Школа и Гитлерюгенд: сотрудничество или соперничество

 

Школьная система в кайзеровской Германии была неповоротливой, а воспитание молодежи являлось продуктом авторитарного чиновнического государства.

Учителя, как правило, не проявляли никакой инициативы, четко придерживаясь строго сформулированных планов, которые были составлены еще в доиндустриальный период.

В школах господствовала казарменная дисциплина, и ученики воспринимались исключительно как объекты для передачи сухих знаний[19].

Молодежное движение Веймарской республики помогало гуманизировать отношения в школьных классах, поддерживало неуклонно возрастающее участие родителей в деятельности, культивировало культурные и художественные направления работы школы, содействуя возникновению музыкальных и театральных групп, выступало за увеличение роли спорта и физкультуры в школе

Молодежное движение боролось за то, что молодежь должна обладать в школе большими индивидуальными возможностями, продвигая вперед внешкольную активность, которая должна была стать существенным компонентом воспитательного процесса[20].

Молодежное движение развивало представления о том, что учитель должен быть не только посредником в передаче знаний, а предводителем молодежи - первым среди равных.

На основании этого молодежное движение начало сформировывать группы из юношей и девушек, выступавших за совместное обучение. Важнейшим компонентом педагогических воззрений молодых активистов был тезис о самовоспитании молодежи, что было сформулировано в 1913 году на знаменитом слете Мейснера. Эта идея была весьма революционной для школьной системы кайзеровской Германии, так как предполагала право молодежи на формирование собственных убеждений, независимо от влияния взрослы[21].

Лишь под влиянием движения Перелетные птицы (Wandervogel), а также после 1918 года под влиянием членов Союзной молодежи, которые активно выступали за проведение школьной реформы, положение вещей в школе начало меняться.

Прогрессивные педагоги черпали свои идеи у движения Перелетных птиц: Немецкий сельский воспитательный приют Гремана Лютца, Вынекенская свободная школьная община Викенсдорфа и т.д.

Наибольшего расцвета экспериментальное направление нашло в период Веймарской республики, когда были созданы общественные школы и высшие народные школы, в которых в качестве учителей работали выходцы из молодежного движения[22].

Многие высшие народные школы были созданы непосредственно членами союзнической молодежи. Влияние членов молодежного движения Веймарской республики в сфере образования взрослых в различных ветвях образования и воспитания было достаточно велико.

Другим аспектом взаимодействия воспитания и молодежных организаций стало переселенчество.

Переселенческое движение вышло в 1918 году из молодежного движения.

Приход национал-социалистов к власти обозначил наступление особой эры в новейшей истории, периода, в котором радикальные концепции об отношении вопроса о взаимодействии государства и общества заняли место традиционных представлений. Каждая сфера жизни должна была находиться под контролем государства, чьими основополагающими направлениями были идеи и приказы А. Гитлера.

Естественно, успешная программа унификации общества не обошла стороной такую важную область, как сфера воспитания, охватывающая пространство от народных школ до университетов.

Национал-социалисты не делали секрета из того, что они рассматривают воспитание как одну из наиболее важнейших областей, гарантирующих усиление и дальнейшее существование режима.

Так на встрече с имперскими наместниками 6 июля 1933 года А.Гитлер заявил, что воспитание немецких людей к национал- социалистическому государственному восприятию приравнивается к важнейшим задачам современности.

С самого момента своего возникновения НСДАП активно пропагандировала политически организованное презрение в отношении рациональных, гуманистических духовных традиций западной цивилизации.

Особенно решительно национал-социалисты были настроены против либеральной и гуманистической системы воспитания Веймарской республики. Они пытались искоренить характерные для нее индивидуализм, заменив его развитием коллективной личности, внутренне определенной расистскими и строго идеологическими критериям.

Гитлеровский приговор преступному безумию воспитательной системы Веймарской республики усиливается решительными мерами, благодаря которым было произведено полное преобразование системы воспитания.

В течении всей своей карьеры Гитлер демонстрировал не только свое недоверие к академическому обучению, но и открыто проявлял презрение к учебе и всему интеллектуальному. Личные неудачи в школе, усугубленные военными переживаниями предопределили гитлеровскую установку в отношения образования. В «Моей борьбе», в своих речах и статьях он неоднократно подчеркивал, что необходимо содействовать новой ориентации воспитания, отвергающий академизм.

Акцент был сделан на политическом обучении молодежи, которое культивировало не только ее преданность государству, но также неизбежно задействовало, так и факторы как расовое мышление, воспитание характера, физические (позже военные) тренировки. Важность последних была неоднократно подчеркнута Гитлером[23].

Дошкольники воспитывались в детских садах, и уже там их начинали воспитывать в национал-социалистическом духе.

Школа делилась на три части. Сначала все дети четыре года посещали народную школу. Далее можно было выбирать:

· либо учиться еще четыре года в народной школе,

· либо шесть лет в средней школе,

· либо восемь в полной средней школе.

Через некоторое время была введена еще старшая ступень народной школы, в которой могли учиться особенно одаренные ученики народной школы.

Кроме того, были созданы элитные школы, национал - политические учебно-воспитательные заведения и средняя школа НСД. Эти школы можно было посещать уже на третьем-четвёртом году обучения, но они были платными и, кроме того, для учебы в них требовалось членство в Гитлерюгенд.

Уже на первом в своей жизни уроке дети получали буквари, которые готовили их к вступлению в Юнгфольк и давали представление о расовой теории.

Примером расового воспитания служит, например, такой эпизод: На уроке математики учитель спрашивает: «Сколько будет 2+3»? Ему отвечают: «Шесть». Тогда учитель говорит в ответ: «Это неверно, так считают только евреи, у немцев 2+3=5»[24].

В эпоху «времени борьбы» НСДАП в своих пропагандистских материалах уделяло особое место существующему конфликту поколений между молодыми и стариками, НСДАП изображала себя проводником идей молодого поколения, борцом против закостеневшей и упаднической системы республики.

Общие воспитательные задачи Гитлерюгенд лежали как внутри, так и снаружи учреждений системы образования.

В данной сфере направление деятельности и цели определялись исключительно гитлеровской концепцией воспитания.

Усилия Гитлерюгенд должны были быть направлены на создание и развитие системы воспитания, которая сделала бы молодежь убежденными национал-социалистами и направляла бы ее физические и духовные усилия на выполнение задач Третьего рейха.

Внешкольная роль Гитлерюгенд по мере необходимости увеличивалась, и первым шагом в этом направлении стала унификация большинства молодежных объединений и организаций в рядах Гитлерюгенд и подчиненных ей организаций - юнгфольк, юнгмедель, Союз немецких девушек.

Гитлерюгенд приобрел статус государственной молодежной организации. Принятие Закона о Гитлерюгенд в декабре 1936 года закрепило эту тенденцию, сделав обязательным членство в Гитлерюгенд для молодежи в возрасте с 10 до 18 лет.

Несмотря на то, что Закон о молодежной повинности был принят всего лишь в марте 1939 года, Закон о Гитлерюгенд в течении трех лет (1936-1939) был мощным инструментом для психологического и силового нажима для установления окончательного господства над немецкой молодежью.

К началу Второй мировой войны Гитлерюгенд насчитывал в себе более 8 миллионов членов (включая юнгфольк и "Союз немецких девушек").

Гитлерюгенд имел так же важное значение для сферы воспитания, так как он был поставлен в положение органа, который наряду со школой и семьей был ответственен за физическое, духовное и умственное воспитание молодежи в духе национал-социализма и готовности служению народу и народному сообществу.

Гитлерюгенд был единственным инструментом парии и государства, получившим тотальные права на выполнение внешкольного воспитания молодежи[25].

Стоит заметить, что каждый из аспектов молодежной работы Гитлерюгенд служил конечной цели - расовому сознанию, повиновению, преданности фюреру и Родине, вере в необходимость неограниченного самопожертвования, то есть Гитлерюгенд был нацелен на формирование способа мышления политических солдат, для этого руководители Гитлерюгенд постоянно напоминали немецкой молодежи о ее идентичности с национал-социалистическим режимом.

Мероприятия, проводимые Гитлерюгенд на неделе, были поводом для ежедневного внушения идеологии и мировоззрения национал-социализма посредством молодежных газет, радио и других пропагандистских средств[26].

Управление мировоззренческого обучения молодежи Гитлерюгенд четко контролировало содержание и объемы программы занятий.

 Германию охватила целая сеть учебных заведений Гитлерюгенд, которые должны были обеспечить непрерывный поток новых руководителей и функционеров для организации. Основанная в 1939 году в Брауншвейге Имперская академия молодежного руководства являлась, по сути, сердцем этой систем.

К середине 30-х годов стихийность действий членов Гитлерюгенд была значительно снижена. Это было связано во многом с ростом значения милитаристского воспитания, предполагавшего наличие жесткой дисциплины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: