ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.
Вопросов много. Одно можно сказать, что оставленные без внимания подростки, если ничего не изменить, составят угрозу для общества. Они могут в недалеком будущем влиться в теневую экономику, криминальный мир, будут использоваться в политических и других «играх».
Группы риска - это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, к биологической гибели.
|
|
Согласно определению, содержащемуся в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1).
В данном работе рассматриваются категории детей и подростков группы риска, наиболее незащищенных в социальном плане, порой брошенных на произвол судьбы (дети-сироты, безнадзорные и беспризорные, подростки с девиантным поведением, дети-инвалиды).
Объект исследования – дети и подростки «группы риска».
Предмет исследования – социальная работа, проводимая с детьми и подростками «группы риска».
Цель работы – исследовать основные направления социальной работы с детьми и подростками «группы риска».
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «группы риска».
|
|
2. Выявить проблемы социальной работы с детьми и подростками «группы риска».
3. Изучить работу социального педагога с детьми и подростками «группы риска».
4. Проанализировать методы работы с детьми и подростками «группы риска» в железнодорожном училище.
Методы работы:
1. Методы анализа и синтеза научной, методической, публицистической и периодической литературы.
2. Социологические методы (опрос, интервьюирование, наблюдение).
3. Методы математической статистики.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ
Понятие детей и подростков «группы риска»
В литературе часто встречается понятие «трудный» ребенок и подросток или относящийся к «группе риска». Что значит «группа риска»?
Данный термин обычно используют специалисты-медики для обозначения лиц, предрасположенных к той или иной болезни и нуждающихся в связи с этим в проведении специальных профилактических мероприятий. В настоящей работе термин «группа риска» вводится для обозначения особой группы подростков. Симптоматика, в соответствии с которой их можно было бы отнести к категории наркоманов, алкоголиков, т. е. больных, имеющих ряд определенных признаков, у них не выявлена. Однако на этих подростков следует обратить особое внимание, чтобы не допустить развития заболевания.
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
Основные виды девиантного поведения - это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр[13, с. 126].
Девиантное поведение-это:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства [3, с. 56].
Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение - социологией, психологией, психиатрией и другими науками.
К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологии и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийства.
К социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяжничество и другие правонарушения.
|
|
Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:
1) Акцентуированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических воздействий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;
2) Психопатия - это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.
Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у подростков по ряду причин:
1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к подростку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительными к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Так, если молодого человека «посадить на иглу», то через 2-3 недели он становится наркоманом [3, с. 58-59].
Особенно провоцирует проявление ранее скрытой акцентуации или патологии период полового созревания. Он и сам может быть причиной психологических расстройств. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции.
|
|
Поскольку у подростков сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.
2. Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики:
- перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие;
- меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.
3. Перестройка «Я-концепции» - процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности. Извечный вопрос молодых людей - «Какой я?» - сопровождается эмоциональными переживаниями по поводу своей внешности или личностных качеств, заниженной самооценкой и самоуничижением.
Личностные расстройства проявляются в нескольких формах:
1. Отчуждение, которое проявляется в том, что ребенок, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Постоянные стрессы начинают угрожать его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать связь своего «Я» с травмирующей средой. Однако «уход» от конфликтной ситуации создает психологическую дистанцию между ребенком и окружением, которая вскоре перерастает в отчуждение. «Избегающий» индивид воспринимается окружением как человек странный и чужой.
Отчуждение означает утрату эмоциональной связи с ближайшим окружением, и «избегающий» испытывает дефицит положительных эмоций.
2. Деперсонализация имеет место тогда, когда отчуждается собственное «Я», т. е. утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, апатия и безразличие становятся доминирующими, притупляются эмоции. В современных условиях подростки часто жалуются на кризисные состояния психики. Если такие переживания становятся хроническими, то нужна консультация психиатра.
3. Депрессия – это состояние аффекта с отрицательным эмоциональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В молодости такие состояния являются обычным делом. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится неинтересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Чувство вины за события прошлого перед лицом жизненных трудностей сопровождается резким снижением самооценки. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, работоспособность заметно снижается. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства.
Характер протекания депрессии разнообразен, она может принимать следующие формы:
· локус контроля (он характеризуется склонностью человека приписывать ответственность за важнейшие события или самому себе, или другим людям. Во втором случае человек считает, что его жизнь в целом зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц могут привести к суицидальным попыткам);
· бред физического недостатка(он возникает в период полового созревания, затрагивает преимущественно девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными [13, с. 45-46].
В отсутствие посторонних они подолгу рассматривают себя в зеркале, думают с помощью косметических операций «исправить нос» или «удалить жир из ягодиц и живота». В этом случае нужна консультация психотерапевта);
· синдром философской интоксикации (интерес молодых к проблемам бытия - явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мироздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а также контакты с НЛО. Поднимая глобальные проблемы, они не могут внятно изложить свои мысли. Синдром «сверхценной идеи» - это признак вялотекущей шизофрении);
· учебные неврозы или фобии (они проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто страдают неврозами школьники. Беда школы в том, что подчас в ней насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют функции надзирателей).
Трудность в распознании юношеской патологии состоит в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и касается нормальных молодых людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированными характерами.
В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертим, поскольку повышенно активен; этот шизоид, так как замкнут и неразговорчив; этот конформист, так как зависит от настроения окружения, и т. д. Вот почему «психологический ликбез» нужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.
В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение:
- в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных;
- в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания;
- в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов».
Морально-этический фактордевиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием.
Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты - алкоголики, наркоманы, проститутки - в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения.
Известный социолог Р. Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что, если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством [13, с.48-49].
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими людьми и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Воспитательный фактор в подростковом возрасте - это школа, которая может способствовать проявлению и развитию асоциального поведения подростков. Существенную роль в этой связи играют ориентиры школы и стиль осуществляемой в ней воспитательной работы. Так авторитарный характер воспитательной работы с применением педагогических средств, в которых преобладают различного рода санкции, наказания и ограничения; организация, формы, методы обучения, не создающие возможностей для успеха каждого подростка и недостаточная готовность учителей к работе с трудными детьми, могут выступать в роли «отклоняющегося» фактора поведения подростков.
Малая или дружеская группаможет также являться фактором отклоняющегося поведения у подростков, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены этой группы в своем поведении. Если во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если во взаимоотношениях в группе распространена анти-школьная субкультура, проявляется неприемлемость школы и любого процесса обучения.
Особо следует отметить влияние средств массовойинформации на формирование личности подростков. Телевизионные передачи, видеозаписи, насилие, разврат, различные способы противоправного обращения толкают подростков в круговорот преступного бизнеса.
Таким образом, неблагоприятные условия жизни, воспитание в семье и школе, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения подростков.