Профилактика девиантного поведения

 

Одно из наиболее важных направ­лений в деле профилактики форми­рования отклоняющегося поведе­ния у детей и подростков - повы­шение роли семьи. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и се­мейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисе­мейного характера.

Во-первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.

В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и вос­питанию детей должна включать изучение следующих разделов:

- основы взаимоотношений в семье;

- внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;

- основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;

- основы семейного воспитания на различных этапах воз­растного развития ребенка, подростка (данное направле­ние решается чаще всего через школу, либо через центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.

Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения в начале века А. Дернова-Ярмоленко рекомендовала учить молодую маму:

- методике изучения ребенка на различных этапах его воз­растного развития;

- пониманию влияния на ребенка окружающей среды;

- умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею;

- методам и методике воспитательного воздействия на де­тей на различных этапах их возрастного развития [19, с. 78].

Наряду с изложенным для матерей рекомендовались специ­альные курсы по изучению ненормальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражне­ния и игры детей, прогулки и экскурсии с детьми и др.

Во-вторых, создание благоприятной нравственной обста­новки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.

Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего форми­руются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Од­новременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.

Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьян­ки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательно­го примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и со­циальном развитии растущего человека.

В-третъих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.

Как правило, в каждой нормальной семье родители заинте­ресованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педа­гогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам.

Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее ха­рактерным, из них можно отнести:

1. Антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания.

Характерное проявление поведения родителей через так на­зываемые «ложные авторитеты» описал А.С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, пе­дантства, резонерства, подкупа.

2. Утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми

и родителями удается, к сожалению, далеко не всем. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесооб­разного педагогического воздействия родителей на детей осо­бенно в подростковом возрасте, когда оно является наиболее важным.

В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравствен­ных ориентиров, нравственной позиции.

Речь идет о формировании главного стержня, определяюще­го последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, \своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над со­бой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполни­мым последствиям в воспитании человека.

В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформиро­вать у человека нравственно-волевые качества [19, с. 81-82].

Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств превращает че­ловека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуа­ции безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направлен­ность его волевой активности.

В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляю­щего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стиму­лирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.

Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в про­цессе применения принуждения в воспитании учитывать сле­дующее:

- не применять физическое наказание детей младше 3-х лет, так как это влияет на проявление их активности;

- воздерживаться от наказания детей и особенно подрост­ков в присутствии сверстников (публичное унижение по­давляет волю, травмирует психику);

- наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет (переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и мо­жет приводить к серьезным психическим травмам, фор­мировать отчуждение родителей от детей);

- наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраи­вать своего рода экзекуции как какую-то работу.

В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

В современных условиях значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии ал­когольного опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его де­градации, делает его уязвимым по отношению к опасным ин­фекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой - их употребление требует больших материальных средств, что по­буждает наркомана к уголовно наказуемым действиям.

В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убе­дительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в шко­ле, пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако на­иболее действенным средством воспитания выступает личный пример родителей, старших братьев и сестер, товарищей.

В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обуче­ние его методике работы над собой.

С давних пор известно, что важнейшая задача воспитания - подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем и его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравствен­ных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает ос­воить навыки работы над собой.

Профилактическая роль образовательных учреждений.Повышение воспитательной роли образовательных учрежде­ний в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков - еще одно важное направление деятель­ности общества.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обу­чения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической де­ятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

В условиях образовательного учреждения ребенок сталкива­ется с еще одним воспитателем-коллективом. Он входит в раз­личные группы, ощущает на себе их влияние.

Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредствен­но, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.

Путями повышения воспитательной роли образова­тельного учреждения выступают:

- повышение качества подготовки преподавательского со­става, формирование у него высокой педагогической куль­туры;

- создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической дея­тельности;

- побуждение преподавательского состава к самосовер­шенствованию, повышению своего педагогического мас­терства и педагогической культуры;

- создание при образовательных учреждениях социаль­ной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказыва­ющей помощь учителю и родителям в работе с ними; - развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного уч­реждения.

Взаимодействие семьи и общественности. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, административных органов по месту жительства является средством профилактики девиантного поведения детей и под­ростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспита­тельное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:

- организация методических семинаров при школах для ро­дителей (родительский лекторий, родительский семинар);

- повышение роли родительских комитетов в жизни шко­лы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

- создание попечительских родительских организаций при образовательном учреждении;

- приобщение к активному участию родителей в мероприя­тиях класса, школы;

- посещение учителями детей на дому (проявление заинте­ресованного участия в том, как живут ученики);

- помощь и поддержка родителей в воспитательной рабо­те с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.

Круг общения ребенка. Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка, оказывают те люди, которые непосредственно взаимодейст­вуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать,покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направле­нии они будут его вести.

Ребенок уже в детском садике оказывается в окружении оп­ределенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожа­лению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отноше­нии носит положительный характер. Данный факт свидетель­ствует о том, что от родителей, воспитателей требуется большое искусство умения управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. От них требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника от вли­яния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, со­обществ или, наоборот, стремиться обеспечивать целесообраз­ное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.

Внешкольная система консультирования. Развитие внешкольной системы консультирования и помо­щи семье и детям в преодолении девиантного поведения - еще одна важная задача профилактической работы.

В настоящее время создаются как государственные, так и не­государственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях, либо рекомендовать специализирован­ные центры по работе с детьми с девиантным поведением. Зна­чительная часть обращений в центры по работе с семьей отно­сится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные про­блемы детей и подростков, взаимоотношения с ними, наруше­ния взаимопонимания, конфликтность и др.

При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. В них дети имеют возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возмож­ности, получить консультации, помощь в подготовке к заняти­ям, приобрести новых товарищей, приобщиться к культуре.

Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориенти­рованы на самые малообеспеченные слои населения.

Однако, таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.

Специальные учреждения по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.В настоящее время имеются различные специальные обра­зовательные учреждения, в которых проводится перевоспита­тельная, реабилитационная работа с дезадаптированными де­тьми и подростками. Многие из них являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети туда поступают либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несо­вершеннолетних. Для перевоспитания и исправления исполь­зуются различные возможности по работе с детьми и подро­стками, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа.

Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры по работе с детьми девиантного поведения по месту жи­тельства (например, «Форпост» С. Т. Шацкого, «Четвертый мир» в Москве и др.). Таких центров пока немного. Создаются центры и на общественных началах. В них активно проводятся меро­приятия культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, туристической и других видов деятельности. В них работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями. Не­редко в специализированных воспитательных учреждениях практикуется приглашение для работы с воспитанниками са­мих родителей.

В специализированные воспитательные (перевоспитатель­ные) центры детей либо направляют специальные комиссии, либо дети сами туда приходят, либо сотрудники центров по ре­комендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.

Центры по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков и юношества.В современных условиях растет преступность среди молодежи. Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и воз­можностей его профилактики и преодоления показывает, что не­обходимо создание широкой сети центров, которые могли бы пред­метно заниматься дифференцированными группами молодежи.

Центры педагогической коррекции работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития.

Для эффективной работы такого центра необходимы:

- собственно центры, работающие по определенным на­правлениям в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);

- специально подготовленные специалисты широкого про­филя: медицинского, психологического и педагогического направлений.

Специалисты, способные обеспечить комплексную диагнос­тику ребенка. Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возмож­ности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;

- техническое оснащение диагностического центра и пе­дагогических кабинетов.

Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифицированной и достаточно полной диагностики, ни пе­дагогической коррекции, а, следовательно, и добиться наиболее оптимального результата;

- широкая информация учителей, социальных служб, се­мей, педиатров о центрах педагогической коррекции и их возможностях. Это позволит своевременно, на ран­них этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции;

- взаимосвязь центров педагогической коррекции со специ­альными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, про­ходящих или прошедших педагогическую коррекцию.

