Начальный этап реформ: новые архитектурные решения

Повышение затратной эффективности стало главным лейтмотивом реформирования системы здравоохранения. Важнейшими приоритетами начального этапа были определены следующие: создание института общей врачебной практики, создание национальной модели системы экстренной медицинской помощи, выделение социально значимых контингентов населения и заболеваний для бесплатного медицинского обслуживания, развитие системы платных медицинских услуг и негосударственного сектора здравоохранения, реформирование системы высшего и среднего медицинского образования.
Реформирование системы ПМСП началось в сельской местности. Старая пятиуровневая система сельского здравоохранения (ФАПы, сельские врачебные амбулатории, сельские врачебные больницы, районные и центральные районные больницы) была упрощена до двухуровневой (СВП­ЦРБ). Были организованы учреждения ПМСП нового типа – сельские врачебные пункты (СВП), в которых работают врачи общей практики (ВОП). К настоящему моменты в республике создано и функционируют более 3200 СВП. Была также реорганизована служба экстренной медицинской помощи, – Республиканский центр экстренной медицинской помощи включающая три уровня (РНЦЭМП), его 14 региональных филиалов и сеть отделений экстренной медицинской помощи в ЦРБ, которых насчитывается в настоящее время 160.
С чем связано такое внимание именно к этим направлениям медицинской помощи? С конца 60­х – начала 70­х годов начали развиваться такие затратно­эффективные универсальные врачебные отрасли, как общая врачебная практика (система ВОП, семейная медицина) и экстренная медицинская помощь (ЭМП). Универсальные врачи не сортируют пациентов по возрасту, полу, формам заболевания, они оказывают помощь всем. Но возникает вопрос, насколько реально при современном высоком уровне развития медицинской науки получить от универсальных врачей эффективную квалифицированную помощь для всех категорий населения и при всех заболеваниях. Несколько подходов позволяют решить эту проблему. Во­первых, универсальные специальности используют синдромальный подход, когда диагностика и лечение проводится не на основе выделения нозологических форм заболеваний, которых в современной медицине насчитывается несколько тысяч, а на основе выделения ведущих клинических симптомов и синдромов, количество которых может составлять лишь несколько десятков. Во­вторых, стандартизация лечебно­диагностического процесса, позволяющая добиться необходимого уровня эффективности при типичном течении заболевания в подавляющем большинстве случаев. А в относительно небольшом количестве случаев, когда клиническое состояние пациента неясно или имеется нетипичное течение заболевания, на помощь универсальным врачам приходят узкие врачи­специалисты, которые могут индивидуализировать диагностику и лечение. В­третьих, анализ заболеваемости показывает, что основную массу (до 80–95%) первичной заболеваемости составляет относительно небольшая группа заболеваний и клинических состояний в количестве около 100–150, поэтому универсальные врачи концентрируются на выявлении и лечении именно этих заболеваний. Соответственно, до 80–95% первичных обращений в первичную сеть здравоохранения может самостоятельно и эффективно обслуживать один врач общей практики (ВОП), а на начальном и самом критическом этапе экстренной медицинской помощи все диагностические и лечебные мероприятия может осуществлять один врач экстренной медицинской помощи (ЭМП). Таким образом, затратно­эффективные системы универсальных медицинских специальностей стали противовесом и эффективно дополнили дорогостоящие виды специализированной и высокотехнологичной медицины.
Важнейшим направлением реформирования стало также развитие системы негосударственных учреждений здравоохранения. Если до 1998 г. была осуществлена приватизация действующей аптечной сети и началось активное развитие сети частных аптек и частных фармацевтических производств, то после 1998 г. стала также активно развиваться частная медицина. К настоящему времени, по состоянию на 1 апреля 2009 г., количество функционирующих учреждений, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, составило 1590. Сегодня можно констатировать, что в крупных городах страны в секторе медицинских услуг уже создана реальная конкурентная среда, включающая государственные и негосударственные медицинские учреждения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: