Результаты исследования особенностей типичных интересов современных школьников и условий их формирования

 

Анализ типичных интересов современных школьников показал, что наиболее распространёнными из них являются (все перчислить какие есть- 1 столбик). Мало распространены такие интересы как

Рейтинг ценностей представлен в таблице № (Приложение №). Наиболее популярные интересы связаны со спортом - 28% учеников, музыкой - 22% учеников, компьютером - 18%) учеников, Интернетом - 13%учеников, гулянием - 13% учеников, а так же телевидение, «ранетки» и «аськи» - 10% учеников. Эти интересы являются возрастными для современных школьников. Средства массовой информации, формируя молодёжную культуру прививают данные интересы.

Вместе с тем, называя свои интересы дети не всегда буквально ориентированы на наиболее общие для выборки. Так, интерес к «телевидению» занимает среди индивидуальных интересов наших школьников одно из последних мест. Это объясняется тем, что учащиеся школы широко охвачены кружковой работой, факультативными занятиями и дополнительным образованием. Многие (особенно младшие подростки) посещают ни один, а несколько дополнительных занятий по интересам.

Выявлено что, у 12% школьников на интерес повлияли сверстники, у 14% на интерес повлияла мода, телевидение, у 16 % - родители, у 24 % - учителя, педагоги дополнительного образования, 34% - сами. Очевидно, что современный социум оказывает серьёзное влияние на формирование интересов подростков и старшеклассников. Большинство названных интересов связано с тем, что школьники впитывают ценности общества потребления, когда СМИ, стремятся навязать молодёжную культуру потребителя. Такой подросток интересуется всё обновляющимися вещами, телефонами, компьютерами, новыми технологиями. Такой молодой человек развивается в обществе как потребитель. Вставить об обществе потребления. Такие интересы не являются индивидуальными для каждого человека, так как они общие для целого поколения и источником их формирования становится не уникальная личность школьника, а влияние социума.

Мы проанализировали глубину эмоциональной включённости школьников в интерес, так как только эмоциональная включённость делает интерес индивидуально значимым для личности и стойким, вплоть до влияния на выбор профессии. 96% ребят испытывают по отношению к своему интересу такие-то чувства: радость, удовольствие и даже восторг. При этом у учащихся 9-11 классов доминирует чувство долга наряду с другими чувствами, чего не наблюдается в более младших классах. Очевидно, что подготовка ко взрослой жизни делает наших школьников более ответственными в выборе интересов.

Нами анализировалась и познавательная активность школьников в сфере своего интереса: читают ли они об этом, стремятся больше узнать, рождаются ли у них после расширения кругозора всё новые и новые вопросы о предметах своего интереса. Оказалось, что 68% опрошенных ищут информацию в Интернете. С одной стороны это позитивный факт, говорящий об известной степени устойчивости и развития интереса. С другой стороны, познавательная активность ребят недостаточно связана с использованием книги как источника знаний - 12% читают на тему своего интереса. Вероятно, к ним следует прибавить ещё 16% школьников, которые разрабатывают проекты на тему своих интересов. При этом они непременно включаются в процесс анализа литературы, в том числе научной, по теме своего интереса. При этом учителем осуществляется научное руководство разработкой школьника, учитель следит за формированием проблемного мышления школьника. 21%% консультируются со знающими людьми, беседуют с учителями 25% о своём интересе. Это также отрадный факт, так как исследование показало, что четвёртая часть опрошенных детей доверяют педагога свои сокровенные чувства и потребности. У 10 % ребят нет познавательной активности в области своего интереса, что указывает на то, что интерес не развивается. Такие ребята предпочитают и специфические интересы: гулять, сидеть бездумно в Интренете, играть в компьютерные игры, бессодержательно общаться по «аське». За этими интересами не только философия потребительства, но и праздность – стремление отдыхать, не желание трудиться, поглощать блага, выработанные человечеством, но ничего не созидать.

Анализ показал, что интересы, сформированные под неконтролируемым влиянием социума, СМИ, часто не являются устойчивыми. Так, у 64% учащихся 5-6 классов интерес к телефонам, компьютеру, «ранеткам» и «аськам» появился не ранее, чем полгода назад. А у 6% эти интересы возникли даже в процессе диагностирования.

Этим интересам противостоят интересы, которые развивает школа и родители. Среди них на первых местах познавательный интерес, учение, спорт, занятия творчеством, исследованиями. Часто такой интерес ребята связывают с будущей профессией.

Вместе с тем интерес к спорту, музыке, рисованию, рукоделию, театральной деятельности является устойчивым во времени. Он подкреплялся на протяжении не одного года занятиями в специальных кружках и секциях, сопровождался помощью педагогов и родителей. Познавательный интерес в сфере своего увлечения поднимает эту увлеченность на более высокую ступень. Анализ показал, что работа педагогов по развитию интересов детей направляется на усиления эмоциональной включённости школьника в сферу интереса и развитие познавательной активности в области интереса. Например, дети пишут исследовательские и проектные работы по следующим проблемам, которые их заинтересовали: написать список.

О секциях и кружках. Присоединить то, что сделано прежде, и сделать ссылки на приложения по прежним таблицам. Анализ показывает, что педагоги школы стремятся предложить детям как можно большее количество кружков, секций и факультативов. Это даёт возможность:

- пробудить в каждом большее количество интересов, чтобы каждый школьник сумел реализоваться в разнообразных сферах и найти то, что ему по-настоящему по душе;

- стимулировать познание в области своего интереса,

- найти отличие между тем, что интересует всех сверстников, и тем, что, важно только мне как личности.

Содержание предлагаемых учителями кружков отражает и увлечения самих педагогов. В результате учителям удаётся стимулировать положительные эмоции школьников, увлекать, заинтересовывать. Так же содержание факультативов и кружков отражает большинство интересов школьников. Однако к старшему звену школы наблюдается расхождения между интересами ребят и факультативами, предлагаемыми школой, а кружки посещаются реже. Анализ программ факультативов показывает, что учителя и старшеклассники начинают сосредотачивать своё внимание на выпускных экзаменах, подготовке к ЕГЭ и поступлению в профессиональное учебное заведение. Как правили к этому времени интересы уже сформировались, а 98 % ребят определились с будущей профессией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: