Ребёнок в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Когда малышу исполняются 3 месяца, большинство родителей испытывает облегчение: налаживается определённый режим дня, по некоторым движениям ребёнка можно угадать, чего он хочет, обычно в этом возрасте дети хорошо спят ночью по 6-8 часов. Вместе с тем, происходит интенсивное нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребёнок начинает активно гулить и лепетать.

На четвёртом месяце ребёнок уже приподнимает голову из положения на спине. Лёжа на животе, он приподнимается, опираясь на локти и предплечья. При поддержке подмышки хорошо опирается на ножки. Заметно совершенствуются движения мышц. Ребёнок пытается поворачиваться со спины на бок, менять положение тела, пытаясь дотянуться до игрушки. Если малыш в период бодрствования подолгу занимается игрушками, ощупывает их, удерживает вложенный в руку предмет, то это можно считать хорошим показателем его развития. Стремясь достать привлёкшую внимание игрушку или предмет, малыш поворачивается на бок, со спины на живот, пытается подползти к игрушке, то есть использует новые движения.

3-4-х месячный ребёнок подолгу разглядывает свои руки, лёжа на спине, с удовольствием изучает их, засовывая в рот.

В 5-ти месячном возраст е малыш открывает для себя новый предмет для сосания - свои ноги. Сняв носочек и засунув ножку в рот, он смеётся от удовольствия.

К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно, а с поддержкой - все малыши. И теперь они смотрят на мир так же, как и взрослые, оглядываясь вокруг и изучая все предметы и людей, попадающие в поле зрения.

Быстрыми темпами идёт психическое развитие. Малыш к пяти месяцам узнаёт маму, папу, сестрёнку или братика и всех близких, кто ухаживает за ним более или менее регулярно. Малыш реагирует на тон речи. Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу певуче гулит. С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, если мама читает ему детские стихи. Своё отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

Приблизительно в 5-6 месяцев многие дети начинают ползать. В это время полезно отгородить в комнате безопасное место и предоставить малышу полную свободу действия. Он с удовольствием заползет в каждый уголок, будет ощупывать каждый предмет (необходимо позаботиться о безопасности малыша заранее - убрать всё, что может сломаться, упасть на него, обезопасить электрические розетки, не давать ему мелких предметов и игрушек, которые могут сломаться).

В 5-6 месячном возрасте в жизни малыша появляются новые предметы обихода: кружка и ложка, с помощью которой малышу дают прикорм. С этого же возраста можно прививать малышу навыки опрятности - умывать и переодевать после кормления, вытирать рот салфеткой, если он испачкался.

К шести месяцам многие дети начинают произносить отдельные слоги ("па-па", "ба-ба", "ма-ма", "да-да", "дай" и т.д.), повторяя их за взрослыми. Поэтому всем, кто ухаживает за ребёнком, необходимо постоянно разговаривать с ним, при этом чётко произносить слова.

Возраст 5-6 месяцев - это возраст становления эмоционального общения. Чем больше любви и нежности Вы подарите своему малышу, тем большая отдача ждёт Вас в будущем. Не бойтесь говорить малышу о том, как его любите, ласкайте его, общайтесь с ним - и наградой Вам будет счастливая улыбка на прелестных детских губах

Весь мир во рту

Немножко погрызть ножку стула, томно пожевать телефонный провод, облизать игрушки, лежащие на полу, лениво укусить проходящую мимо собаку, старательно засунуть в рот все мелкие соринки, найденные на полу, а в довершение всего отказаться от только что сваренного супчика - что может быть лучше для любопытствующего малыша и ужаснее для его заботливой мамы?!

Человек - уникальное существо. Во всем животном мире по законам природы детеныш в течение получаса пода еле появления на свет должен встать на ножки и быть готовым к передвижениям - так решается вопрос выживания. Новорожденный человечек тоже озабочен тем, чтобы поддержать свое отдельное существование в мире, где он вдруг оказался. Только для выживания ему нужно совсем другое: во-первых, присутствие мамы, во-вторых, умение сосать и сообщать миру о своих неприятностях, что, как известно, малыш делает одним и тем же "инструментом", ртом.

Активно пользоваться этим инструментом ребенок начинает еще в утробе матери. Доказательство тому - результаты ультразвукового исследования, которое проводится во втором триместре. На снимках или мониторе можно увидеть, как ребенок глотает и выплевывает амниотическую жидкость (в которой "плавает" в течение всех девяти месяцев), а иногда сосет свой большой пальчик.

Сразу после рождения младенец начинает самостоятельно дышать, у него появляется голос, а значит, и способность кричать, плакать. Кроме того, малыш инстинктивно пытается поймать грудь матери губами, старается активно сосать молоко, свои пальцы, пустышку. Все это означает, что ребенок готов к общению с мамой и окружающим миром.

Мама и малыш

До рождения малыша и маму связывает пуповина, после рождения ей на смену приходит рот. Согласитесь, это огромный шаг вперед, поскольку его использование позволяет ребенку быть более активным и независимым. Рот становится первым и пока единственным способом как-то влиять на окружающий мир. Малыш учится не только есть и кричать: вскоре он начнет улыбаться, гулить, а во время еды - выплевывать то, что не нравится, проявляя таким образом свое особое отношение к происходящему.

Рот позволяет ребенку не только выживать, но и получать удовольствие от жизни. Ведь пока отдельное существование не приносит малышу особой радости, поскольку влечет за собой периоды голода, холода и прочих неприятностей. Как правило, все это исчезает с появлением мамы, однако дискомфорт от независимого существования позволяет ребенку лучше понять собственные потребности, а затем с помощью матери получить тот мир, в котором может произойти осуществление его желаний.

Рот является самой активной частью тела малыша, поскольку участвует во всех важных открытиях и перипетиях. Поэтому отношение малыша к этой части самого себя, как к наиболее надежной, вполне естественно, понятно и оправданно. Конечно, пока это отношение неосознанно, но своему рту пятимесячный малыш доверяет настолько, что именно с его помощью начинает исследование окружающего мира.

Малыш и мир

Действительно, сначала мир попадает ребенку в рот. Вернее, то, что может быть обследовано ртом, и есть познаваемый мир. И если вы думаете, что этот способ исследований примитивен - опробуйте его сами! Закройте глаза (зрительная информация об объекте ни о чем не говорит четырехмесячному малышу) и попросите кого-нибудь подносить к вашему рту разные предметы (руки тоже могут сообщить вам о предмете то, что пока недоступно восприятию ребенка). Если вы сумеете преодолеть неловкость от кажущейся нелепости ситуации, то вам откроется совершенно новый (то есть хорошо забытый старый) мир, в котором есть все: запах, вкус, форма, размер, вес, температура - кроме цвета (кстати, поэтому малыши дольше всех остальных признаков предмета осваивают цвет).

С помощью рта малыш получает огромное количество информации, которая требует осмысления. Кстати, получаемые сведения содержат информацию и о его собственном теле. Ощущения, которые ребенок испытывает от сосания своих пальчиков, несколько отличаются от того, что он чувствует при сосании материнской груди или игрушки. Они позволяют ему постепенно начать отличать свое тело (себя) от остального мира.

В этом же возрасте (примерно 4-5 месяцев) на помощь рту приходят руки. Но они пока выполняют роль подсобных рабочих, которые доставляют экспериментальный материал в "лабораторию ученого". Малыш пока не понимает, что он сам действует своей рукой, да и физические возможности только развиваются и осваиваются. Пока они не идут ни в какое сравнение со ртом, которым малыш уже владеет в совершенстве. И кстати, рот по-прежнему остается органом, способным на самые активные действия: ведь именно там появляются зубы...

Зубы и руки

Появления первых зубов - радостное событие, как для родителей, так и для малыша. Но, по мере того как ребенок осваивает появившийся в его распоряжении новый "инструмент", радость родителей меркнет, особенно если мама продолжает кормить младенца грудью. Пока малыш не понимает, что может причинить боль, но потрясающие разрушительные способности зубов известны ему отлично, и он испытывает огромную радость, применяя эту силу на практике. Теперь ему доставляет удовольствие не только сосать, но и грызть. Причем если сосание напоминает малышу маму, сытость, тепло, безопасность и приносит прежде всего успокоение, то кусание олицетворяет собой способность вторгаться во внешний мир со своими правилами.

С возрастом малыш начнет понимать, что зубы могут причинять боль. После этого они обретут статус эффективного оружия, и ребенок будет пользоваться их услугами довольно длительное время. Во время ссоры двухлетний малыш скорее будет кусаться, чем помогать себе руками...

В это же время (6-12 месяцев) руки начинают "выходить на более активные позиции". Малыш, наконец, понимает, что они - часть его тела, а значит, их можно использовать по собственному усмотрению. Возросшие физические возможности позволяют ребенку все чаще включать руки в процесс освоения мира. Очень быстро они становятся равноправными помощниками рта. Однако вскоре у него появится шанс в последний раз "вырваться вперед". Это произойдет, когда малыш начнет говорить.

Взросление и речь

То, что рот может производить звуки, малыш знает с рождения. То, что на эти звуки всегда кто-нибудь придет, он узнает примерно в полтора месяца. Но то, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что-то сообщать другим людям, ребенок впервые понимает примерно в год. Это великое открытие меняет всю дальнейшую жизнь малыша, поскольку дает ему возможность общаться не только с близкими, но и со всеми людьми, говорящими на этом же языке.

Освоение речи - последняя важная функция рта, которая решающим образом влияет на развитие малыша. Конечно, еще несколько лет тренировок уйдет на то, чтобы развить артикуляционный аппарат и научиться выговаривать все звуки и слова. Но главное уже сделано. Естественно, что, найдя такой замечательный и универсальный способ общения, малыш не сможет от него отказаться. Функция рта как исследователя начнет постепенно ослабевать и вскоре благополучно исчезнет, то есть сменится новым значением - "производителя" речи. К полутора годам руки займут место рта, поскольку гораздо успешнее смогут исследовать мир, чем какой-либо другой инструмент. Затем на смену рукам придут глаза, которые к 2-3 годам будут вполне способны проанализировать форму и размер предмета так, как это сначала делал рот, а потом руки. И тут родители смогут вздохнуть с облегчением: малыш перестанет пробовать все на зуб, поскольку в этом просто отпадет необходимость!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: