Понятие детей и подростков «группы риска»

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзор­ных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нрав­ственности и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.

Вопросов много. Одно можно сказать, что оставленные без внимания подростки, если ничего не изменить, составят угро­зу для общества. Они могут в недалеком будущем влиться в те­невую экономику, криминальный мир, будут использоваться в политических и других «играх».

Группы риска - это категории людей, чье социальное по­ложение по тем или иным критериям не имеет стабильно­сти, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, к биологической гибели.

Согласно определению, содержащемуся в Федеральном за­коне от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, сти­хийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находя­щиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонения­ми в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1).

В данном работе рассматриваются категории детей и подростков группы риска, наиболее незащищенных в соци­альном плане, порой брошенных на произвол судьбы (дети-си­роты, безнадзорные и беспризорные, подростки с девиантным поведением, дети-инвалиды).

Объект исследования – дети и подростки «группы риска».

Предмет исследования – социальная работа, проводимая с детьми и подростками «группы риска».

Цель работы – исследовать основные направления социальной работы с детьми и подростками «группы риска».

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие «группы риска». 

2. Выявить проблемы социальной работы с детьми и подростками «группы риска».

3. Изучить работу социального педагога с детьми и подростками «группы риска».

4. Проанализировать методы работы с детьми и подростками «группы риска» в железнодорожном училище.

  Методы работы:

1. Методы анализа и синтеза научной, методической, публицистической и периодической литературы.

2. Социологические методы (опрос, интервьюирование, наблюдение).

3. Методы математической статистики.

 



ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ

Понятие детей и подростков «группы риска»

 

В литературе часто встречается понятие «трудный» ребенок и подросток или относящийся к «группе риска». Что значит «группа риска»?

Данный термин обычно используют специали­сты-медики для обозначения лиц, предрасположенных к той или иной болезни и нуждающихся в связи с этим в проведении специа­льных профилактических мероприятий. В настоящей работе тер­мин «группа риска» вводится для обозначения особой группы под­ростков. Симптоматика, в соответствии с которой их можно было бы отнести к категории наркоманов, алкоголиков, т. е. больных, имеющих ряд определенных признаков, у них не выявлена. Однако на этих подростков следует обратить особое внимание, чтобы не допустить развития заболевания.

Оценка любого поведения подра­зумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоня­ющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

Основные виды девиантного поведения - это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального пове­дения состоит в том, что соверше­нию преступления предшествует, как правило, какая-то разновид­ность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуаль­ных отношений и пр[13, с. 126].

Девиантное поведение-это:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопато­логии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примы­кают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в преде­лах нормы.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в раз­личных формах социальной патологии - пьянстве, нар­комании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступ­лений. Если эти проступки незначительны и не прино­сят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохрани­тельные органы в лице милиции и судебных органов при­меняют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства [3, с. 56].

Вот почему преступность как вид девиантного поведения в ос­новном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение - социологией, психологией, психиатрией и другими науками.

К основным субъектам девиантного поведения можно отне­сти лиц, страдающих определенными формами психической патологии и склонных на этой основе к аморальному поведе­нию, попыткам членовредительства и самоубийства.

К социальной патологии можно отнести наркоманию и ток­сикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бро­дяжничество и другие правонарушения.

Таким образом, психические расстройства проявля­ются в двух формах:

1) Акцентуированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усиле­ны и человек уязвим для определенных психологических воздействий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чер­тами характера часто являются клиентами социально-ме­дицинских и правоохранительных служб;

2) Психопатия - это явное или скрытое отклонение от нор­мы психических качеств человека. Эти отклонения прояв­ляются в поведении, поступках, вербальном и невербаль­ном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.

Психические расстройства в форме акцентуаций воз­никают у подростков по ряду причин:

1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к подростку среда и общество предъявляют непосиль­ные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появле­нию так называемой умственной отсталости, т. е. созна­тельному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладывают­ся болезненные переживания с отрицательным эмоциональ­ным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенса­торах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Пере­ходный возраст делает подростка и юношу особенно чувстви­тельными к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Так, если молодого человека «посадить на иглу», то через 2-3 недели он становится наркоманом [3, с. 58-59].

Особенно провоцирует проявление ранее скрытой акцентуа­ции или патологии период полового созревания. Он и сам может быть причиной психологических расстройств. Так, ранняя сек­суальная жизнь и сексуальная невоздержанность может при­вести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуаль­ной немощи в форме импотенции.

Поскольку у подростков сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.

2. Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестрой­кой психики:

- перестраиваются такие важные психические процес­сы, как мышление, ощущение, восприятие;

- меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсив­ное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты тем­перамента, способности, задатки и пр.

3. Перестройка «Я-концепции» - процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» - это устойчивая и неповто­римая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с са­мим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, склады­вается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности. Извечный вопрос молодых людей - «Какой я?» - сопровож­дается эмоциональными переживаниями по поводу своей вне­шности или личностных качеств, заниженной самооценкой и самоуничижением.

Личностные расстройства проявляются в несколь­ких формах:

1. Отчуждение, которое проявляется в том, что ребенок, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоя­тельно выйти из нее. Постоянные стрессы начинают угро­жать его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать связь своего «Я» с трав­мирующей средой. Однако «уход» от конфликтной ситуа­ции создает психологическую дистанцию между ребенком и окружением, которая вскоре перерастает в отчуждение. «Избегающий» индивид воспринимается окружением как человек странный и чужой.

Отчуждение означает утрату эмоциональной связи с бли­жайшим окружением, и «избегающий» испытывает дефицит по­ложительных эмоций.

2. Деперсонализация имеет место тогда, когда отчуждается собственное «Я», т. е. утрачивается ощущение собственно­го тела, теряет смысл любая деятельность, апатия и без­различие становятся доминирующими, притупляются эмоции. В современных условиях подростки часто жалуются на кризисные состояния психики. Если такие пере­живания становятся хроническими, то нужна консульта­ция психиатра.

3. Депрессия – это состояние аффекта с отрицательным эмо­циональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кри­зисом духа. В молодости такие состояния являются обыч­ным делом. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все ок­ружение становится неинтересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Чувство вины за события прошлого перед лицом жизненных труд­ностей сопровождается резким снижением самооценки. В состоянии депрессии время как бы замедляется, насту­пает быстрая утомляемость, работоспособность заметно снижается. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства.

Характер протекания депрессии разнообразен, она мо­жет принимать следующие формы:

· локус контроля (он характеризуется склонностью человека приписывать от­ветственность за важнейшие события или самому себе, или другим людям. Во втором случае человек считает, что его жизнь в целом зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чув­ство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц могут привести к суицидальным попыткам);

· бред физического недостатка(он возникает в период полового созревания, затрагивает преимущественно девочек. Эти переживания, как правило, свя­заны с внешностью и широко варьируются от веснушек до пол­ноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными [13, с. 45-46].

В отсутствие посторонних они подолгу рассматривают себя в зеркале, думают с помощью косметических операций «испра­вить нос» или «удалить жир из ягодиц и живота». В этом случае нужна консультация психотерапевта);

· синдром философской интоксикации (интерес молодых к проблемам бытия - явление вполне нор­мальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мирозда­ния, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, ок­культные науки, а также контакты с НЛО. Поднимая глобальные проблемы, они не могут внятно изло­жить свои мысли. Синдром «сверхценной идеи» - это признак вялотекущей шизофрении);

· учебные неврозы или фобии (они проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отноше­ниях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вни­кать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто страдают неврозами школьники. Беда школы в том, что подчас в ней насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют функции надзирателей).

Трудность в распознании юношеской патологии состоит в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрыт­но и касается нормальных молодых людей, особенно это харак­терно для лиц с акцентуированными характерами.

В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертим, поскольку повышенно активен; этот шизоид, так как замкнут и неразговорчив; этот конформист, так как зависит от настроения окружения, и т. д. Вот почему «психологический ликбез» нужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими ме­тодами.

В основе девиантного поведения лежит прежде всего соци­альное неравенство. Это находит выражение:

- в низком, подчас нищенском уровне жизни большей час­ти населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных;

- в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания;

- в ограничении социально приемлемых способов полу­чения высокого заработка для молодых женщин и муж­чин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработи­ца, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов».

Морально-этический фактордевиантного поведения вы­ражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля ра­бочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием.

Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, рас­пространении наркомании и «продажной любви», взрыве наси­лия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты - ал­коголики, наркоманы, проститутки - в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения.

Известный социолог Р. Мертон, автор теории «двойной не­удачи», считает, что, если молодой человек не может удовлетво­рить своих потребностей ни в легальной творческой деятель­ности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к самораз­рушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством [13, с.48-49].

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, про­блемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в уче­бе, неумение строить взаимоотношения с окружающими людь­ми и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существо­вания.

Воспитательный фактор в подростковом возрасте - это школа, которая может способствовать проявлению и развитию асоциального поведения подростков. Существенную роль в этой связи играют ориентиры школы и стиль осуществляемой в ней воспитательной работы. Так авторитарный характер воспита­тельной работы с применением педагогических средств, в кото­рых преобладают различного рода санкции, наказания и огра­ничения; организация, формы, методы обучения, не создающие возможностей для успеха каждого подростка и недостаточная готовность учителей к работе с трудными детьми, могут высту­пать в роли «отклоняющегося» фактора поведения подростков.

Малая или дружеская группаможет также являться факто­ром отклоняющегося поведения у подростков, если присутству­ют асоциальные элементы в системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены этой группы в своем поведении. Если во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если во взаимоотношениях в группе рас­пространена анти-школьная субкультура, проявляется непри­емлемость школы и любого процесса обучения.

Особо следует отметить влияние средств массовойинформа­ции на формирование личности подростков. Телевизионные пе­редачи, видеозаписи, насилие, разврат, различные способы противоправного обращения толкают подростков в круговорот преступного бизнеса.

Таким образом, неблагоприятные условия жизни, воспита­ние в семье и школе, проблемы овладения знаниями и связан­ные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотноше­ния с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоя­нии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как са­мой острой формы девиантного поведения подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: