ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. | 3 |
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ…………………………………………… | 8 |
1.1.Становление Гитлерюгенд в Третьем Рейхе………………………….. | 8 |
1.2. Школа и Гитлерюгенд: сотрудничество или соперничество………... | 17 |
ГЛАВА 2. ПРОПАГАНДА ИДЕОЛОГИИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ НЕМЕЦКОЙ МОЛОДЕЖИ В ГИТЛЕРЮГЕНДЕ.. | 24 |
2.1. Организации, входящие в Гитлерюгенд……………………………… | 24 |
2.2. Идеология и принципы воспитания в Гитлерюгенд………………… | 29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. | 39 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………………………… | 42 |
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к изучению истории Третьего рейха возник сразу после его появления. Внимание историков привлекают проблемы социальной базы фашизма, его идеологии, механизма осуществления диктатуры и военно-политические аспекты нацизма.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в советской и восточно-европейской историографии темы молодежной политики Третьего Рейха всегда обходились стороной. Слишком уж бросалось в глаза сходство между практикой Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Не только цели, методы и инструменты идеологической обработки, при помощи которых шлифовались незрелые детские умы, но даже атрибуты Гитлерюгенд непременно ассоциировались с пионерской организацией и ВЛКСМ. Любой намек на сходство этих молодежных организаций пресекался немедленно, поэтому сегодня история Гитлерюгенд нам практически неизвестна.
|
|
В немецкой историографии изучение проблем развития педагогических взглядов, изменение приоритетов в воспитательной политике, школьной системе началось сразу после окончания Второй мировой войны. Однако, в работах историков не было результатов критического анализа соответствующих источников, во многом еще не доступных, они носили апологетический характер.
Начиная с 60-х- 70-х годов, когда происходит становление германской исторической науки, появляются первые фундаментальные работы.
Подробно проиллюстрировал характер нацистской культуры Дж. Моссе в исследовании «Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма»[1]. Ценность исследования Дж. Моссе заключается в том, что на основе разнообразных источников, автор раскрывает саму суть национал-социализма, его природу и механизмы идеологического воздействия на массы.
В период 70-х и 80-х гг. возросло внимание западногерманской историографии к социальной истории фашизма. Историков ФРГ волновали проблемы происхождения нацизма, причины его успеха и отношение к нему различных социальных слоев Германии, в том числе и молодежи. Другим направлением исследовательской работы немецких историков стало обращение к проблемам национал-социалистической педагогики и теории воспитания, а также рассмотрение системы школьного образования.
|
|
Начиная с 1990-х гг. взгляд немецких исследователей объединяет моральное осуждение нацизма и его преступлений, признание необходимости постоянной борьбы с неонацистской и неофашистской опасностью.
Заслуживает внимания работа немецкого историка Г.Кноппа «Дети» Гитлера», где автор приводит более 1000 свидетельств тех, кто был в гитлеровских организациях[2]. Это рассказы энтузиастов и активистов, которые и сейчас с любовью вспоминают о «прекрасных временах» в Гитлерюгенд и Союзе германских девушек, и воспоминания тех, кто, не задумываясь, выполнял приказы и мечтал об одном - пережить войну, и рассказы тех немногих, кто сомневался и пытался противостоять режиму. На основе свидетельств представителей «потерянного поколения» автор воссоздает всестороннюю картину общественной и политической жизни Германии времен Третьего рейха.
В отечественной историографии интерес к данной проблеме появился, в 30-е годы. Пожалуй, первой работой, посвященной школьной политике Третьего рейха, была монография С.Я. Вольфсона «Культура и идеология загнивающего капитализма», где автор сделал вывод, что идеалом фашисткой педагогики являлась «казарма для малолетних, в которой штурмовики дрессировали бы свою достойную смену»[3].
Среди советских историков, детально изучивших проблемы формирования германского фашизма можно назвать фамилии: Г.Л. Розанова, А.А. Галкина, П.Ю. и др.[4]
Работы отечественных исследователей в 60-е – 80-е г.г. могли публиковаться по проблемам фашизма, если вписывались в общепринятую схему анализа: фашизм - порождение империализма, если сюжеты не вызывали у читателя ненужных параллелей.
Только с 90-х годов начинают меняться исследовательские приоритеты изучения проблем национал-социализма. Важное место занимает рассмотрение Г.Г. Супрыгиной истории возникновения и эволюции национал-социалистической организации Гитлерюгенд. По мнению автора, с первых дней существования фашистского режима работа с молодежью стала одним из направлений внутренней политики, сосредоточенной на полном подчинении системе нацистского господства, через деятельность Гитлерюгенд должна была осуществляться идеологическая унификация подрастающего поколения в духе национал-социалистического мировоззрения[5].
Рассмотрению внутренней логики развития государственных институтов и социальной истории Третьего рейха посвящены работы историка О. Ю. Пленкова, в которых автор анализирует историю создания Гитлерюгенд, ее структуру, деятельность во время Второй мировой войны. Автор приходит к выводу, что, несмотря на особенный характер нацистского молодежного движения, его нельзя представить вне традиции немецкого молодежного движения[6].
Комплексное исследование государственной политики Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи в отечественной историографии отсутствует.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проследить осуществление государственной политики в сфере воспитания и школьного образования молодежи в Третьем рейхе.
Объект курсовой работы - деятельность Гитлерюгенд, элитных школ Третьего рейха и общеобразовательной школы на процесс социализации немецкой молодежи.
Предмет курсовой работы – организация Гитлерюгенд.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом курсовой работы были поставлены следующие задачи:
· проанализировать молодежную политику Третьего рейха;
|
|
· изучить возникновение и деятельность различных типов элитарных учебных заведений; вывести иерархию ценностей учащихся, сложившуюся в ходе учебных и внеклассных занятий;
· рассмотреть становление Гитлерюгенд в Третьем Рейхе;
· проследить нацификацию школьного образования; выделить основные этапы в национал-социалистической школьной политике;
· рассмотреть идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики; определить роль пропаганды в формировании мировоззрения немецких юношей и девушек;
· рассмотреть принципы организации и содержание национал-политического обучения.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1922-го по 1945 гг. Нижняя временная граница объясняется предпосылками становления Гитлерюгенд, приходом Гитлера к власти, распространением национал-социалистической идеологии, которая изменила приоритеты в образовании. Прекращение существования Третьего рейха определило верхнюю границу.
Анализ государственной политики в отношении молодежи производится через изучение идеологических составляющих национал-социалистической воспитательной практики, деятельность Гитлерюгенда, элитных школ Третьего рейха, а также через организацию обучения детей в общеобразовательной школе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