Четвертой важной внутренней переменной организации является технология. При этом под технологией, по высказыванию специалиста по проектированию работ Льюиса Дейвиса, понимается «сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».
Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на вход системы, в форму, получаемую на выходе.
Влияние технологии на управление в значительной мере определяются стандартизацией, автоматизацией и сертификацией процессов.
Взаимоотношения между содержанием задач и технологией отражают наиболее известные классификации технологий (табл. 1):
· технологий промышленных предприятий исследовательницы управления Джоан Вудфорд;
· технологий организаций в широком смысле социолога и теоретика организаций Джеймса Томпсона.[12,стр.92]
|
|
Таблица 1 - Классификация технологий управления
Классификация технологий | |||
по Д. Вудфорду | по Д. Томпсону | ||
содержание | характеристика | содержание | характер истика |
1. Единичное, | Одновременно | 1. Интенсивная | Применение спе |
мелкосерийное | изготавливается | технология | циальных прие |
или индивиду | одно или малая | мов, навыков или | |
альное производ | серия одинаковых | услуг, для того | |
ство | изделий в качест | чтобы произвести | |
ве опытного об | определенные из | ||
разца либо для | менения в кон | ||
определенного | кретном материа | ||
покупателя и по | ле, поступающем | ||
его спецификаци | для обработки | ||
ям | |||
2. Массовое и | Изготавливается | 2. Многозвенные | Применяется се |
крупносерийное | большое количе | технологии | эии взаимозави |
производство | ство изделий, ко | симых задач, ко | |
торые идентичны | торые должны | ||
друг другу или | выполняться по | ||
очень похожи. | следовательно | ||
3. Непрерывное | Использует авто | 3. Посреднические | Осуществляются |
производство | матизированное | технологии | встречи групп лю |
оборудование, | дей, являющихся | ||
которое работает | или стремящихся | ||
круглые сутки для | быть взаимно по | ||
непрерывного | лезными | ||
изготовления (пе | |||
эеработки) одина | |||
кового по харак | |||
теристикам про | |||
дукта в больших | |||
объемах |
|
|
Представленные категории в обеих классификациях достаточно схожи. Многозвенные технологии в классификации Томпсона эквивалентны технологиям массового и некоторым формам крупносерийного производства в классификации Вудфорд. Интенсивные технологии в классификации Томпсона эквивалентны индивидуальным технологиям в классификации Вудфорд.
Посреднические технологии занимают промежуточное положение между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства.
Посреднические технологии в классификации Томпсона позволяют организациям использовать многочисленные вариации потребностей сторон, вступающих во временные отношения как звено цепи в непрерывной последовательности таких отношений. Поэтому посреднические технологии в классификации Томпсона рассматриваются как эквивалентные непрерывному производству в классификации Вудфорд.[12, стр.92]
Люди как фактор внутренней среды организации
Люди - пятая внутренняя переменная организации. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без их сотрудничества. Руководство достижения целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой системе управления. Руководство — отдельные менеджеры — не признают, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь, поставленных целей невелика.[10, стр. 176]
Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя (менеджера в роли лидера) и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Основными факторами, влияющими на индивидуальное поведение и успешность деятельности людей, являются:
· способности (как врожденные, так и приобретенные, развиваемые);
· предрасположенность (как потенциал человека в отношении выполнения конкретной работы);
· одаренность (как талант, открывающийся в определенной области);
· потребности (как внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо);
· ожидания (как формирование прогноза относительно результатов своего прогноза, основанное на прошлом опыте и оценке текущей ситуации);
· восприятие (как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений);
· отношение (как влияющее на поведение необъективное восприятие окружающей среды);
· точка зрения (как сформировавшийся и устоявшийся взгляд на вещи);
· ценности (как общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни).[12, стр.93]
Таким образом, после определения и характеристики всех компонентов внутренней среды, целесообразно рассмотреть различные подходы к определению параметров внутренней среды организации.