Центры педагогической реабилитации могут быть ориенти­рованы на работу с различными категориями детей, нуждающи­мися в педагогической реабилитации - восстановлении утра­ченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реа­билитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диаг­ностики и определения методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают педагогические проблемы работы с жертвами насилий. В современных условиях таких лю­дей, к сожалению, много. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилий, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших людей растет, и потому растет необходимость развития специальной реабили­тационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и практическо­го опыта работы с различными категориями жертв насилий.

Усиливается алкоголизация и наркоманизация молодежи. Данный факт также требует открытия специальных центров медико-социально-педагогического характера. В таких центрах нужны комплексные усилия врачей, психологов и социальных педагогов. Полезным в работе с наркоманами может оказаться соответствующий зарубежный опыт.

Современная практика свидетельствует о необходимости со­здания специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, вышедших после завершения срока нахождения в специаль­ных образовательных учреждениях, в пенитенциарных учрежде­ниях. Необходимость таких центров велика и потому, что подрост­ки чаще всего возвращаются в прежнюю среду. Данный факт очень часто имеет негативные последствия для бывших осужден­ных. В условиях адаптации в специальном реабилитационном центре специалисты могли бы обеспечить квалифицированную помощь такому подростку в этот исключительно сложной и критический период, помогли бы обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и таким образом получить возможность нормаль­ной жизнедеятельности по месту жительства либо в ином месте.

Для прибывших из заключения также нужна адаптация и помощь в трудоустройстве, в противном случае человек ока­зывается в исключительно сложных условиях, побуждающих его вернуться на прежний путь. Особенно данная проблема при­обретает актуальность в условиях растущей безработицы.

 Позитивное и негативное влияние СМИ.Известна большая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современ­ные СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Активно внед­ряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообраз­ными информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информа­ционной и видеопродукции, пропагандирующих насилие, сво­бодный секс, идеи легкого бизнеса. Такого рода информация бесконтрольно демонстрируется на всех каналах телевидения, широко представлена в виде видеокассет. Это постепенно фор­мирует образ действий у людей, не имеющих твердых нравст­венных основ, выступает, как уже отмечалось, своего рода учеб­ным пособием по криминальной деятельности.

Следует, однако, подчеркнуть, что ежедневно по телевиде­нию предлагается и много полезной информации для развития детей и подростков, безусловно, имеются интересные, поучи­тельные видеозаписи. В этих условиях резко возрастает роль родителей в управлении процессом общения ребенка с телеви­дением. Педагогически целесообразное руководство поможет способствовать разностороннему развитию детей и подростков и одновременно предупреждать их нравственное развращение.

В современных условиях издается множество разнообразной печатной продукции, которая также может активно использо­ваться как в воспитании, так и способствовать извращению ду­ховных взглядов и интересов детей и подростков. Данный факт диктует необходимость повышения роли семьи и школы в на­правленном использовании печатной продукции в разносто­роннем воспитании подрастающего поколения и защиты его от низкопробной, разлагающей, не соответствующей возрасту и уровню его духовного развития.

Одним из направлений, способствующих повышению воспи­тательной роли СМИ, по международному опыту, является созда­ние общественного центра контроля за нравственной направ­ленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи.

Каждому человеку присущи свои информационные потреб­ности. Под ними понимают потребности человека к различным видам, качеству и объему информации. Информационные по­требности выступают как фактор социальной зрелости, актив­ности и самореализации личности. Существует понятие инфор­мационно-педагогическая культура человека. Оно является показателем воспитанности человека, проявления его отноше­ния к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, их целесообразному использованию в самообра­зовании и самовоспитании.

В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании информационной культуры у подрастающего по­коления, которая позволит, в определенной степени, оградить мо­лодежь от всеядности и научит ее более избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.

Таким образом, работа с подростками и детьми «группы риска» должна проводиться по всем направлениям, от семьи до учебного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: