Технология деятельности организации

Четвертой важной внутренней переменной организации является технология. При этом под технологией, по высказыванию специалиста по проектированию работ Льюиса Дейвиса, понимается «сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».

Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на вход системы, в форму, получаемую на выходе.

Влияние технологии на управление в значительной мере определяются стандартизацией, автоматизацией и сертификацией процессов.

Взаимоотношения между содержанием задач и технологией отражают наиболее известные классификации технологий (табл. 1):

· технологий промышленных предприятий исследовательницы управления Джоан Вудфорд;

· технологий организаций в широком смысле социолога и теоретика организаций Джеймса Томпсона.[12,стр.92]

 

Таблица 1 - Классификация технологий управления

 

Классификация технологий

по Д. Вудфорду

по Д. Томпсону

содержание характеристика содержание характер истика
1. Единичное, Одновременно 1. Интенсивная Применение спе
мелкосерийное изготавливается технология циальных прие
или индивиду одно или малая   мов, навыков или
альное производ серия одинаковых   услуг, для того
ство изделий в качест   чтобы произвести
  ве опытного об   определенные из
  разца либо для   менения в кон
  определенного   кретном материа
  покупателя и по   ле, поступающем
  его спецификаци   для обработки
  ям    
2. Массовое и Изготавливается 2. Многозвенные Применяется се
крупносерийное большое количе технологии эии взаимозави
производство ство изделий, ко   симых задач, ко
  торые идентичны   торые должны
  друг другу или   выполняться по
  очень похожи.   следовательно
3. Непрерывное Использует авто 3. Посреднические Осуществляются
производство матизированное технологии встречи групп лю
  оборудование,   дей, являющихся
  которое работает   или стремящихся
  круглые сутки для   быть взаимно по
  непрерывного   лезными
  изготовления (пе    
  эеработки) одина    
  кового по харак    
  теристикам про    
  дукта в больших    
  объемах    

 

Представленные категории в обеих классификациях достаточно схожи. Многозвенные технологии в классификации Томпсона эквивалентны технологиям массового и некоторым формам крупносерийного производства в классификации Вудфорд. Интенсивные технологии в классификации Томпсона эквивалентны индивидуальным технологиям в классификации Вудфорд.

Посреднические технологии занимают промежуточное положение между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства.

Посреднические технологии в классификации Томпсона позволяют организациям использовать многочисленные вариации потребностей сторон, вступающих во временные отношения как звено цепи в непрерывной последовательности таких отношений. Поэтому посреднические технологии в классификации Томпсона рассматриваются как эквивалентные непрерывному производству в классификации Вудфорд.[12, стр.92]

Люди как фактор внутренней среды организации

Люди - пятая внутренняя переменная организации. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без их сотрудничества. Руководство достижения целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой системе управления. Руководство — отдельные менеджеры — не признают, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь, поставленных целей невелика.[10, стр. 176]

Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя (менеджера в роли лидера) и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Основными факторами, влияющими на индивидуальное поведение и успешность деятельности людей, являются:

· способности (как врожденные, так и приобретенные, развиваемые);

· предрасположенность (как потенциал человека в отношении выполнения конкретной работы);

· одаренность (как талант, открывающийся в определенной области);

· потребности (как внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо);

· ожидания (как формирование прогноза относительно результатов своего прогноза, основанное на прошлом опыте и оценке текущей ситуации);

· восприятие (как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений);

· отношение (как влияющее на поведение необъективное восприятие окружающей среды);

· точка зрения (как сформировавшийся и устоявшийся взгляд на вещи);

· ценности (как общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни).[12, стр.93]

Таким образом, после определения и характеристики всех компонентов внутренней среды, целесообразно рассмотреть различные подходы к определению параметров внутренней среды организации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: