III. Вассальная иерархия

Вассальство и бенефиций в феодальном договоре.

На ряду с раздроблением верховной власти, проявляющимся как в боярском «самосуде» или в сеньериальном праве бояр, так и в полусуверенной власти, свойственной удельным князьям и княжатам, мы находим в Удельной Руси второе основное начало феодализма: объединение земледельцев-сеньеров договорными вассальными связями или вассальную иерархию.

Феодальный договор, как хорошо известно, возник из тесного соединения вассальства с бенефицием. Соединение это было очень тесно в теории; договор заключался не иначе, как при условии пожалования земли; вассал об'явил себя человеком сеньера за такой-то феод. Но, как ни тесно соединились в этой формуле вассальство и бенефиций, они, однако, не слились, не переродились в совершенно новый институт. Соединение вассальства с бенефицием в феоде не было таким химическим сплавом двух элементов, который дает новое вещество с совершенно новым свойством, но таким механическим составом, в котором оба смешанных вещества легко разъединяются <…>

Феодальный договор легко разлагается на два его элемента по раздельным актам, входящим в его состав: 1) оммаж и клятва верности (hominium или homagium и fidelitas), скрепляющие вассальные обязанности, и 2) акт инвеституры или ввода во владение, – пожалование бенефиция, феода. Оммаж (hominium) представлял собою основной акт признания себя человеком (homo) господина, признания частной личной зависимости, коренящийся в древнейшем мундебуре. Это признание себя человеком господина закреплялось вторым актом: клятвой верности (fidelitas, foi); эта клятва первоначально состояла в торжественном обрядовом заявлении верности; позднее, под влиянием христианства, к ней прибавлен был христианский обряд клятвы над мощами святых или над евангелием. Таким признанием себя человеком господина и клятвою верности лицо принимало на себя, так же как в старину, обязанность вассальной службы, определяемую двумя словами: «совет и помощь» (consilium et auxilium). Затем, раздельно от этого заключения старого вассального договора, следует инвеститура, символическая обрядность ввода во владение. «Затем, граф, – читаем в современной записи, – палкою, которую он держал в руке, дал инвеституру всем тем, кто описанным образом обязался верностью, оммажем и клятвою».

В феодальном договоре вассальные обязательства тесно соединяются с пожалованием земли (бенефиция-феода), и обрядность инвеституры непременно следует, для полноты договора, за оммажем и клятвою верности; они соединяются формально в нечто целое, в договор србственно феодальный. Но по существу вассальство и бенефиций сохраняют каждый свое самостоятельное значение; в некоторых случаях, как выяснено выше (§ 24), реально перевешивает пожалование земли, в старой форме службы, всецело обусловленной пожалованием бенефиция, в других случаях – такое пожалование земли оказывается совершенной фикцией, как, например, в феодальных договорах между крупными сеньерами, и реальное значение имеет единственно обязательство службы, признание зависимости, то есть договор вассальный, оммажа и верности. <…>

Феодальный договор в старой теории феодализма схематически прикрывает собою различные реальные отношения и различные начала порядка. Сравнительное же изучение может быть плодотворным только тогда, когда оно опирается не на схему, а на действительность, когда основные начала двух порядков сравниваются по их не схематическому, а реальному значению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: