double arrow

Интуиция с точки зрения философии


В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания(интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».

Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.

Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как "истина", c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.




Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Б) Проблему "природа и общество" по-разному решают разные философские течения. Например, объективные идеалисты игнорируют связь общества с природой, рассматривая историю человечества не как развитие материального производства на земле, а как развитие мирового ума, абсолютной идеи. Субъективные идеалисты самую природу считают комплексом человеческих ощущений.



С количественной стороны общество определяется его численностью, а с качественного — характером отношений между людьми. Общество — это совокупность людей, объединенных стойкими связями.

Природа (географическая среда) и общество образовывают диалектическое единство. Она заключается в том, что социальная форма движения материи является высшей формой движения, которая ( как и другие) подчиняется действия законов диалектики.

 

3.

Религия (От лат. religio - благочестие, набожность, святыня) -

мировосприятие, одушевленное верой в Бога.  Это не только вера или

совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости

и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и

достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы

- Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека вхудожественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людямпознавать его, служит могучим средством политического, нравственного ихудожественного воспитания.Искусство (художественное познание) – творческая деятельность, впроцессе которой создаются художественные образы, отражающиедействительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структуройхудожественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни(живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино).Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональноесостояние художника (музыка, хореография, архитектура).Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидетьрезультаты его практического преобразования свойственно не только науке, нои обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ееоснове. По мере того как развитие практики опредмечивает в орудиях функциичеловека и создает условия для исчезновения субъективных  и антропоморфныхнаслоений при изучении внешних объектов, в обыденном познании появляютсянекоторые виды знаний о реальности, в общем-то сходные с теми, которыехарактеризуют науку.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: