внимание будет уделено обеспечению рационализации структуры занятости по профессиональному составу, повышению качества рабочей силы соответственно требованиям к профессиональной квалификации, предъявляемым на национальном и международном рынках труда. Стратегия повышения конкурентоспособности рабочей силы предусматривает решение проблем внешней трудовой миграции, включая такие задачи как содействие в трудоустройстве граждан Беларуси за рубежом, контроль за использованием иностранной рабочей силы, предупреждение нелегальной трудовой миграции, защита национального рынка труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: