Государственные доходы — часть финансовых отношений, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства. Аккумулируемые государством финансы называются централизованными.
Та часть государственных доходов, которая остается на государственных предприятиях, называется децентрализованными. Денежные отношения при формировании государственных доходов очень многообразны. Объектами этих отношений являются: на государственных предприятиях — выручка, прибыль, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование.
При бюджетных отношениях объектами будут прибыль и заработная плата, так как с них берутся налоги.
При государственных кредитных отношениях объектами будут временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения.
Источниками государственных доходов являются внутренние и внешние источники.
Внутренние источники — НД, золотой запас государства и платная приватизация государственного имущества.
|
|
Внешние источники — заимствование в других странах и выплаты по кредитам зарубежных стран.
Государственные доходы формируются тремя методами. Эти методы взаимосвязаны, и их называют системой государственных доходов:
- налоги;
- займы;
- эмиссия.
Система государственных доходов решает три задачи:
- фискальную,
- экономическую,
- социальную.
Налоги — обязательные взносы в государственный бюджет части доходов юридических и физических лиц для использования в интересах всего общества.
Механизм взыскания налог7ов в экономически развитых странах является главным инструментом перераспределения НД и пополнения бюджета и внебюджетных фондов. Налоги обеспечивают финансовыми ресурсами государственную власть, т.е. выполняют фискальную роль.
Во-вторых, налоги влияют на расширение воспроизводства, совершенствуют отраслевую и территориальную структуру экономики, т.е. выполняют экономическую роль. В-третьих, регулируют доходы различных социальных групп населения, освобождают некоторые группы путем установления льгот, т.е. выполняют социальную роль.
Займы — находят применение в различных звеньях государственных финансов: в федеральном регулировании, местных бюджетах, во внебюджетных фондах и в составе привлеченных средств предприятий. При финансовой напряженности в стране роль государственных займов увеличивается. Финансовая напряженность может быть связана с финансовыми расходами на военные нужды, с крупными платежами по ранее взятым государственным займам, с увеличением государственных расходов, выполнением социальных программ, финансированием капитальных вложений. Финансовой базой погашения займов являются налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и процентов по ним, требуют увеличения налогов, т.е. повышения налоговых ставок или введения новых налогов. В этой связи для того, чтобы уменьшить социальную напряженность в обществе (недовольных налогоплательщиков), государство выпускает новые встречные государственные займы. Но чтобы они оправдали себя, необходима соответствующая платежеспособность предприятий, населения и доверие этих категорий к государственным ценным бумагам.
|
|
Эмиссия — может быть в форме денег или выпускаемых ценных бумаг — бумажно-денежная и кредитная эмиссия.[3]