Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников

Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному существованию. Дети тоже с самых малых лет тянуться к тому, что им кажется красивым, ярким, манящим своей формой, цветом. Недаром уделяется такое серьёзное внимание окраске и фактуре тех игрушек, шариков, колец, мячиков, кубиков, которые первыми попадают в руки совсем ещё маленьких детей. Важно чтобы эти примитивные игрушки были приняты на ощупь, радовали глаз ребёнка. Такая игрушка должна быть праздником для осязания и зрения. В сущности эти гладкие, сверкающие, яркие безделушки и есть первые предметы из мира прекрасного, попадающие в сферу внимания ребёнка. С этого и начинается художественно-эстетическое воспитание ребёнка – с первой игрушки, с первого цвета, с первой формы… И это очень важно. Среди многих задач, которые, ставит перед собой каждый воспитатель, желающий вырастить своих воспитанников богатыми и содержательными, любящими и творящими, свою жизнь на основе Истины, Добра и Красоты, радостно ощущающими своё место в человеческом обществе, знающими своё дело в жизни, умеющие связывать личную судьбу с судьбами и интересами других людей – среди многих эти задач стоит немаловажная задача привить детям чувство прекрасного, понимание красоты.

    Дети приглядываются ко всему, что их окружает, гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Их пугает и отталкивает всё уродливое, безобразное. Зато как они радуются и цветам, и блеску снега, и берёзке, и новому красивому платью мамы! Почти у всех детей развито настороженное отношение к некрасивому, безобразному, ребёнок верит, что за прекрасной внешностью всегда живёт красивая сущность и наоборот… Недаром во многих хороших сказках действуют статные добры - молодцы и прекрасные лицами ясноглазые красавицы. Красота и добро сливаются в ребёнке воедино. И дети хотят, чтобы и в окружающей их жизни этическая сторона всех явлений, с которыми они сталкиваются, соответствовала бы эстетической. В этом сказывается стремление ребёнка к гармонии.

    И надо очень бережно охранять это живущее в детях представление о красоте как о выражении чистых, светлых, добрых начал человека, приучать ребёнка с малых лет заботиться о том, чтобы они выглядели по возможности хорошо, чтобы следили за своим костюмом, за вещами, которыми пользуются, прививать хорошие манеры.

    С самых ранних лет надо помогать ребёнку постигать прекрасное. Сначала красивая игрушка, милая песенка, первый лёгкий стишок под красивой картинкой… А потом уже книги посерьёзнее, посложнее, и убранство комнаты, и платьице для куклы, и хорошая музыка, к которой следует прислушаться, и стихи с последующим разговором о них, и зелёное раздолье полей, манящее вдаль во время летней прогулки, и хороший спектакль в детском театре, и разделенное с ребёнком волнение, которое породил интересный фильм…

    Книга – самый первый и добрый помощник семьи в художественно-эстетическом воспитании ребёнка. Хорошая книга становиться первым и верным другом детства миллионов ребят. Книжка входит в мир ребёнка ещё до того, как он становиться читателем. Сначала он всего лишь зритель и слушатель книги, которую ему читают взрослые. Они показывают ему картинки, читают вслух, дают пояснения. И очень важно, чтобы родители отбирали для чтения ребёнку умные и добрые книги, чтобы то доверие к взрослому, которое рождается у ребёнка при совместном общении с книгой, не обрывалось и дальше. Как радостно маленькому читателю слышать от отца или матери, что и им тоже пришлась по душе книга, рассказ, сказка, «мультик», услышанная мелодия… Однако, чтобы привить ребёнку хороший эстетический вкус, родителям надо умело руководить чтением. Прививая с самых малых лет ребёнку любовь к книге, надо в то же время удерживать их от чрезмерного «книгоедства» - чтения всё подряд, без всякого разбора. Мало толку от такого чтения. А читательский вкус становиться неразборчивым. Частенько читательский вкус портиться ещё в детстве при попуститительстве или прямом содействии взрослых.

Все виды искусства помогают ребёнку осваивать окружающий мир. Однако образные средства и литературы, и музыки, и хореографии в гораздо меньшей степени доступны ему для самостоятельной творческой передачи своих переживаний, мыслей. Во всяком случае, дети не могут их использовать с такой же непосредственностью, как изобразительные искусства.

Изобразительное искусство – ещё один мощный источник художественно-эстетического воспитания и развития в семье. Рисование часто является для ребёнка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Но представляют ли детские рисунки интерес для нас, взрослых? Может быть, «каракули» маленьких детей служат лишь прелюдией к зрелому мастерству и не заслуживают особого внимания? Если это так, то почему же тогда, вот уже многие десятки лет, мы так часто видим детские рисунки на выставках, в книгах, альбомах, журналах? Не только потому, что мы, взрослые, обнаруживаем в них много свежести и неожиданной смелости, экспрессии, забавной прямоты и наивной убеждённости. Не только потому, что в них в полной мере проявляются те качества, которые иногда с годами утрачивают взрослые: способность от всей души радоваться, изумляться, огорчаться, мечтать. Но и потому, что в детских рисунках порой проявляется острая наблюдательность, умение во всем найти важное и интересное, искренняя увлечённость, взволнованность.

    Каждый ребёнок должен не только уметь рисовать, но и обладать развитым художественным вкусом, уметь видеть окружающий мир во всей красоте его линий, форм, красок. Разговоры о том, что если у ребёнка нет таланта, то ничего уж не поделаешь, - абсурдны. Ведь речь идет не о подготовке художников – профессионалов, а о художественном воспитании детей.

    Не каждый может стать писателем, но научиться наслаждаться художественными достоинствами стихотворения, повести, романа, грамотно и складно писать может каждый.

    Художественное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребёнка, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве и находил в этом источник радости… Говоря о художественном воспитании, нельзя забывать о том, что оно должно осуществляться в строгом соответствии с духовными запросами возраста и индивидуальными особенностями ребёнка. Их следует изучать путём наблюдений, присматриваясь к характеру ребёнка, его интересам и, конечно же, к самим рисункам ребёнка, - они могут порой рассказать вам о нём больше, чем непосредственное общение с ним. Не обойтись и без специальной литературы.

    Если ребёнок тянется к карандашу и краскам, необходимо научить его пользоваться ими. Если он изобразит человека с тремя ногами  или небо отделит от земли полосой нетронутой бумаги, то надо подсказать ребёнку путь к исправлению ошибки. Даже если родители не умеют рисовать, то всё рано он может содействовать развитию художественных способностей ребёнка – создать условия, поддержать, воспитать у него любовь к рисованию, наблюдательность, стремление к красивому.

    Главное – не мешать ребёнку творить, не убить в нём интерес к изобразительной деятельности. Одновременно необходимо постепенно развивать этот интерес, иначе он не сможет долго существовать и погибнет. Неведение родителей может погасить творческую активность ребёнка, нивелировать его индивидуальность. К такому же результату может привести и неправильный выбор художественного материала.

    Родители должны понимать необходимость для ребёнка всестороннего развития – духовного, эстетического, умственного, а занятие рисованием развивает мыслительные способности человека, так как занятие изобразительным искусством приучают ребёнка думать, анализировать, заставляют пребывать в состоянии активного творческого мышления, развивая его память, оттачивая восприятия, обогащая эмоциональный мир….

Как показала практика работы детских садов с семьёй, многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят её в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что воспитание ребёнком искусства оказывает сильное воздействие не формирование эстетического видения действительности.

В условиях семьи детей знакомят с изобразительным искусством в основном посредством репродукций картин, книжных иллюстраций, но это бывает эпизодически, в основном тогда, когда ребёнок сам обращается к взрослому с вопросом. При этом родители зачастую не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребёнка, не знают методики ознакомления дошкольника с живописью.

Что еще побуждает родителей обращаться к живописи? Основное назначение репродукций картин родители видят в воспитании любви к красивому, широко их используют для развития речи малыша, а также для того, чтобы его развлечь. Лишь немногие видят в изобразительном искусстве средство ознакомления детей с социальным опытом людей, формирования оценочного отно­шения к духовным ценностям эмоциональной сферы ребенка, умения общаться. Поэтому очень необходима просветительская работа детского сада с родите­лями.

Основная задача детского сада в этом направлении видится в том, чтобы родителям привить интерес к изобразительному искусству, сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом психологические и инди­видуальные особенности детей.

В дошкольных учреждениях широко используется такая форма педагогического просвещения родителей, как педагогический всеобуч. Это основная форма работы с родителями, где рассматриваются важные вопросы воспитания детей в семье и которую возможно сделать интересной посредством искусства.

В систему занятий всеобуча можно включать такие темы по изобразительному искусству: «Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников», «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста», «Приобщение ребенка к искусству в семье».

Подготовка к всеобучу начинается с оформления в детском саду ярких ширм, планшетов, стендов, фотовитрин.

Основное назначение ширмы - сообщить родителям минимум знаний об искусстве и об особенностях его восприятия каждым ребенком.

На одной из сторон ширмы - «Жанры и видь изобразительного искус­ства» - размещаются репродукции картин художников всех жанров живописи, к ним дается краткая аннотация о том, что характерно для каждого жанра изобразительного искусства. На другой - «Мысли об искусстве» - приводятся Изречения известных мыслителей прошлого, художников, искусствоведов, педа­гогов и психологов о роли искусства в жизни и воспитании людей. Следующая сторона ширмы посвящается классикам педагогики, психологии и искусство ведения, раскрывающим роль искусства в воспитании детей, здесь же представлен список искусствоведческой и педагогической литературы. В этой же ширме освещаются результаты опроса или анкетирования семей («Родители о значении искусства в воспитании ребенка»).

К одной из встреч с родителями оформляется стенд «Дети об искусстве», на который помещают результаты обследования индивидуальных особенностей восприятия детьми какого-либо жанра живописи. На этом же стенде помещают статьи воспитателя, старшего воспитателя, заведующей детским садом. Содержание данного стенда меняется несколько раз, чтобы по возможности рас­сказать обо всех детях. Такие стенды желательно оформить в каждой группе детского сада, что значительно повышает интерес родителей к предстоящей теме педвсеобуча.

В плане подготовительной работы к педвсеобучу, да и после его проведения оформляются тематические выставки: «Родителям о6 искусстве», «Домашний музей», «Мир в рисунках детей» и др.

Используются и папки-передвижки. В папках-передвижках раскрываются примерно такие вопросы: «Воспитываем интерес к живописи», «Учим понимать живопись», «Формируем эмоционально-личностное отношение к содержанию картин», «Что такое живопись?» и др. Здесь же помещается статья воспитателя о значимости приобщения детей данной группы к живописи, об уровне усвое­ния ими произведений искусства. В статье воспитателя содержатся также методические советы, на что обращать внимание в процессе рассматривания репродукций, какими методами раскрывать суть художественного произведения, в какое время наиболее эффективно рассматривать репродукции картин с детьми дома, как длительно. Помимо этих материалов, в папках-передвижках рекомендуется педагогическая литература, список репродукций, а также предлагается чистый лист, где имеются заголовки: «Ваши наблюдения» («Ваш семейный опыта, «Ваши замечания»), «Что сказал ваш ребенок?». Такие Листы помогают детскому саду обобщать и распространять опыт семейного воспитания детей средствами изобразительного искусства.

Изучение материалов папок-передвижек родителями сопровождается предварительными консультациями. Результаты такой работы иногда становятся поводом для проведения беседы.

Приведем примерные темы консультаций-практикумов: «Как смотреть кар­тину», «Средства выразительности в живописи», «О чем говорят картины», «Как организовать домашний музей».

Консультации-практикумы проводятся как в детском саду, так и в музее, в этом случае консультацию для родителей ведет экскурсовод. Организуют их в форме деловой игры. Воспитатель показывает родителям, как в условиях семьи познакомить ребенка с живописью, что ему рассказать, как вызвать интерес к произведению искусства. Примерные темы таких игр: «Узнаем о природе из картин художников», «Подбери музыку к картине», «О чем нам расскажет картина?».

Консультации в виде вопросов и ответов лучше проводить после того, как родители изучат материалы папки-передвижки, организуют дома игры-занятия с ребенком, предложенные во время консультации.

Все мероприятия, проводимые в детском саду в плане подготовки к педвсео­бучу, повышают активность родителей в осуществлении эстетического воспита­ния дошкольников средствами изобразительного искусства.

При организации педвсеобуча лучше использовать собрание, совещание, дискуссия или родительская конференция. Например, педагогический всеобуч на тему «Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников» проводят в начале учебного года в форме совещания. Примерная структура его проведения:      1.Выступление заведующей или старшего воспитателя о задачах эстетического воспитания.

2. Выступление искусствоведа.

З. Формулировки, соответствующие теме рекомендации: «В музей с ребенком», «Как смотреть произведение изобразительного искусства в семье».

4. Знакомство родителей с тематической выставкой «Домашний музей». В «Домашнем музее» представлены наборы альбомов, репродукций картин художников, образцы хранения открыток в альбомах по темам: «Пейзаж», «Натюрморт», «Жанровая живопись», «Портрет», набор и размещение эстампов, репродукций на стене в комнате по временам года, жанру или подбираются произведения одного художника.

На занятии педвсеобуча родителей знакомят с тем, как показывать ребенку репродукции картин, как переключать его внимание от игры к рассматриванию произведений, создавать вопросы, чтобы убедиться, что дошкольник понимает содержание картины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: