Идеология и принципы воспитания в Гитлерюгенд

Пропаганда, мобилизация и вовлечение народа в строительство \новой национал-социалистической Германии играли центральную роль в укреплении и консолидации нацистского режима.

Узурпация власти дала нацистам возможность неограниченно манипулировать сознанием населения и пропитывать его своими взглядами.

Гитлер говорил, что пропаганда, как и террор, должна быть тотальной. В свете будущей войны за жизненное пространство это было особенно необходимо. Поэтому, наряду с партийными органами, в стране был создан мощный государственный пропагандистский аппарат. В деле его организации выдающуюся роль сыграл рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, доктор философии Й. Геббельс. Одновременно Геббельс занял пост президента Палаты по делам культуры. Цель пропаганды Геббельс обозначал как духовную мобилизацию нации, которой, как он считал, недоставало в период Первой мировой войны.

Все средства идеологического воздействия на массы — печать, радио, кино, театры — были поставлены под надзор министерства пропаганды. Из их органов были изгнаны все расово-неполноценныеи политические противники. Левая печать была закрыта, а либеральная — унифицирована. Вводилось обязательное членство журналистов и деятелей культуры в нацистских объединениях (прессы, радио, театра, изобразительного искусства и др.). Ежедневные конференции в министерстве пропаганды задавали тему и тон для газет.

Нацистская пропаганда до поры до времени маскировала аннексионистские и военные цели режима. Основной упор делался на идее возрождения нации, на борьбе с безработицей и с внутренними врагами —евреями и марксистами. Открыто провозглашалась необходимость консолидации немцев на основе расовой идеологии крови и почвы[32].

Немецкие фашисты широко поставили себе на службу и превратили в орудие агитации сравнительно новые в техническом отношении средства массовой информации, такие как радио, кино. В связи с массовым производством народного радиоприемника число его владельцев увеличилось с 4,3 млн в 1933 г. до 10,8 млн в 1939 г. Практиковалось совместное слушание важных сообщений, речей государственных и партийных руководителей на предприятиях или в местных учреждениях НСДАП. По заказу нацистов киноиндустрия производила множество документальных и — меньше — художественных фильмов пропагандистского содержания[33].

На немецкий народ действовали не только политические факторы, но и харизматические черты лидера нацистов.

Жить для Гитлера и быть готовым к смерти ради Гитлера - этот принцип стал судьбой целого поколения. Целое поколение немцев распевало эту героическую песню о готовности к самопожертвованию во имя страшных преступных химер Гитлера.

Шествия под знаменами, распевание воинственных песен, скандирование речевок и лозунгов привлекали все большее количество молодых людей в ряды Гитлерюгенда.

Одурманенные эйфорией "национального подъема", миллионы молодых немцев записывались в Гитлерюгенд[34].

Немецкие профсоюзы, которые были объединены в "Немецкий рабочий союз" обязывали своих молодых членов вступать в Гитлерюгенд. Торговые и промышленные палаты приняли постановление, что только члены Гитлерюгенда или Союза германских девушек могут быть зачислены на работу в качестве учеников и подмастерий. В противном случае обучение будет считаться недействительным, а хозяин будет оштрафован. Тот, кто игнорировал Гитлерюгенд, рисковал своей профессиональной карьерой. Вопрос одного из опросников, который распространял Гитлерюгенд в Висбадене в 1934 году, гласил: "Почему ты еще не вступил в Гитлерюгенд? Если ты за Гитлера и Гитлерюгенд, тогда заполняй прилагаемый бланк вступления. Если ты не хочешь вступать, тогда напиши о причинах…". На бланке рекомендовалось расписаться отцу и указать место работы и имя работодателя. Отказ ребенка вступить мог привести к репрессиям в отношении отца.

Тоталитарный режим прочен тогда, когда он владеет умами и сердца­ми людей. Либеральные, демократические, социалистические деятели подвергались преследованиям, оказывались в концлагерях или были вынуждены эмигрировать. Их книги публично сжигались, их кар­тины и музыка клеймились как «негерманские и вы­родившиеся», а с сентября 1933 г. всей культурной жизнью в рейхе руководил министр пропаганды и просвещения Йозеф Геббельс (1897-1945), создав­ший для этого особую «Имперскую палату культуры», в которой были обязаны состоять все лица творчес­ких профессий.

Из университетов было уволено около 15% не­угодных профессоров и доцентов, отчасти по полити­ческим, но в основном по расовым причинам. Одни ушли на пенсию, другие эмигрировали. Но большин­ство их коллег поспешили заявить о своей поддерж­ке новых властителей[35].

После разгрома молодежных союзов, относящихся к партийным и профсоюзным структурам, Гитлерюгенд начал наступление против церковных молодежных организаций.

В евангелистской церкви возникло движение «немецких христиан», которое резонно прозвали «штурмовые отряды Христа». В противовес ему в мае 1934 г. оформилась «исповедальная церковь», кото­рая резко полемизировала с нацистской идеологией, несмотря на притеснения и даже аресты ее членов. В католической церкви многие ее служители прояв­ляли симпатии к новому режиму, особенно после за­ключения в июле 1933 г. конкордата с Ватиканом. Но и здесь нарастала оппозиция нацизму, достигшая пика в 1937 г., когда вышла папская энциклика «Со жгучей тревогой», осторожно осудившая бесчело­вечные методы правления Гитлера.

Многие молодые немцы, пытаясь избежать членства в Гитлерюгенде, вступали в религиозные молодежные организации. Ненависть Гитлерюгенда по отношению к молодым христианам росла пропорционально росту численности этих организаций.

Многие молодежные функционеры католической церкви не считали нацистов своими духовными оппонентами.

Многие католические молодежные союзы, чтобы удержать своих членов от вступления в Гитлерюгенд, стали практиковать в своей деятельности военные игры на местности и стрелковые занятия. Конечно, подобные нововведения шли вразрез с отрицательным отношением церкви к огнестрельному оружию. Эти меры уже не могли ничего изменить. В качестве ответа Гитлерюгенд усилил работу по привлечению в свои ряды молодежи из среды юных католиков. В ход пошли все средства - от агитации для промывки мозгов до силового воздействия[36].

Среди членов Гитлерюгенда веру в божественного отца заменила вера в фюрера. "Календарь Гитлерюгенда" включал все национал-социалистические праздничные и памятные даты. На протяжении года от "дня прихода к власти" и "дня рождения фюрера" до "годовщины путча" 9ноября 1923 года миллионы мальчиков и девочек поклонялись новой "национальной религии" под знаком новой "святой" троицы: "Наша вера - фюрер, наша религия - Германия, наше желание - святая империя немецкой веры!"

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединённый к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодежи:

Эта молодёжь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в Гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь…[37]

Учителя и руководители Гитлерюгенда распространяли социал - дарвинистские идеи об избранности в коллективной борьбе за выживание. В своих расистских лекциях они пропагандировали образ арийского человека - повелителя, который по "праву сильнейшего" должен стоять выше представителей неполноценных народов и носителей нездоровой крови.

Девушек с ранних лет знакомили с национал - социалистическими представлениями о "расовой гигиене" и требованиями к их будущей материнской роли. Гитлерюгенд устраивал школьные вечера под названием "Сохранение чистоты крови". Ширах призывал девушек из Гитлерюгенда развивать свое тело и дух, чтобы справиться в будущем с обязанностью "быть матерями нового поколения". Он заявил о долге девушек "поддерживать чистоту своей крови", считать ее "частью национального кровяного фонда" и развивать "свой организм таким образом, чтобы обогатить будущий генофонд нации".

Уже начиная с Юнгфолька, ознакомление с германскими героическими сагами должно было воспитывать у детей чувство идентификации с их древними предшественниками. В Гитлерюгенд объясняли, что героические идеалы "нордических" людей - повелителей и "арийских" мировых завоевателей обусловили генетическое превосходство немцев в сражениях и солдатском ремесле. Только лучшим доверено сохранять и продолжать породу. Больные юноши не должны иметь детей. "Твоя кровь несет такие свойства, что дети твои будут несчастны и только обременят государство. Твой героический долг - быть последним в роду".

Руководители Гитлерюгенда постоянно разжигали ненависть в отношении евреев. Карикатуры на евреев служили наглядным материалом во время "домашних вечеров" в Гитлерюгенд.

Направляемые местными руководителями СА, Гитлерюгенда, а иногда и по собственной воле члены Гитлерюгенда били витрины магазинов, принадлежащих евреям, громили их жилища т грабили имущество[38].

Гитлерюгенд старался заполнить собой все свободное время своих членов.

С 1935 года специальные группы Гитлерюгенда в целях дополнительного контроля за членами организации несли патрульную службу, выполняя фактически полицейские функции. Юные блюстители порядка патрулировали массовые общественные мероприятия и обходили закусочные. Они следили за соблюдением запрета на употребление алкоголя, сигарет и устанавливали личности подгулявших подростков. При оказании сопротивления или в случае антиправительственной критики они обращались в гестапо или полицию.

Хотя до 1939 года членство в Гитлерюгенд формально оставалось добровольным, мало кто из детей и подростков смог противостоять ежедневному давлению и посулам большой организации. Восхищенно взирали шестилетние первоклассники на своих более старших товарищей, которые в форме и с ножами на поясах маршировали на службу. Им самим оставалось ждать еще долгих четыре года.

В условиях возрастающего влияния национал - социализма на германское общество Гитлерюгенд использовал в своих целях детское тщеславие и самолюбие, так как свое участие в служении народу и отчизне дети считали престижным занятием[39].

Спорт считался одним из первостепенных направлений деятельности Гитлерюгенд. Молодежь имела право посещать спортивные и физкультурные секции лишь при наличии членства в Гитлерюгенд. Гитлерюгенд успешно использовал желания молодых людей вести активный образ жизни и предлагал им такие возможности отдыха, которые прежде были доступны лишь детям из богатых семей. Поездки по Германии, путешествия, велосипедные туры, палаточные лагеря сулили молодежи массу приключений и впечатлений.

В тех случаях, когда человека не удавалось под­чинить и развратить духовно, за дело принималась машина террора, руководимая рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером (1900-45). Разветвленный ап­парат СС включал в себя и Главное управление им­перской безопасности (РСХА), куда входила злове­щая тайная государственная полиция (гестапо). В ведении СС находились концлагеря и Главное уп­равление по вопросам расы и поселения, проводив­шее в жизнь расовую концепцию Гитлера.

Согласно этой доктрине, арийцам, воплощаю­щим все добродетели, противопоставлялась группа, которая просто в силу принадлежности к определен­ной расе не могла не быть рассадником зла и мерзо­сти. По многовековой европейской традиции такой сатанинской расой считались, разумеется, евреи. Хотя тщательно разработанного плана их преследо­вания не было, но это всегда относилось к главным идеологическим целям нацизма. Террор и пропаган­дистские акции «снизу», от инсценированного Геб­бельсом бойкота еврейских магазинов 1 апреля 1933 г. до Хрустальной ночи 9 ноября 1938 г., когда по всей Германии прокатился массовый погром, че­редовались с государственно-правовыми мерами «сверху». Вслед за законом о чиновниках, принятом в мае 1935 г., последовал закон, отказывавший евре­ям в «почетном долге» службы в армии. Окончатель­но евреи были превращены в людей низшего сорта по Нюрнбергским законам 15 сентября 1935 г., со­гласно которым политические права и возможность

Террор и насилие были одной стороной режима, обольщение и развращение - другой. Не было ни одной социальной группы, которую бы не поддержи­вал и не подкармливал национал-социализм. На ра­бочих сильное воздействие оказали широко рекла­мируемые меры по созданию новых рабочих мест, например при строительстве стратегических автоба-нов, быстрое снижение безработицы, повышение мер социальной защиты на предприятиях, различ­ные льготы, предоставляемые им организацией «Крафтдурх фрейде» («Сила через радость»), кото­рая занималась организацией досуга и дешевых ту­ристических поездок.

Ремесленники и мелкие торговцы выиграли от по­вышения налогов на ненавистные им универмаги и от ужесточения требований при создании новых ремесленных мастерских. Крестьяне были довольны введением аграрных покровительственных пошлин и повышением цен на сельскохозяйственную продук­цию: Промышленников радовали запрещение проф­союзов и создание вместо них единого Германского трудового фронта, отмена тарифных договоров и рост государственных заказов, прежде всего в во-

Этим и объясняется успех нацизма внутри стра­ны. В отличие от демократии диктатура воздейство­вала на чувства и эмоции. Многие немцы, даже в принципе отклоняя национал-социализм, тем не менее считали, что он привнес в серую и холодную повседневность драматизм и страсть. Нацизм казал­ся романтически-эмоциональным протестом против бездушной рационализации человеческого бытия. Большую роль играло при этом обращение к тради­циям. Показательным в этом отношении был состо­явшийся 21 апреля 1933 г. День Потсдама, когда Гитлер и Гинденбург обменялись символическим руко­пожатием над гробницей Фридриха Великого, что должно было означать союз между старой Пруссией и молодым национал-социализмом. В технике ма­нипулирования массами нацистский режим достиг вершин виртуозности. Превосходно организован­ные Олимпийские игры 1936 г. в Берлине, ежегодно проводимые грандиозные партийные съезды и па­рады в Нюрнберге и многое другое пробуждали в людях чувства величия нации и гордости за свою принадлежность к ней.

Национал-социализм отличался двойственнос­тью, предельный модернизм сочетался с глубочай­шим архаизмом. С одной стороны, современные автобаны, мерседесы и фольксвагены, самые дешевые в мире радиоприемники, первый в мире реактивный самолет, с другой - древнегерманская мифология, орденские бурги СС, языческие праздники солнцеворота. Современнейшая техника и культ мракобесия слились воедино[40].

Таким образом, постоянно удовлетворяя жажду деятельности молодежи за счет организации ее досуга, Гитлерюгенд воспитывал новое поколение национал - социалистов. Был востребован активный, физически развитый, профессионально подготовленный, дисциплинированный молодой человек, который без колебаний мог выполнять все приказы диктатуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В деятельности Гитлерюгенд можно выделить определенные этапы и некоторые особенности.

В 20-е годы Гитлерюгенд не занимался собственно молодёжными делами, уделяя основное время политической деятельности. После прихода Гитлера к власти Гитлерюгенд как тотальная организация начал широко внедрять молодёжные формы работы.

Лишь с началом войны Гитлерюгенд постепенно вновь отказался от молодёжной работы как таковой, отдав предпочтение помощи фронту и идеологической пропаганде.

    В истории Гитлерюгенд можно наметить следующую периодизацию этого подразделения НСДАП:

    1) Этап становления организации - 1920-е -1933 гг.

В этот период Гитлерюгенд прошел несколько стадий. Зарождение в 1926 году и обретение собственного статуса В Национал - социалистической рабочей партии Германии, независимого от штурмовых отрядов, к которым до начала 30-х годов подчинялось руководство Гитлерюгенд стало важными вехами этого периода.

Уже тогда достаточно четко обозначились существенные различия между Гитлерюгенд и прочими молодёжными организациями (отсутствие собственно молодёжных форм работ, военно-иерархическая структура), которые определялись полной зависимостью первого от НСДАП.

Причем Гитлерюгенд не решал собственно молодёжных проблем как большинство юношеских организаций, а с самого своего создания выступал как кузница кадров для нацистской партии.

    2) Этап унификации молодежной жизни в Германии - 1933 - 1934 гг. Этот период характеризуется тем, что Гитлерюгенд получает новую, не только социальную, но и политическую роль.

Во-первых, в нацистском государстве Гитлерюгенд получил монопольные позиции на пути роспуска, унификации, запрета любых молодёжных организации.

Во-вторых, Гитлерюгенд смог овладеть теми формами молодёжной работы, которые были наиболее популярны у немецкой молодёжи в начале 30-х годов.

Проведя в течение года унификацию почти всей молодёжи Германии (полной унификации не подверглась еврейская молодёжь, которая была как бы изолирована от нового государства, и католическая молодёжь, которая в результате конкордата получила некоторую автономность) Гитлерюгенд устранил особенности молодёжной жизни времени Веймарской республики.

Были стерты социальная, половая и возрастная дифференсация молодёжной политики. Молодёжь стала представлять единый организм (не стоит забывать, что это обобщение было неизбежным, поскольку соответствовало планам нацистской верхушки).

    3)Этап превращения Гитлерюгенда в часть государственного организма, 1934-1939 гг.

Характеризуя данный этап, стоит заметить, что Гитлерюгенд, с одной стороны, получил самостоятельность в рамках системы Третьего Рейха. Рейхсюгендфюрер Гитлерюгенд подчинялся лично Гитлеру.

С другой стороны, говорить о идеологической самостоятельности Гитлерюгенд не приходится, так как он являлся не просто составляющей, а одним из важнейших социально-политических институтов нацистской диктатуры.

Гитлерюгенд был полностью интегрирован с систему Третьего рейха, о чем говорят Закон о Гитлерюгенд и дополнения к нему.

Важно то, что логическим завершением этого этапа стала предельная милитаризация молодёжи вообще и Гитлерюгенд в частности.

    4) Военный этап деятельности Гитлерюгенд - 1939-1945 гг.

Этот этап несет в себе как бы двоякое содержание: с одной стороны Гитлерюгенд, в годы войны - это молодёжное отражение фронта (особо это ярко видно в последний год войны, когда немецкая молодёжь выступила её непосредственным участником), с другой - Гитлерюгенд этого этапа - это отражение планов Гитлера по созданию новой Европы.

Крушение Третьего Рейха означало и крушение Гитлерюгенд в целом как организации.

    С исчезновением Гитлерюгенд возникает еще одна проблема - проблема ответственности людей, состоявших в Гитлерюгенд за преступления, совершенные нацистами.

Однако эта проблема носит чисто моральный характер, так как у немецкой молодёжи не было фактически выбора - она была обречена на членство в Гитлерюгенд.

История Гитлерюгенд учит нас тому, что созидательная энергия молодёжи, невостребованная в том или ином обществе, может быть направлена при помощи пропаганды на разрушительные и даже преступные цели.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Литература

1. Ватлин А. Н. Германия в ХХ веке. М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 368 с.

2. Вольфсон С.Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М.-Л., Соцэкгиз. 1935. - 220 с.

3. Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90 -х годов/Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999. с.24.

4. Галкин А. А. Германский фашизм. - М. – 1989. – 450 с.

5. Есипов В.В. Германский фашизм и культура: (Культурно-политологическая деятельность НСДАП в 1929-1939 гг.). - М., 1997. – 299 с.

6. История Германии: учебное пособие: в 3 тт./Под общ. ред.Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова I — М.:КДУ,2008, — Т. 3: Документы и материалы / отв. ред. С. А. Васютин, Ю. В. Галактионов, Л. Н. Корнева. — 592 с.

7. История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ.ред. Б. Бонвеча,  Ю. В. Галактионова I — М.: КДУ, 2008. — Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века / А. М. Бетмакаев, Т. А. Бяликова, 1Ю. В. Галактионо, [и др.]; отв. ред. 1Ю. В. Галактионов к сост. науч.-справ, аппарата А. А. Мить. —672 с

8. Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004. 288 с.

9. Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма/Пер с анг. Ю.Д. Чупрова. - М., ЗАО Центрполиграф, 2003. - 446 с.

10. Патрушев А. И. Германская история. М.: Весь мир знаний, 2003.- 256 с.

11. Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. – СПб.: Нева, 2004. 480 с.

12. Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. (1933-1939 гг.). - М., «Международные отношения», 1963. - 518 с.

13. Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режимаУ/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.

14. Устрялов Н. В. Германский национал-социализм.[Электронный ресурс] – М.: Паллада, 1994.Режим доступа:

file://localhost/C:/Users/86D2~1/AppData/Local/Temp/_tc/ustry019.htm\

Источники

15. Васильченко А.. «Школьная политика германского национал – социализма». [Электронный курс] /Режим доступа: http://redbaron88/narod/ru/bil/index.htm

16. Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 285 с.

17. http://3reih.ru/1/626.php

18. http://lib/aldebaran.ru/author/knopp_gvido/knopp_gvido_deti_gitlera/

19. http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vagner.html


[1] Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма/Пер с анг. Ю.Д. Чупрова. - М., ЗАО Центрполиграф, 2003. - 446 с.

 

[2] Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 285 с.

 

[3] Вольфсон С.Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М.-Л., Соцэкгиз. 1935. - 220 с.

[4] Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. (1933-1939 гг.). - М., «Международные отношения», 1963. - 518 с.

[5] Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режима/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.

 

[6] Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. – СПб.: Нева, 2004.-  480 с.

 

[7] Васильченко А.. «Школьная политика германского национал – социализма». [Электронный курс] /Режим доступа: http://redbaron88/narod/ru/bil/index.htm

 

[8] Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90 -х годов/Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999. с.24.

 

[9] Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – с.74

 

[10] Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режима/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.

 

[11] Васильченко А.. «Школьная политика германского национал – социализма». [Электронный курс] /Режим доступа: http://redbaron88/narod/ru/bil/index.htm

[12] Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режима/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.

[13] Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004.- с.112

 

[14] Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004. - с.119

 

[15] Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – с.83

 

[16] Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. – СПб.: Нева, 2004. – с. 140

[17] Галкин А. А. Германский фашизм. - М. – 1989. – с. 200

[18] Ватлин А. Н. Германия в ХХ веке. М.: Российская политическая энциклопедия, 2005.- с. 81

[19] Вольфсон С.Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М.-Л., Соцэкгиз. 1935. – с. 98

[20] Васильченко А.. «Школьная политика германского национал – социализма». [Электронный курс] /Режим доступа: http://redbaron88/narod/ru/bil/index.htm

[21] Устрялов Н. В. Германский национал-социализм.[Электронный ресурс] – М.: Паллада, 1994.Режим доступа:

file://localhost/C:/Users/86D2~1/AppData/Local/Temp/_tc/ustry019.htm\

 

[22] http://3reih.ru/1/626.php

[23] http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vagner.html

[24] Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – с. 155

 

[25] Галкин А. А. Германский фашизм. - М. – 1989. – с. 231

[26] Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004. - с. 188

[27] Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. – СПб.: Нева, 2004. – с.280

 

[28] http://lib/aldebaran.ru/author/knopp_gvido/knopp_gvido_deti_gitlera/

 

[29] История Германии: учебное пособие. — Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века / А. М. Бетмакаев, Т. А. Бяликова, Ю. В. Галактионо, [и др.]; отв. ред. 1Ю. В. Галактионов к сост. науч.-справ, аппарата А. А. Мить. —с. 225

 

[30] Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма/Пер с анг. Ю.Д. Чупрова. - М., ЗАО Центрполиграф, 2003. – с. 246

[31] Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004. – с. 228

 

[32] История Германии: учебное пособие— Т. 2: —с. 216

[33] История Германии: учебное пособие— Т. 2: —с. 218

[34] Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. (1933-1939 гг.). - М., «Международные отношения», 1963. - 518 с.

 

[35] Патрушев А. И. Германская история. М.: Весь мир знаний, 2003. –с. 185

[36] Устрялов Н. В. Германский национал-социализм.[Электронный ресурс] – М.: Паллада, 1994.Режим доступа:

file://localhost/C:/Users/86D2~1/AppData/Local/Temp/_tc/ustry019.htm\

 

[37] http://3reih.ru/1/626.php

 

[38] http://lib/aldebaran.ru/author/knopp_gvido/knopp_gvido_deti_gitlera/

 

[39] Есипов В.В. Германский фашизм и культура: (Культурно-политологическая деятельность НСДАП в 1929-1939 гг.). - М.,1997.–с. 186.

 

[40] Патрушев А. И. Германская история. М.: Весь мир знаний, 2003. –с. 189



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: