Экономическая природа здоровья

Существует расхожая точка зрения, что внедрение рыночных механизмов в деятельность медицинских учреждений и системы обязательного медицинского страхования само по себе позволит решить все основные проблемы здравоохранения. Так ли это на самом деле?
Здоровье – не экономическая категория, оно не покупается и не продается. Покупаются лишь товары и услуги, которые определенным образом могут повлиять на состояние здоровья. При получении медицинских услуг покупатель платит не за состояние здоровья, а за его улучшение в результате получения медицинской услуги. Степень улучшения состояния здоровья и является показателем или количественным индикатором полезности медицинской услуги. К сожалению, реальные поведенческие стереотипы населения таковы, что среднестатистический житель не готов платить за услуги по охране и развитию здоровья, пока он здоров, зато при ухудшении здоровья он сделает это практически не задумываясь, исходя из своих возможностей. Только государство реально выступает покупателем услуг по формированию здорового образа жизни. В этих случаях полезность определяется как прямым экономическим эффектом в виде снижения бремени государства на охрану здоровья, так и косвенным экономическим эффектом в виде получения обществом должной прибыли от тех работников, которые в результате своего здорового образа жизни не заболели. При этом косвенный эффект на порядок и даже более может превышать прямой экономический эффект.
Для эффективного функционирования модели «идеального рынка» есть несколько условий: определенность знания потребителя в том, что ему нужно купить; отсутствие внешних эффектов, когда потребность в одной группе товаров не влияет на потребность в другой группе товаров; полные знания покупателя о потребительских свойствах товара или услуги и свобода принятия решения потребителем при покупке товара или услуги; действие на рынке большого числа производителей однотипной продукции, часть из которых в условиях конкурентной борьбы могут обанкротиться.
Реальный рынок медицинских услуг имеет принципиальные особенности, из-­за которых он не соответствует классической модели рыночной экономики. Главной его особенностью являются риск и неопределенность, так как никто заранее не знает, когда и чем заболеет, какая медицинская помощь при этом понадобится. При оказании медицинской помощи по одной причине изменяется потребность пациента в последующих медицинских услугах, например, оказание услуги вакцинации предупреждает развитие инфекционного заболевания. Из­-за информационной асимметрии получатель медицинских услуг не имеет о них необходимой информации и несвободен в принятии решений о выборе необходимого объема медицинской помощи, решения за него принимает врач. Наконец, наличие на одной территории большого числа поставщиков однотипных медицинских услуг нецелесообразно и невозможно, так как коллективы большинства медицинских учреждений, особенно средне-профильных и многопрофильных, создаются годами, а внезапное закрытие такого учреждения чревато серьезными социальными последствиями для населения данной территории.
Из вышесказанного следует ряд принципиальных выводов:
1. Экономическая природа здоровья соответствует модели не рыночной, а страховой экономики.
2. Реальный рынок медицинских услуг в корне не соответствует модели «идеального рынка».
3. Во взаимодействии «врач­-пациент» необходим посредник, защищающий интересы пациента.
4. Из­-за специфических особенностей медицинских услуг и их нерыночной природы государство должно активно участвовать в регулировании и контроле данного рынка.
5. Социальный характер медицинских услуг обусловливает необходимость государственной поддержки ряда сегментов данного рынка, как по отдельным социально значимым контингентам населения, так и отдельным социально значимым заболеваниям.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: